Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Бритвиной Н.С. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданные 30 мая 2022 года и 30 июня 2022 года кассационные жалобы Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам и общества с ограниченной ответственностью "Осиновская теплоснабжающая компания" (далее - ООО "Осиновская теплоснабжающая компания", ООО "ОТК") на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 3 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 29 марта 2022 года по административному делу N 3а-632/2021 по административному исковому заявлению ООО "Осиновская теплоснабжающая компания" об оспаривании нормативного правового акта.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, объяснения представителей Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам Царевой Н.В. и Биккининой Ч.А, полагавших судебные акты незаконными, необоснованными и подлежащими отмене, объяснения представителей ООО "Осиновская теплоснабжающая компания" Рахманкулова Р.М. и Губаевой Я.Ф, поддержавших доводы кассационной жалобы об изменении мотивировочной части судебных актов, заключение прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мигунова В.Ю, полагавшего судебные акты законными и обоснованными, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам (далее - Государственный комитет по тарифам, тарифный орган, Госкомитет) от 11 декабря 2018 года N 5-78/тэ "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "Осиновская теплоснабжающая компания" потребителям, другим теплоснабжающим организациям, на 2019-2023 годы" установлены долгосрочные тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую указанным Обществом потребителям, другим теплоснабжающим организациям с календарной разбивкой согласно приложению 1 к этому постановлению (л.д. 24-26, том 1).
Данное постановление зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Татарстан 18 декабря 2018 года за N 5244, опубликовано на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 18 декабря 2018 года.
ООО "ОТК" 22 апреля 2020 года обратилось в тарифный орган с заявлением об открытии дела по корректировке на 2021 год долгосрочных тарифов в сфере теплоснабжения, установленных для данного Общества на 2019-2023 годы, просило установить тарифы с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат).
По результатам рассмотрения на заседании Правления Тарифного органа заявления ООО "ОТК" о корректировке на 2021 год долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО "ОТК" потребителям, другим теплоснабжающим организациям, установленных постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 11 декабря 2018 года N 5-78/тэ Госкомитетом принято Постановление от 17 декабря 2020 года N 518-96/тэ-2020, которым в Приложение 1 к вышеприведенному постановлению от 11 декабря 2018 года N 5-78/тэ внесены изменения путем изложения в новой редакции, а именно определены показатели одноставочного тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО "ОТК" (л.д. 22, 23, 27-30, том 1).
Усматривая неправомерность установленных тарифов, ООО "ОТК" оспорило постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 17 декабря 2020 года N 518-96/тэ-2020 в судебном порядке.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 3 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 29 марта 2022 года, заявленные требования удовлетворены, признано не действующим со дня принятия постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 17 декабря 2020 года N 518-96/тэ-2020 "О корректировке на 2021 гол долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "Осиновская теплоснабжающая компания" потребителям, другим теплоснабжающим организациям, установленных постановлением Государственного комитета Республики Татарстан от 11 декабря 2018 года N 5-78/тэ". На административного ответчика возложена обязанность по принятию нового нормативного правового акта о корректировке на 2021 год долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "Осиновская теплоснабжающая компания" потребителям, другим теплоснабжающим организациям, установленных постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 11 декабря 2018 года N 5-78/тэ в течение двадцати дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В кассационной жалобе Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам просит об отмене судебных актов, указывая на неправильное применение судами норм материального права. По мнению тарифного органа, выводы судов о том, что начало начисления амортизации по объекту основных средств вытекает из факта передачи документов прямо противоречит закону и экономической сути амортизации, поскольку износ сетей в конкретных правоотношениях исчисляется с момента их ввода в эксплуатацию. Также приводит доводы об отсутствии документального подтверждения фактической дебиторской задолженности по тарифу на тепловую энергию. Указывает, что риск установления заниженного тарифа несет и сама регулируемая организация, поскольку предоставление определенного комплекта документов является обязанностью регулируемой организации.
В кассационной жалобе ООО "Осиновская теплоснабжающая компания", не оспаривая содержание резолютивных частей обжалуемых судебных актов, просит изменить их мотивировочные части, указав в тексте на неправомерность произведенного Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам расчета показателя "недополученный по независящим причинам доход".
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 названного кодекса, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судебными инстанциями не допущено.
Оспариваемое решение принято уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов, порядка принятия и утверждения, а также официального опубликования, и по этим основаниям не обжалуется.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций устанавливает Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования в сфере теплоснабжения), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования тарифов), которыми установлены основные принципы и методы определения цен (тарифов) на услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, тарифы которых подлежат государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ, а также порядок установления регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
На основании пункта 4 части 1 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ государственному регулированию в сфере теплоснабжения подлежат тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ одним из методов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения является метод экономически обоснованных расходов (затрат).
Частью 2 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ установлено, что срок действия установленных тарифов в сфере теплоснабжения и (или) их предельных (минимального и максимального) уровней не может быть менее чем один финансовый год, если иное не предусмотрено федеральными законами и решениями Правительства Российской Федерации.
Общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения, помимо прочего, являются соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения (пункты 5, 7 части 1 статья 3 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ).
Исходя из указанных принципов подход тарифного органа должен быть предсказуемым для регулируемой организации и не создавать непреодолимых препятствий для установления экономически обоснованного тарифа.
В соответствии с пунктом 33 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемые в необходимую валовую выручку, состоят, в том числе, из расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.
Согласно пункту 43 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
При расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя, помимо прочих, амортизацию основных средств и нематериальных активов (пункт 71 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения).
