Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Матыцина Е.И., рассмотрев жалобу защитника Ханнанова Рустема Камилевича, действующего в интересах общества с ограниченной ответственностью "УК "Татспецтранспорт" на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника ЦАФАП ГИБДД МВД по Республике Татарстан N 18810116211229187202 от 29 декабря 2021 года, решение судьи Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 28 февраля 2022 года, решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 27 апреля 2022 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "УК "Татспецтранспорт" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением заместителя начальника ЦАФАП ГИБДД МВД по Республике Татарстан N 18810116211229187202 от 29 декабря 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 28 февраля 2022 года и решением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 27 апреля 2022 года, общество с ограниченной ответственностью "УК "Татспецтранспорт" (далее - ООО "УК "Татспецтранспорт", общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Ханнанов Р.К. просит обжалуемые акты отменить, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности), движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину не более 10 сантиметров без специального разрешения, либо с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину не более 10 сантиметров, либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 2, но не более 10 процентов без специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 2, но не более 10 процентов, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, - на собственника (владельца) транспортного средства в размере ста пятидесяти тысяч рублей.
Пунктом 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее - Правила дорожного движения), установлено, что движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном данным Законом.
Согласно части 2 статьи 31 названного Закона движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи.
В силу части 1 статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
Из материалов дела следует, что 1 декабря 2021 года в 16 часов 52 минуты на 75 км + 770 м автомобильной дороги Набережные Челны - Заинск - Альметьевск водитель транспортного средства "КС-35719-7-02", государственный регистрационный знак N, собственником которого является ООО "УК "Татспецтранспорт", двигался без специального разрешения, с превышением допустимой нагрузки на ось N 2 на 7% (8, 091 тонн с учетом погрешности при предельно допустимой 7, 5 тонн), установленной для данного участка дороги.
Указанное нарушение зафиксировано специальным техническим средством, работающим в автоматическом режиме "БИЗМЕН 7/Т-4П", идентификатор N 18-0005, свидетельство о поверке N С-АМ/28-10- 2021/107315365, поверка действительна до 27 октября 2022 года.
Приведенные обстоятельства подтверждены и иными собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Должностное лицо и судебные инстанции пришли к правильному выводу о наличии в деянии ООО "УК Татспецтранспорт" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данный вывод основан на положениях названного Кодекса, Закона N 257-ФЗ, Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и совокупности собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с ним не имеется.
В акте от 1 декабря 2021 года отражены все необходимые сведения о результатах измерения весовых параметров транспортного средства, таким образом, содержание акта в полной мере согласуется с требованиями, установленными в пункте 27-29 Приказа Минтранса России от 31 августа 2020 года N 348 "Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств".
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник указывает на отсутствие достаточных оснований для вывода о наличии состава вмененного административного правонарушения, поскольку согласно выписки из Единого государственного реестра автомобильных дорог автомобильная дорога "Набережные Челны - Заинск - Альметьевск" 75 км + 770 м, (место расположения АПВГК и взвешивания транспортного средства "КС-35719-7-02", государственный регистрационный знак С383МО/116RUS), относится к категории 1, для которой класс нагрузки в силу пункта 4.4 ГОСТ Р 52748-2007 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагружения и габариты приближения" следует принимать равным 11, 5 тонн/ось.
Данный довод являлся предметом рассмотрения предыдущих судебных инстанций, он не нашел своего подтверждения в ходе производства по делу и в рамках разрешения настоящей жалобы.
Вопреки утверждению заявителя предельно допустимая нагрузка на ось транспортного средства не зависит от категории автомобильной дороги.
Предельно допустимые нагрузки на оси транспортных средств установлены в приложении N 2 к названным выше Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом.
Допустимая нагрузка на ось колесного транспортного средства является размерной величиной (имеет единицу измерения тонна) и зависит не от категории автомобильной дороги, а от нормативной (расчетной) нагрузки на ось и числа колес на оси.
