Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Матыцина Е.И., рассмотрев жалобу директора Федерального государственного казенного учреждения комбинат "Светлый" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому Федеральному округу Зиновьева Василия Александровича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N1 Соль-Илецкого района Оренбургской области от 18 февраля 2022 года и решение судьи Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 14 апреля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального государственного казенного учреждения комбинат "Светлый" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому Федеральному округу,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N1 Соль-Илецкого района Оренбургской области от 18 февраля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 14 апреля 2022 года, Федеральное государственное казенное учреждение комбинат "Светлый" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому Федеральному округу (далее - ФГКУ комбинат "Светлый" Росрезерва, учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, директор ФГКУ комбинат "Светлый" Росрезерва Зиновьев В.А. выражает несогласие с состоявшимися судебными решениями, считая их незаконными и необоснованными.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и проверив доводы жалобы, полагаю, что оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения вынесенных по делу судебных решений не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения учреждения к административной ответственности) невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что при проведении плановой выездной проверки в отношении ФГКУ комбинат "Светлый" Росрезерва в период с 18 января 2022 года по 27 января 2022 года на основании решения заместителя начальника Главного управления МЧС России по Оренбургской области - начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы от 11 января 2022 года N 1-ЧС выявлены нарушения требований законодательства специальных условий (правил) эксплуатации объектов гражданской обороны, указанные в акте плановой (выездной) проверки от 27 января 2022 года N1-ГО, а именно:
- допускается хранение запасов медицинских средств без учета сроков годности, а именно: в сумках санитарных в количестве трех штук хранятся салфетки антисептические из нетканого материала с перекисью водорода в количестве 5 штук с истекшим сроком годности (до ноября 2021 года), средства перевязочные гемостатические стерильные на основе цеолитов или алюмосиликатов кальция и натрия или гидросиликата кальция хранятся в количестве трех штук хранятся с истекшим сроком годности (до сентября 2021 года);
- содержание (хранение) средств радиационной и химической защиты: аппарат дыхательный со сжатым воздухом ПТС "профи-М" 268 Е(6 штук), баллон БК- 7300 С (6 штук), защитный костюм Л-1 (7 штук), фильтрующая защитная одежда (7 штук), противогазы шланговые ПШ-1 (6 штук), противогаз МЗС ВК Экран (7 штук), респиратор газодымозащитный (7 штук), прибор ВПХР укомплектованный (1 штука), газоанализатор ОКА-Т (1 штука), индивидуальный противохимический пакет (7 штук) не осуществляется в специализированных складских помещениях (местах хранения);
-отсутствует сопряжение локальной системы оповещения с муниципальной (региональной) системой оповещения;
- в целях решения задач в области гражданской обороны не проведено мероприятие по реконструкции модернизации локальной системы оповещения ФГКУ комбинат "Светлый" Росрезерва;
-не разработано положение о системах оповещения населения (ЛСО);
-не установлены: номенклатура, объем, порядок создания и использования резервов технических средств оповещения (ЛСО)
-на системы оповещения населения (НСО) не оформлен паспорт.
По факту выявленных нарушений в отношении ФГКУ комбинат "Светлый" Росрезерва 27 января 2022 года главным специалистом - экспертом отдела надзорных мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Оренбургской области составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 27 января 2022 года (л.д.3-6); решением о проведении плановой выездной проверки от 11 января 2022 года N 1-ГО (л.д.8-14); актом плановой выездной проверки от 27 января 2022 года N 1-ГО (л.д.15-24); протоколами осмотра (л.д.25-32); протоколом опроса (л.д. 33-35); свидетельством о регистрации опасного производственного объекта (л.д. 42) и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Положением о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года N 804, пунктом 5 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 года N 379; пунктами 7, 164 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14 ноября 2008 года N 687, пунктом 2.2 Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля, утвержденных приказом МЧС России от 27 мая 2003 года N 285; приложением 14 пункта 5 Положения системах оповещения населения, утвержденного Приказом МЧС России N 578, Минэкономсвязи России N 365 от 31 января 2020 года, предыдущие судебные инстанции пришли к выводу о наличии в деянии ФГКУ комбинат "Светлый" Росрезерва признаков состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, допущенное ФГКУ комбинат "Светлый" Росрезерва бездействие образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 названного Кодекса.
