Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Городкова А.В, судей Корнюшенкова Г.В, Зеленского А.М, с участием прокурора Поповой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационным жалобам Паршакова Н. М, Регионального отделения в Ленинградской области Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" и Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 2 сентября 2022 года по административному делу N 2а-10434/2022 по административному исковому заявлению Петровой О. А. к Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Кузьмоловскому одномандатному округу N 6 о признании незаконным решения о регистрации кандидата, отмене регистрации кандидата.
Заслушав доклад судьи Корнюшенкова Г.В, объяснения представителя Паршакова Н.М. и Регионального отделения в Ленинградской области Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" - Козлова В.Г, поддержавшего доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района - Воробьева С.А, полагавшего разрешение кассационной жалобы на усмотрение суда, возражения против кассационных жалоб представителя Петровой О.А. - Гулевского Ю.А, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Поповой Е.В, полагавшей апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 2 сентября 2022 года подлежащим оставлению без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения, изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Совета депутатов муниципального образования "Кузьмоловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области" от 21 июня 2022 года N 357 на 11 сентября 2022 года назначены выборы депутатов совета депутатов муниципального образования "Кузьмоловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области" пятого созыва.
Петрова О.А. обратилась во Всеволожский городской суд Ленинградской области с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнений заявленных требований, просила:
признать незаконным регистрацию Паршакова Н.М. кандидатом в депутаты совета депутатов МО "Кузьмоловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области пятого созыва по Кузьмоловскому одномандатному избирательному округу N 6, оформленную решением Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Кузьмоловскому одномандатному избирательному округу N 6 от 5 августа 2022 года N 4109.
обязать Территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Кузьмоловскому одномандатному избирательному округу N 6 отменить регистрацию Паршакова Н.М, в качестве кандидата в депутаты совета депутатов муниципального образования "Кузьмоловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области по Кузьмоловскому одномандатному избирательному округу N 6.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что она зарегистрирована кандидатом в депутаты совета депутатов муниципального образования "Кузьмоловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области по Кузьмоловскому одномандатному избирательному округу N 6, по тому же избирательному округу зарегистрирован кандидат в депутаты Паршаков Н.М, выдвинутый избирательным объединением - региональное отделение политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ".
Административный истец, ссылаясь на положения подпункта "г" пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пункта 4 части 1 статьи 65 Закона Ленинградской области от 15 марта 2012 года N20-оз "О муниципальных выборах в Ленинградской области", пункта 25.1.8 статьи 25 Устава Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ", которым предусмотрено согласование с Центральным советом выдвижение кандидатов в депутаты представительных органов муниципальных образований, в случае если их выдвигает общее собрание регионального отделения, полагает, что регистрация Паршакова Н.М. кандидатом в депутаты совета депутатов муниципального образования "Кузьмоловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области пятого созыва по Кузьмоловскому одномандатному избирательному округу N 6 произведена административным ответчиком с нарушением норм действующего избирательного законодательства и подлежит отмене: кандидатом не был представлен документ, подтверждающий согласование с Центральным советом его кандидатуры выдвигаемой в качестве кандидата в депутаты на выборах депутатов совета депутатов муниципального образования "Кузьмоловское городское поселение" Всеволожского муниципального района пятого созыва по Кузьмоловскому одномандатному избирательному округу N 6.
В соответствии с пунктом 1 решения Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района от 27 июля 2022 года N 4011 "Об извещении кандидатов, выдвинутых Региональным отделением в Ленинградской области Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" комиссией принято решение известить кандидатов в депутаты и выдвинувшее их избирательное объединение о выявленных недостатках в документах необходимых для выдвижения и регистрации. Паршаков Н.М. представил в Территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района решение Центрального Совета Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" от 8 июля 2022 года N 34/2 о согласовании его кандидатуры к выдвижению кандидатов в депутаты в совет депутатов МО "Кузьмоловское городское поселение". По мнению административного истца, указанное согласование должно было быть представлено в ТИК не кандидатом в депутаты, а Региональным отделением в Ленинградской области Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ", в этой связи ТИК не должна была принимать данный документ и учитывать при принятии решения о регистрации кандидата. Более того, представленная выписка из протокола Внеочередного общего собрания о выдвижении кандидата не содержит обязательных сведений о результатах тайного голосования по выдвигаемой кандидатуре и гражданстве кандидата, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 65 Закона Ленинградской области "О муниципальных выборах в Ленинградской области", а также свидетельствует о голосовании списком, а не за конкретного кандидата.
Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 25 августа 2022 года Петровой О.А. отказано в удовлетворении заявленных требований к Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Кузьмоловскому одномандатному избирательному округу N 6 о признании незаконной регистрации Паршакова Н.М. кандидатом в депутаты совета депутатов муниципального образования "Кузьмоловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области пятого созыва по Кузьмоловскому одномандатному избирательному округу N 6, оформленной решением Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Кузьмоловскому одномандатному избирательному округу N6 от 5 августа 2022 года N 4109; обязании отменить регистрацию Паршакова Н.М. кандидатом в депутаты совета депутатов муниципального образования "Кузьмоловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области пятого созыва по Кузьмоловскому одномандатному избирательному округу N 6.
Дополнительным решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 30 августа 2022 года Петровой О.А. отказано в удовлетворении заявленных требований к Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Кузьмоловскому одномандатному избирательному округу N 1 о признании незаконной регистрации Паршакова Н.М. кандидатом в депутаты совета депутатов муниципального образования "Кузьмоловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области пятого созыва по Кузьмоловскому одномандатному избирательному округу N 6, оформленной решением Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Кузьмоловскому одномандатному избирательному округу N 6 от 5 августа 2022 года N 4109; обязании отменить регистрацию Паршакова Н.М. кандидатом в депутаты совета депутатов муниципального образования "Кузьмоловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области пятого созыва по Кузьмоловскому одномандатному избирательному округу N 6.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 2 сентября 2022 года решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 25 августа 2022 года и дополнительное решение суда от 30 августа 2022 отменены. Принято по делу новое решение, которым административное исковое заявление Петровой О.А. удовлетворено частично. Признана незаконной регистрация Паршакова Никиты Михайловича кандидатом в депутаты совета депутатов муниципального образования "Кузьмоловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области пятого созыва по Кузьмоловскому одномандатному избирательному округу N 6, оформленная решением Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Кузьмоловскому одномандатному избирательному округу N 6 от 5 августа 2022 года N 4109. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе заинтересованных лиц Паршакова Н. М. и Регионального отделения в Ленинградской области Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 2 сентября 2022 года, поданной через суд первой инстанции 5 сентября 2022 года и поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 8 сентября 2022 года, ставится вопрос об отмене указанного апелляционного определения в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права, оставив в силе решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 25 августа 2022 года и дополнительное решение указанного суда от 30 августа 2022 года.
В кассационной жалобе Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 2 сентября 2022 года, поданной через суд первой инстанции 9 сентября 2022 года и поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 9 сентября 2022 года, ставится вопрос об отмене указанного апелляционного определения в связи с неправильным применением норм материального права, оставив в силе решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 25 августа 2022 года.
В обоснование кассационных жалоб их податели приводят доводы о том, что уточненный административный иск был подан административным истцом лишь 18 августа 2022 года, то есть за пределами установленного законом десятидневного срока для обжалования решения территориальной избирательной комиссии. Кандидатом Паршаковым Н.М. указанные в извещении территориальной избирательной комиссии нарушения были устранены в установленные федеральным законом сроки. Документ, подтверждающий согласование Центральным советом Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" выдвижения кандидатов был представлен в избирательную комиссию первым кандидатом из числа выдвинутых. Голосование за список кандидатов в целом, а не отдельно по каждой кандидатуре не является нарушением избирательного законодательства.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (части 2, 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 2 сентября 2022 года в кассационном порядке, допущено не было.
Положениями части 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, обращаться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов.
