Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Какурина А.Н, судей Птоховой З.Ю, Швецовой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1144/2021 по исковому заявлению прокурора Эжвинского района г. Сыктывкара к администрации МО ГО "Сыктывкар", администрации Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар" о возложении обязанности обеспечить комплексную безопасность объекта незавершенного строительства, по кассационной жалобе администрации Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар" на решение Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми от 1 ноября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 3 февраля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Птоховой З.Ю, объяснения прокурора ФИО4, возражавшей против удовлетворения доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Эжвинского района г. Сыктывкара обратился в суд с исковым заявлением к администрации МО ГО "Сыктывкар", администрации Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар" о возложении обязанности обеспечить комплексную безопасность объекта незавершенного строительства при прекращении его эксплуатации - путепровод (степень готовности 60 %), расположенный на 21 км. автодороги "Сыктывкар-Ухта", основная площадь застройки - 1 412, 2 кв.м, под которым проходит подъездной железнодорожный путь необщего пользования к АО "Монди СЛПК" и ООО "Сыктывкарский фанерный завод".
В обоснование заявленных требований указал на выявленные нарушения в ходе проведенной прокуратурой Эжвинского района г. Сыктывкара по заявлению ФИО5 проверки исполнения органами местного самоуправления законодательства о безопасности дорожного движения и транспортной безопасности. Так, в результате проверки установлено, что с момента признания права собственности на объект незавершенного строительства - путепровод (20 октября 2020г.) и его регистрации (28 января 2021г.) администрацией Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар" возложенные на нее законом обязанности по принятию мер, предупреждающих причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе мер, препятствующих несанкционированному доступу людей к указанному объекту - путепроводу, когда он не эксплуатируется, не приняты. Неисполнение органом местного самоуправления возложенных законом обязанностей может привести к возникновению вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Решением Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми от 1 ноября 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 3 февраля 2022 г, исковые требования прокурора Эжвинского района г. Сыктывкара удовлетворены частично.
На администрацию Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар" возложена обязанность обеспечить комплексную безопасность объекта незавершенного строительства при прекращении его эксплуатации - путепровод (степень готовности 60 %), расположенный на 21 километре автодороги "Сыктывкар-Ухта", основная площадь застройки 1412, 2 кв.м, под которым проходит подъездной железнодорожный путь необщего пользования к АО "Монди СЛПК" и ООО "Сыктывкарский фанерный завод".
В удовлетворении исковых требований прокурора к администрации МО ГО "Сыктывкар" отказано.
В кассационной жалобе ФИО6 просит отменить указанные судебные акты, считая их незаконными и необоснованными, постановленными с нарушением норм материального и процессуального права.
Ответчики, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы при разрешении дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Судом установлено и следует из материалов дела, что в связи с обращением гражданина ФИО5 прокуратурой Эжвинского района г. Сыктывкара проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства о безопасности дорожного движения и транспортной безопасности.
В результате проверки установлено, что на территории МО ГО "Сыктывкар" 21 км. автодороги "Сыктывкар-Ухта" находится незавершенный строительством путепровод (степень готовности 60 %), основная площадь застройки 1412, 2 кв.м, под которым проходит подъездной железнодорожный путь необщего пользования к АО "Монди СЛПК" и ООО "Сыктывкарский фанерный завод".
Распоряжением руководителя администрации Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар" N 183 от 8 июня 2017г. в реестр муниципальной собственности МО ГО "Сыктывкар" в раздел "Бесхозяйное имущество" включено имущество: незавершенный строительством путепровод, месторасположение: г. Сыктывкар, в районе 21 км. Автодороги "Сыктывкар-Ухта". В отношении него были проведены следующие мероприятия: 1) в рамках муниципального контракта в отношении объекта недвижимости проведены кадастровые работы, изготовлен технический план на объект; 2) на основании заявления администрации Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар" 27 декабря 2017г. объект был поставлен на государственный кадастровый учет; 3) на основании заявления администрации Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар" 27 февраля 2018г. объект был поставлен в Управление Росреестра по Республике Коми на учет как бесхозяйный; 4) решением Эжвинского районного суда г. Сыктывкара от 20 октября 2020г. удовлетворено исковое заявление администрации Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар" о признании бесхозяйным имущество: вид объекта - объект незавершенного строительства; наименование - путепровод: за администрацией Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар" признано право собственности на указанный объект; 5) право собственности МО ГО "Сыктывкар" на объект незавершенного строительства было зарегистрировано 28 января 2021г.
