Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Матыцина Е.И., рассмотрев жалобу директора Кировского областного государственного общеобразовательного бюджетного учреждения "Средняя школа ПГТ Вахруши Слободского района" (далее - КОГОБУ "Средняя школа пгт. Вахруши Слободского района", учреждение) Олина Игоря Витальевича на вступившие в законную силу постановление главного государственного инспектора Слободского района и города Слободского Кировской области по пожарному надзору от 3 марта 2022 года N 5, решение судьи Слободского районного суда Кировской области от 13 апреля 2022 года, решение судьи Кировского областного суда от 31 мая 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении КОГОБУ "Средняя школа пгт. Вахруши Слободского района",
УСТАНОВИЛА:
постановлением главного государственного инспектора Слободского района и города Слободского Кировской области по пожарному надзору от 3 марта 2022 года N 5, оставленным без изменения решением судьи Слободского районного суда Кировской области от 13 апреля 2022 года, решением судьи Кировского областного суда от 31 мая 2022 года, КОГОБУ "Средняя школа пгт. Вахруши Слободского района", признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию с применением части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, директор КОГОБУ "Средняя школа пгт. Вахруши Слободского района" Олин И.В. ставит вопрос об отмене постановления должностного лица и судебных актов, состоявшихся в отношении юридического лица, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения учреждения к административной ответственности) нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1 названного Закона Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Как следует из материалов дела и установлено предыдущими судебными инстанциями на основании решения главного государственного инспектора Слободского района и города Слободского Кировской области по пожарному надзору от 26 января 2022 N4 проведена плановая выездная проверка в рамках федерального государственного пожарного надзора в отношении КОГОБУ "Средняя школа пгт. Вахруши Слободского района" (л.д.37-38).
В ходе проведения плановой проверки по адресу: "адрес", выявлены нарушения требований пожарной безопасности, о чем составлен акт плановой выездной проверки от 18 февраля 2022 N 4 (л.д.43-45).
В результате проверки установлено, что КОГОБУ "Средняя школа пгт. Вахруши Слободского района" допущены нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
отсутствует аварийное освещение на путях эвакуации, чем нарушены требования части 1 статьи 89 Федерального закона N123-Ф3 от 22 июля 2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" эвакуационные пути в зданиях и сооружениях, пункта 4.13.12 Свода правил СП 1.13130 "Системы, противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденного приказом МЧС N194 от 19 марта 2020 года, пункта 7.6.3 СП 52.13330;
на противопожарных дверях отсутствуют приспособления для самозакрывания, чем нарушен пункт 24 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ N 1479 от 16 сентября 2020 года;
дымовые извещатели АУПС расположены, в пространстве за подвесным потолком типа "Армстронг", что исключает обнаружение ими фактора пожара, АУПС и СОУЭ сверх срока службы не обеспечивается ежегодное проведение испытаний указанных средств до их замены в установленном порядке чем нарушен пункт 54 указанных Правил противопожарного режима при эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности;
коридор пищеблока не защищен АУПС, чем нарушен пункт 4.4 Свода правил СП 486.1311500.2020 "Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности";
блоки речевого оповещения "Блюз" размещены в помещении электрощитовой, в котором не осуществляется постоянное дежурство персонала, дублирование сигналов о неисправностях приборов СОУЭ на пульт контроля и управления "С-2000" и блок индикации "С2000-БИ", расположенные в помещении фойе первого этажа здания, где осуществляется дежурство персонала, не предусмотрено, чем нарушены требования пункта 3.27 НПБ 104-2003 Нормы пожарной безопасности "Системы оповещения людей при пожарах в зданиях и сооружениях";
звуковые сигналы СОУЭ обеспечивают недостаточный уровень звука в защищаемых помещениях (при закрытых дверях), чем нарушены требования пункта 3.15 НПБ 104-2003;
отключение системы вентиляции пищеблока при пожаре не предусмотрено, чем нарушен пункт 6.24 Свода правил СП 7.13130.2013 "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности";
- комплект необходимой документации, предусмотренный пунктом 5.3.5 ГОСТ 54101-2010 "Национальный стандарт РФ. Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт" для организации работ по ТО и ППР систем АУПС в ходе обследования объекта не представлен.
Выявленные нарушения послужили основанием для составления должностным лицом административного органа в отношении КОГОБУ "Средняя школа пгт. Вахруши Слободского района" протокола об административном правонарушении части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и привлечения учреждения постановлением главного государственного инспектора Слободского района и города Слободского Кировской области по пожарному надзору к административной ответственности по вышеуказанной норме Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вышестоящие судебные инстанции с выводами должностного лица согласились.
Факт нарушения требований пожарной безопасности подтверждается собранными по делу доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе производства по делу об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Вывод должностного лица и предыдущих судебных инстанций о наличии в действиях КОГОБУ "Средняя школа пгт. Вахруши Слободского района" состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Деяние КОГОБУ "Средняя школа пгт. Вахруши Слободского района" квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства о пожарной безопасности.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
16 февраля 2022 года, в период проведения проверки административным органом, - директор учреждения обращался в Министерство Кировской области по вопросу выделения дополнительных финансовых средств для проведения ремонта электропроводки (л.д. 10-11).
Вместе с тем, указанное не свидетельствует о том, что КОГОБУ "Средняя школа пгт. Вахруши Слободского района" были приняты все зависящие от учреждения меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были предметом проверки в ходе производства по делу, не нашли своего подтверждения и правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых актах.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что должностным лицом и судами допущены нарушения норм материального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено КОГОБУ "Средняя школа пгт. Вахруши Слободского района" ниже низшего предела, предусмотренного санкцией нормы с применением пункта 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящих жалоб не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление главного государственного инспектора Слободского района и города Слободского Кировской области по пожарному надзору от 3 марта 2022 года N 5, решение судьи Слободского районного суда Кировской области от 13 апреля 2022 года, решение судьи Кировского областного суда от 31 мая 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении КОГОБУ "Средняя школа пгт. Вахруши Слободского района", оставить без изменения, жалобу директора Кировского областного государственного общеобразовательного бюджетного учреждения "Средняя школа ПГТ Вахруши Слободского района" Олина Игоря Витальевича без удовлетворения.
Судья Е.И. Матыцина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.