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В силу пункта 1 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата. В многомандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть кандидата на каждый депутатский мандат, подлежащий замещению в этом округе. В едином избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть один список кандидатов, а при проведении выборов выборного должностного лица - одного кандидата. Кандидат может упоминаться в списке кандидатов по единому избирательному округу только один раз.
В силу положений пункта 2 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях".
Как предусмотрено пунктами 2, 2.2, 3 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", кандидаты представляют в избирательную комиссию заявление в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности (пункт 2 статьи 33 указанного Федерального закона); вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляются:
а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения.
б) если законом на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона не предусмотрен иной срок представления указанных копий документов, - заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом;
в) если кандидат менял фамилию,. или имя, или отчество, - копии соответствующих документов.
Вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о счетах, вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата (пункт 3 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
Пунктом 14.5 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, помимо документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в законодательные органы субъектов Российской Федерации по одномандатным (многомандатным) избирательным округам - также в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидаты представляют в соответствии с пунктом 5 статьи 33 настоящего Федерального закона в окружные избирательные комиссии следующие документы:
а) нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа;
б) для общественных объединений (за исключением политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений) - копию устава общественного объединения, заверенную постоянно действующим руководящим органом общественного объединения;
в) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу;
г) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.
Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить её не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.
В силу положений пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основаниями отказа в регистрации кандидата, в числе прочих, являются:
для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях"; для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями, - несоблюдение требований пункта 2 статьи 35 настоящего Федерального закона (подпункт "б" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации");
отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации");
наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (подпункт "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
В соответствии с подпунктом "и" пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях", устав политической партии должен содержать положения, определяющие порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах.
По правилу, предусмотренному пунктом 4 статьи 25 Федерального закона "О политических партиях" решения о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления принимаются тайным голосованием.
В силу положений статьи 65 Закона Ленинградской области от 15 марта 2012 года N 20-оз "О муниципальных выборах в Ленинградской области" при выдвижении кандидата избирательным объединением в соответствующую избирательную комиссию также представляются решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему избирательному округу; решение съезда (конференции, общего собрания, собрания) о выдвижении кандидата оформляется документом, предусмотренным уставом политической партии, иного общественного объединения для принятия решений, а в случае, если уставом не определена форма данного документа, - выпиской из протокола. В документе, которым оформлено решение о выдвижении кандидата, должны содержаться следующие сведения:
число делегатов (участников), участвовавших в принятии решения;
число делегатов (участников), необходимое для принятия решения в соответствии с уставом избирательного объединения;
факт выдвижения кандидата с указанием фамилии, имени, отчества, даты и места рождения, гражданства, адреса места жительства, серии, номера и даты выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименования или кода органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина;
итоги тайного голосования по данному вопросу;
дата принятия решения (пункт 3 части 1 статьи 65 Закона Ленинградской области "О муниципальных выборах в Ленинградской области");
документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения (пункт 4 части 1 статьи 65 Закона Ленинградской области "О муниципальных выборах в Ленинградской области").
Согласно пункту 4 части 1 статьи 65 Закона Ленинградской области "О муниципальных выборах в Ленинградской области" в случае если избирательным объединением выдвинуто несколько кандидатов по многомандатному избирательному округу, а также в случае, если на избирательную комиссию возложены полномочия нескольких окружных избирательных комиссий и избирательным объединением выдвинуты кандидаты по нескольким одномандатным (многомандатным) избирательным округам, в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, документы, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей части, может представить уполномоченный представитель избирательного объединения либо первый представивший указанные документы кандидат, выдвинутый этим избирательным объединением. В таких случаях иные кандидаты, выдвинутые этим избирательным объединением, документы, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей части, в эту же избирательную комиссию могут не представлять.
Материалами дела установлено, что решением совета депутатов муниципального образования "Кузьмоловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 21 июня 2022 года N 357 назначены выборы депутатов совета депутатов муниципального образования "Кузьмоловское городское поселение" Всеволожского муниципального района пятого созыва на 11 сентября 2022 года.