При этом величина амортизации основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в году, предшествующем долгосрочному периоду регулирования, в соответствии с методическими указаниями с учетом остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по данным бухгалтерского учета регулируемой организации (пункт 73 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения).
Частью 16 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" предусмотрено, что объект концессионного соглашения и иное передаваемое концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущество отражаются на балансе концессионера, обособляются от его имущества. В отношении таких объекта и имущества концессионером ведется самостоятельный учет, осуществляемый им в связи с исполнением обязательств по концессионному соглашению, и производится начисление амортизации таких объекта и имущества.
В абзаце шестом пункта 1 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что амортизируемое имущество, полученное организацией от собственника имущества или созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации об инвестиционных соглашениях в сфере деятельности по оказанию коммунальных услуг или законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, подлежит амортизации у данной организации в течение срока действия инвестиционного соглашения или концессионного соглашения в порядке, установленном настоящей главой.
Согласно подпункту "а" пункта 47 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения внереализационные расходы, включаемые в НВВ, содержат, в том числе, расходы по сомнительным долгам, определяемые в отношении единых теплоснабжающих организаций, в размере фактической дебиторской задолженности населения, но не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой на население и приравненных к нему категорий потребителей, установленной для регулируемой организации на предыдущий расчетный период регулирования.
Орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования (пункт 52).
В соответствии с пунктами 33, 37 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N 760-э, (далее -Методические указания) при расчете долгосрочных тарифов методом индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка определяется на основе долгосрочных параметров регулирования, устанавливаемых перед началом долгосрочного периода регулирования и не подлежащих изменению в течение этого периода, к числу таких параметров относится базовый уровень операционных расходов, при расчете которого учитываются, в том числе, расходы на сырье и материалы, расходы на ремонт основных средств, расходы на оплату труда, расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями.
В соответствии с пунктом 89 Правил регулирования орган регулирования представляет организатору конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или договора аренды указанных объектов (далее - конкурс) сведения о ценах, значениях и параметрах, используемых организатором конкурса для расчета- дисконтированной выручки участника конкурса, а также осуществляет согласование метода регулирования тарифов и значений долгосрочных параметров регулирования, не являющихся критериями конкурса, для включения в конкурсную документацию на основании заявления о подготовке конкурсной документации, представленного организатором конкурса.
Частью 7 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении установлен перечень сведений, которые должна включать в себя конкурсная документация на право заключения концессионного соглашения.
В соответствии с частью 9 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении указанные в пунктах 1-7 и 11 части 7 статьи 281 данного закона цены, величины, значения, параметры определяются в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации представляет по запросу организатора конкурса в порядке, установленном Правилами регулирования указанные цены, величины, значения, и параметры, указанные в пунктах 1-7 и 11 части 7 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении, в том числе орган регулирования представляет предельный (максимальный) рост НВВ арендатора от осуществления регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения в соответствующем году по отношению к предыдущему году.
При этом порядок расчета тарифов с применением метода индексации установленных тарифов предусматривает ежегодное уточнение регулирующим органом плановой НВВ в целях корректировки долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом (пункт 52 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, пункт 49 Методических указаний).
Признавая не действующим постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 17 декабря 2020 года N 518-96/тэ-2020, судебные инстанции обоснованно исходили из того, что принятие органом регулирования срока полезного использования всех объектов сроком 25 лет является неверным, повлекшим за собой неправомерное снижение тарифным органом сумм амортизации, включаемых в НВВ регулируемой организации, в связи с чем пришли к правильному выводу о том, что оспоренный нормативный правовой акт противоречит иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушает права и законные интересы административного истца на установление экономически обоснованных цен (тарифов).
Также при проведении проверки по своему усмотрению и произвольно, без предварительного извещения об этом регулируемой организации, изменяя подход к оценке доказательств подтверждения расходов по статьям "внереализационные расходы", "расходы по сомнительным долгам", тарифным органом существенно нарушены принципы тарифного регулирования в сфере теплоснабжения.
Отвергая доводы административного истца, судами сделан верный вывод об отсутствии оснований для включения в НВВ недополученные по независящим причинам доходы ООО "ОТК", поскольку базовый уровень операционных расходов (первый год долгосрочного периода регулирования- 2019 год), утвержден постановлением Госкомитета от 11 декабря 2018 года N 5-78/тэ, на последующие периоды регулирования данная величина определяется по формуле, предусмотренной Методическими указаниями (пункт 36), и не пересматривается постатейно.
Кроме того, судами правильно констатировано, что тарифным органом расходы по Инвестиционной программе не могут быть соответствовать статье расходов "Расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним", данные расходы в заявленном размере обоснованно не приняты для включения в НВВ, поскольку мероприятия по развитию, реконструкции тепловых сетей и сетей ГВС, предусмотренные инвестиционной программой ООО "ОТК" на 2018-2020 годы, утвержденной приказом Госкомитета от 30 октября 2017 года N 299, не выполнены.
Доводы кассационной жалобы Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, где получили надлежащую правовую оценку. Кроме того, аргументы кассационной жалобы выражают несогласие с данной судами оценкой доказательств по делу и установленными обстоятельствами. Между тем суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по переоценке доказательств и установлению иных фактических обстоятельств по делу, отличных от ранее установленных судами.
Вопреки аргументам кассационной жалобы ООО "Осиновская теплоснабжающая компания", оснований для изменения мотивировочных частей обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а постановленные по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 3 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 29 марта 2022 года оставить без изменения, кассационные жалобы Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам и общества с ограниченной ответственностью "Осиновская теплоснабжающая компания" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 29 августа 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.