Согласно пункту 4.4 ГОСТ Р 52748-2007 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагружения и габариты приближения", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 сентября 2007 года N 250-ст, категория автомобильной дороги учитывается при определении класса нагрузки, а не нагрузки на ось, и применяется при проектировании, строительстве и реконструкции автомобильных дорог общего пользования.
При рассмотрении настоящего дела допустимые нагрузки на оси транспортного средства определены правильно.
Утверждение заявителей жалобы о том, что участок дороги, на котором было совершено административное правонарушение, относится к категории 1Б, следовательно, допустимые осевые нагрузки транспортного средства подлежали исчислению исходя из дорог, рассчитанных на 11, 5 тонн, противоречит представленным в дело доказательствам.
По настоящему делу установлено, что автокран "КС-35719-702", государственный регистрационный знак N осуществлял движение с превышаем нагрузки на ось N 2 на 7 % (8, 091 тонн с учетом погрешности при предельно допустимой 7, 5 тонн), установленной для данного участка дороги.
Поскольку автокран "КС-35719-702", государственный регистрационный знак N является одиночным грузовым трехосным транспортным средством ссылка подателя жалобы на пункт 4 примечания к приложению 3 Правил перевозки грузов, допускающим неравномерное распределение нагрузки по осям для групп сближенных сдвоенных и строенных осей, не может быть принята во внимание.
Представленная в суд первой инстанции совместно с жалобой на постановление ксерокопия объяснительной от имени водителя ФИО7 о том, что 1 декабря 2021 года при проезде через весовую рамку табло не высветилось, сотрудники весового контроля не останавливали автомобиль, отмену вынесенных по делу актов не влечет. Сведений о неисправности специального технического средства АПВГК в материалах дела не имеется, при этом данное правонарушение зафиксировано работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъёмки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, при котором необходимость остановки транспортного средства сотрудниками полиции отсутствует.
Техническое средство измерения АПВГК по месту нахождения комплекса - автомобильная дорога "Набережные Челны - Заинск - Альметьевск" 75 км + 770 м в установленном порядке прошло поверку в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии. Свидетельство о поверке N 68526, срок действия поверки до 12 декабря 2022 года.
Поскольку весовым контролем установлено превышение значений предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства, правонарушение, совершенное ООО "УК Татспецтранспорт" правильно квалифицировано по части 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следует признать, что доводы, которыми аргументирована жалоба, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и правовой оценки предыдущих судебных инстанций, а также к выражению несогласия с произведенной судом правовой оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, выполненной судом в соответствии с положениями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Несогласие с правовой оценкой конкретных обстоятельств и доказательств не может служить основанием для отмены вынесенных по делу судебных постановлений, поскольку кассационная инстанция правом переоценки установленных обстоятельств и имеющихся в деле доказательств не наделена.
Федеральным законом от 15 апреля 2022 года N 92-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в пункт 2 статьи 29 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения, вместе с тем, положения части 2 статьи1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных распространяется на лиц, в отношении которых не исполнено постановление о назначении административного наказания.
Как следует из материалов дела, постановление должностного лица административного органа от 1 декабря 2021 года N 18810116211229187202 исполнено.
Оснований для применения положений статьи 1.7, 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется, так как общество субъектом малого и среднего предпринимательства не является.
Нарушений норм процессуального закона не допущено, нормы материального права применены правильно.
Административное наказание назначено обществу в пределах санкции части 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 января 2019 года N 5-П, в наименьшем размере штрафа, предусмотренных для юридического лица, установленного частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также характера и тяжести совершенного правонарушения, иных обстоятельств, является справедливым, отвечает целям и задачам назначения административного наказания.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановила:
постановление заместителя начальника ЦАФАП ГИБДД МВД по Республике Татарстан N 18810116211229187202 от 29 декабря 2021 года, решение судьи Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 28 февраля 2022 года, решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 27 апреля 2022 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "УК" Татспецтранспорт" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "УК" Татспецтранспорт" Ханнанова Рустема Камилевича - без удовлетворения.
Судья Е.И. Матыцина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.