Решением Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района от 21 июня 2022 года N 3949 полномочия окружных избирательных комиссий Кузьмоловских одномандатных избирательных округов NN 1-15 возложены на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района.
Решением Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Кузьмоловскому одномандатному избирательному округу N 6 от 2 августа 2022 года N 4075 зарегистрирована кандидат в депутаты Петрова О.А, выдвинутая в порядке самовыдвижения.
21 июля 2022 года Паршаковым Н.М. поданы документы в ТИК для выдвижения его по Кузьмоловскому одномандатному избирательному округу N 6 в качестве кандидата в депутаты совета депутатов МО "Кузьмоловское городское поселение" пятого созыва.
В соответствии с пунктом 25 статьи 25 Устава Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" предусмотрено согласование с Центральным советом выдвижение кандидатов в депутаты представительных органов муниципальных образований, в случае если их выдвигает Общее собрание регионального отделения.
Согласно представленной 21 июля 2022 года в ТИК выписке из протокола Внеочередного общего собрания Регионального отделения в Ленинградской области Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" от 18 июля 2022 года, кандидатом в депутаты по Кузьмоловскому одномандатному округу N 6 Региональным отделением партии выдвинут Паршаков Н.М. (л.д. 51-53).
Однако, документ о согласовании выдвижения кандидата с Центральным советом Политической партии в нарушение подпункта "г" пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" представлен не был.
27 июля 2022 года Территориальной избирательной комиссией Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Кузьмоловскому одномандатному избирательному округу N 6 принято решение N 4011 об извещении кандидатов в депутаты совета депутатов муниципального образования "Кузьмоловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области пятого созыва, выдвинутых Региональным отделением в Ленинградской области Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ", о том, что при проверке документов кандидата, представленных для выдвижения и регистрации выявлено отсутствие документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации, предусмотрено законом, и установлено несоблюдение требований закона к оформлению документов, а именно: 1) не представлен документ, подтверждающий согласование с Центральным советом кандидатуры выдвигаемой в качестве кандидата; 2) выписка из протокола внеочередного общего собрания о выдвижении кандидата не содержит обязательных сведений о результатах тайного голосования по выдвигаемой кандидатуре и гражданстве кандидата, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 65 Закона Ленинградской области "О муниципальных выборах в Ленинградской области".
29 июля 2022 года Паршаковым Н.М. в ТИК представлена выписка из протокола внеочередного Общего собрания Регионального отделения в Ленинградской области Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" от 18 июля 2022 (л.д. 60-62), содержащая более полные сведения о кандидате, чем содержалось в первоначально представленной выписке (л.д. 51-53). В представленную 29 июля 2022 года выписку добавлены сведения о гражданстве кандидата, и сведения о документе, удостоверяющем личность кандидата.
Кроме того, Паршаков Н.М. представил 29 июля 2022 года в ТИК копию решения Центрального Совета Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" от 8 июля 2022 года N 34/2 о согласовании кандидатур к выдвижению кандидатами в депутаты совета депутатов муниципального образования "Кузьмоловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области пятого созыва по Кузьмоловским одномандатным избирательным округам NN 1-15 (л.д. 63-64).
Решением Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Кузьмоловскому одномандатному избирательному округу N 6 от 5 августа 2022 года N 4109 зарегистрирован кандидат в депутаты Паршаков Н.М, выдвинутый Региональным отделением в Ленинградской области Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ".
Разрешая административное дело и отказывая в удовлетворении заявленных Петровой О.А. административных исковых требований суд первой инстанции исходил из того, что Паршаковым Н.М. был соблюден порядок выдвижения и регистрации кандидатов, установленный Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Проверяя законность и обоснованность судебного постановления в апелляционном порядке, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда с указанным выводом суда первой инстанции согласилась.
При этом, вопреки доводам кассационных жалоб, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из того, что регистрация Паршакова Н.М. кандидатом в депутаты совета депутатов муниципального образования "Кузьмоловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области пятого созыва по Кузьмоловскому одномандатному избирательному округу N 6 произведена административным ответчиком с нарушением норм действующего законодательства и подлежит отмене.
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с судом апелляционной инстанции не усматривает.