Законность и обоснованность постановления о назначении учреждению административного наказания проверены судьей второй инстанции с соблюдением требований статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Все доводы жалобы на постановление по делу об административном правонарушении были предметом рассмотрения, отклонены по основаниям, подробно изложенным в судебном решении, не согласиться с выводами судьи районного суда оснований не установлено. Решение судьи требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответствует.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, директор ФГКУ комбинат "Светлый" Росрезерва в обоснование незаконности судебных постановлений указывает на те обстоятельства, что нарушение в части хранения медицинских средств устранено в ходе проверки; в настоящее время проводятся работы по ремонту складского помещения, после завершения которого запасы и средства гражданской обороны будут хранится в специализированном складском помещении; нарушения по локальной системе оповещении устраняются путем реконструкции объектов капитального строительства, заключен государственный контракт, срок действия которого до 30 декабря 2022 года; установка новой локальной системы оповещения была включена в объем работ по реконструкции; привлечение дополнительных средств из федерального бюджета приведет к необоснованным расходам. Кроме того, ФГКУ комбинат "Светлый" Росрезерва находится в состоянии реконструкции и не может эксплуатировать опасный производственный объект (площадку нефтебазы, резервуары РВС). ФГКУ комбинат "Светлый" приняты все зависящие меры по соблюдению действующего законодательства.
Следует признать, что все доводы жалобы, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, аналогичны доводам, заявленным при рассмотрении дела судьей первой инстанции и дословно повторяют доводы, содержащиеся в жалобе на постановление мирового судьи, они являлись предметом проверки судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях ФГКУ комбинат "Светлый" Росрезерва объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае мировой судья и судья районного суда установили, что ФГКУ комбинат "Светлый" Росрезерва имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но обществом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства невозможности соблюдения ФГКУ комбинат "Светлый" Росрезерва, требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены.
Частичное устранение нарушений после их выявления в ходе проверки, не свидетельствует об отсутствии в действиях ФГКУ комбинат "Светлый" Росрезерва объективной стороны состава правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Подлежат отклонению доводы жалобы о принятии всех зависящих от ФГКУ комбинат "Светлый" Росрезерва мер по устранению выявленных нарушений, поскольку указанные меры для выполнения обязанности по соблюдению требований законодательства специальных условий (правил) эксплуатации объектов гражданской обороны не приняты.
Приведенные в жалобе доводы со ссылкой на возможность применения статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и замены назначенного административного штрафа на предупреждение подлежат отклонению.
Согласно статье 4.1.1 названного кодекса за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи (в ред. Федеральных законов от 08.12.2020 года N 410-ФЗ, от 14.07.2022 года N 290-ФЗ
Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом положений части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оснований для применения положений статьи 4.1.1 названного Кодекса суды обоснованно не усмотрели.
Ошибочное указание судьей районного суда на те обстоятельства, что материалы дела не содержат сведений о том, что ФГКУ комбинат "Светлый" Росрезерва является субъектом малого или среднего предпринимательства, поэтому оснований для применения статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется, не привело к принятию неправильного решения.
Доводы заявителя о применении положений статьи 2.9 названного Кодекса также являлись предметом рассмотрения предыдущих инстанций, обоснованно отклонены. Оснований не согласиться с указанными выводами при рассмотрении кассационной жалобы не имеется.
Доводы поданной в кассационный суд жалобы, не свидетельствуют об отсутствии состава вмененного правонарушения в деянии ФГКУ комбинат "Светлый" Росрезерва, направлены на переоценку обстоятельств дела, оснований для которой не имеется.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Административное наказание назначено ФГКУ комбинат "Светлый" Росрезерва с применением положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок и срок давности привлечения ФГКУ комбинат "Светлый" Росрезерва к административной ответственности соблюдены.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление мирового судьи судебного участка N1 Соль-Илецкого района Оренбургской области от 18 февраля 2022 года и решение судьи Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 14 апреля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального государственного казенного учреждения комбинат "Светлый" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому Федеральному округу, оставить без изменения, жалобу директора Федерального государственного казенного учреждения комбинат "Светлый" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому Федеральному округу Зиновьева Василия Александровича, оставить без удовлетворения.
Судья Е.И. Матыцина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.