Материалами проверки подтверждается, что указанный путепровод находится в небезопасном для окружающих состоянии, а именно вдоль путепровода отсутствует какое-либо ограждение, въезд на путепровод не огражден, доступ неопределенного круга лиц на указанный путепровод не ограничен, на железобетонных конструкциях имеются повреждения и разрушения железобетонных опор, балок и плит. 5 марта 2021г. прокурором в адрес руководителя администрации Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар" внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере комплексной безопасности объекта незавершенного строительства при прекращении его эксплуатации.
Согласно ответу администрации МО ГО "Сыктывкар" от 31 марта 2021г. вопрос о выделении дополнительных ассигнований вынесен на рассмотрение Совета МО ГО "Сыктывкар" в рамках внесения изменений в решение Совета МО ГО "Сыктывкар" от 24 декабря 2020г. N 3/2020-44 "О бюджете муниципального образования городского округа "Сыктывкар" на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов". Данный вопрос положительно рассмотрен 30 марта 2021г. на заседании Совета МО ГО "Сыктывкар". После доведения до администрации Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар" лимитов бюджетных обязательств на вышеуказанные цели будет объявлен аукцион на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по сносу объекта незавершенного строительства (путепровода). Администрацией Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар" будут размещены аншлаги, предупреждающие граждан о том, что путепровод находится в аварийном состоянии, в связи с чем, нахождение на данном объекте посторонних лиц запрещено.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 6 октября 2003г. N 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 30 декабря 2009г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Федерального закона от 8 ноября 2007г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", оценив представленные в материалах дела доказательства и установив, что администрация Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар" с момента признания права собственности на объект незавершенного строительства - путепровод и его регистрации возложенные на нее законом обязанности по принятию мер, предупреждающих причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе мер, препятствующих несанкционированному доступу людей к указанному объекту, когда он не эксплуатируется, не приняты, что создает опасность для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, пришел к выводу о возложении на администрацию Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар" обязанности устранить выявленные нарушения.
С такими выводами согласился суд апелляционной инстанции.
При этом, отклоняя доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии в решении суда указания на то, какие конкретно действия следует предпринять администрации для обеспечения комплексной безопасности объекта незавершенного строительства, судебная коллегия исходила из того, что администрация Эжвинского района МО ГО "Сыктывкара" как орган местного самоуправления вправе сама определять способы обеспечения комплексной безопасности спорного объекта.
Кроме этого, суд апелляционной инстанции указал, что приведенные в апелляционной жалобе доводы о принятии ответчиком мер по комплексной безопасности объекта путем установки бетонных блоков, которые блокируют заезд на объект; знака 3.1 "Въезд запрещен"; аншлагов с надписями "ВНИМАНИЕ! Аварийный объект! Проход запрещен! Угроза обрушения!", со ссылкой на удаленность местонахождения путепровода от городской среды, не могут быть приняты во внимание, поскольку указанные обстоятельства не исключают доступа людей к данному объекту, что влечет за собой угрозу жизни и здоровья граждан.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций в полной мере соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела, сделаны при правильном применении норм материального и процессуального права к спорным правоотношениям, оснований не согласиться с ними не имеется.
Основания и мотивы, по которым суды пришли к данным выводам полно и объективно изложены в обжалуемых судебных актах и в дополнительной мотивировке не нуждаются.
Доводы заявителя кассационной жалобы по существу повторяют его позицию при разбирательстве дела в суде второй инстанции, являлись предметом всесторонней проверки при рассмотрении его апелляционной жалобы, получили надлежащую оценку с подробным правовым обоснованием и, по сути, касаются фактических обстоятельств дела и доказательственной базы по спору. Вновь приведенные в кассационной жалобе они не могут повлечь отмену судебных постановлений.
В силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Поскольку ни один из доводов кассационной жалобы не свидетельствует о наличии обстоятельств, предусмотренных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд не находит оснований для ее удовлетворения и пересмотра апелляционного определения.
Руководствуясь статьями 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми от 1 ноября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 3 февраля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар" - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.