На момент принятия территориальной избирательной комиссией оспариваемого решения о регистрации кандидата имелись основания для отказа в регистрации кандидата, предусмотренные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Законом Ленинградской области "О муниципальных выборах в Ленинградской области".
Судебная коллегия отмечает, что как усматривается из представленного в материалы дела полного текста протокола внеочередного общего собрания Регионального отделения в Ленинградской области Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" от 18 июля 2022 года (л.д. 90-98), протокол не содержит требуемых в соответствии со статьей 65 Закона Ленинградской области "О муниципальных выборах в Ленинградской области" полных данных выдвинутого по результатам голосования кандидата Паршакова Н.М.: в протоколе о выдвижении отсутствуют сведения о месте рождения кандидата, о гражданстве, отсутствует указание на место жительства кандидата, отсутствуют серия, номер и дата выдачи паспорта кандидата. Между тем, перечисленные в статье 65 Закона Ленинградской области "О муниципальных выборах в Ленинградской области" сведения, не указанные в протоколе общего собрания регионального отделения партии, являются обязательными при оформлении документа о выдвижении кандидата.
Из материалов дела также следует, что в представленной кандидатом 21 июля 2022 года в ТИК выписке из протокола внеочередного общего собрания Регионального отделения в Ленинградской области Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" от 18 июля 2022 года сведения о кандидате были дополнены: указаны перечисленные в законе данные, которые отсутствуют в протоколе Общего собрания, за исключением сведений о гражданстве кандидата. Сведений о гражданстве указанная выписка также не содержит.
Вторая представленная кандидатом выписка из протокола внеочередного общего собрания Регионального отделения в Ленинградской области Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" от 18 июля 2022 года, которая представлена в ТИК 29 июля 2022 года, содержит еще более полные данные, чем первоначальный протокол общего собрания и ранее представленная 21 июля 2022 года выписка: добавлены сведения о гражданстве кандидата и сведения о наименовании документа, удостоверяющего личность кандидата - паспорт.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции правомерно установил, что содержание протокола общего собрания Регионального отделения в Ленинградской области Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" от 18 июля 2022 года, назначением которого является подтверждение выдвижения кандидата, не соответствует выписке из данного протокола, представленной кандидатом в ТИК 21 июля 2022 года, а также не соответствует выписке, представленной позднее, т.е. 29 июля 2022 года.
Выписка должна содержать необходимые реквизиты документа, точно воспроизводить дословно полный текст части документа по определенному вопросу, и не может содержать объем сведений, превышающий указанный в первоначальном документе. Между тем, в представленных кандидатом выписках 21 июля 2022 года и 29 июля 2022 года, также не совпадающих по тексту между собой, содержатся сведения, отсутствующие в первоначальном документе.
Помимо того, число зарегистрированных участников общего собрания Регионального отделения в Ленинградской области Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" от 18 июля 2022 года, указанное в протоколе общего собрания (10 человек), не совпадает с числом участников, которое указано в представленных выписках из протокола (11 человек).
Из положений пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" следует, что изменения в документы, содержащие сведения о выдвинутом кандидате, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению, вправе вносить только само избирательное объединение. Однако, сведений о том, что Региональное отделение Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" вносило изменения в протокол общего собрания от 18 июля 2022 года в избирательную комиссию не представлено, в материалы настоящего дела - также не представлялось.
Указанные нарушения в оформлении документа о выдвижении кандидата свидетельствуют о наличии оснований для отказа в регистрации кандидата, предусмотренных подпунктом "в1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Помимо того, на момент принятия комиссией оспариваемого решения о регистрации кандидата имелись основания для отказа в регистрации кандидата, предусмотренные подпунктом "б" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации": несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях".
Судом апелляционной инстанции правомерно установлено, что на общем собрании выдвигался единый список кандидатов на выборах в Ленинградской области, что не соответствует порядку выдвижения кандидатов по мажоритарной системе относительного большинства, применяемой на выборах в совет депутатов МО "Кузьмоловское городское поселение", тайное голосование по конкретной кандидатуре не производилось.
В силу пункта 4 статьи 25 Федерального закона "О политических партиях" решения о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления принимаются тайным голосованием.
Между тем, согласно материалам дела, выдвижение кандидата на внеочередном общем собрании Регионального отделения в Ленинградской области Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" произведено с нарушениями, поскольку тайного голосования по выдвижению кандидатуры Паршакова Н.М. на выборах не производилось; на общем собрании выдвигался единый список кандидатов и производилось голосование за список в целом на выборах в Ленинградской области на территории поселений разных районов области; утвержденный решением общего собрания Регионального отделения в Ленинградской области Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" бюллетень для голосования не предусматривает возможности голосования по каждой кандидатуре (л.д. 99-100).
Каждое из приведенных выше обстоятельств являлось достаточным основанием для отказа в регистрации кандидата.
С учетом изложенного, вопреки доводам кассационных жалоб, вывод суда апелляционной инстанции о том, что у административного ответчика отсутствовали основания для регистрации Паршикова Н.М. кандидатом в депутаты совета депутатов МО "Кузьмоловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области пятого созыва по Кузьмоловскому одномандатному избирательному округу N 6, следует признать правильным.
Доводы кассационных жалоб об устранении кандидатом Паршаковым Н.М. указанных в извещении территориальной избирательной комиссии нарушений не могут быть признаны основанием для отмены в кассационном порядке обжалуемого апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 2 сентября 2022 года.
Согласование от 8 июля 2022 года Центрального Совета Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" кандидатуры к выдвижению кандидатами в депутаты представлено в ТИК Паршаковым Н.М. 29 июля 2022 года после направления избирательной комиссией 27 июля 2022 года извещения в адрес кандидата и в адрес Регионального отделения в Ленинградской области Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ".
Между тем положениями подпункта "г" пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрена обязанность кандидата представлять в избирательную комиссию документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.
Соответственно, представление данного документа кандидатом не на стадии подачи заявления, как предусмотрено подпунктом "г" пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а на стадии выполнения требований избирательной комиссии, изложенных в извещении от 27 июля 2022 года, в порядке пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", не может быть расценено как нарушение, влекущее отказ в регистрации кандидата. Однако, обстоятельство представления кандидатом документа о согласовании кандидатуры с соответствующим органом политической партии 29 июля 2022 года, не влияет на итог разрешения настоящего административного дела при изложенных выше допущенных нарушениях и недостатках в документах, необходимых для выдвижения и регистрации кандидата.
Суд апелляционной инстанции также обоснованно исходил из того, что в административном исковом заявлении административным истцом была допущена опечатка в наименовании административного ответчика, в связи с чем оснований для вынесения судом первой инстанции дополнительного решения суда в отношении Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Кузьмоловскому одномандатному избирательному округу N 1 не имелось.
Доводы кассационных жалоб о том, что уточненный административный иск был подан административным истцом лишь 18 августа 2022 года, то есть за пределами установленного законом десятидневного срока для обжалования решения территориальной избирательной комиссии не могут быть признаны заслуживающими внимания ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 78 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", частью 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации жалоба на решение комиссии о регистрации кандидата может быть подана в суд в течение десяти дней со дня принятия обжалуемого решения.
Материалами дела установлено, что оспариваемое решение ТИК принято 5 августа 2022 года, настоящий административный иск подан в суд 11 августа 2022 года, то есть в установленный срок.
В силу общеобязательной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 20 января 2021 года N 2-П, часть 1 статьи 46 и часть 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - не могут расцениваться как исключающие право административного истца после истечения срока, установленного частью 4 статьи 240 данного Кодекса, изменить (дополнить) основания административного иска до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение по существу в суде первой инстанции административного дела об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты представительного органа публичной власти (кандидата на выборную должность), и как исключающие возможность удовлетворения судом административного иска по данным измененным (дополненным) основаниям.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 2 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационные жалобы Паршакова Н. М, Регионального отделения в Ленинградской области Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ", Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 2 сентября 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 9 сентября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.