Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Карякина Е.А, судей Бритвиной Н.С. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 23 июня 2022 года кассационную жалобу Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 22 декабря 2021 года по административному делу N 3а-548/2021 по административному исковому заявлению по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Смежная сетевая компания "Интеграция" (далее - ООО "Интеграция") об оспаривании нормативного правового акта.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, объяснения представителей Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам Биккининой Ч.А. и Царевой Н.В, поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения представителя ООО "Интеграция" Горюновой К.С. против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трофимова А.А, полагавшего апелляционное определение законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ООО "Интеграция" является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Татарстан с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащим ему, в том числе, на праве аренды. Тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании, для административного истца рассчитываются на основе долгосрочных параметров регулирования на 2018-2020 годы, методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
29 апреля 2019 года ООО "Интеграция" обратилось в тарифный орган с заявлением об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год, в котором просило установить двухставочный тариф на период с 1 января по 30 июня и с 1 июля по 31 декабря в размере соответственно ставки за содержание электрических сетей равной 232 315, 08 руб. МВт месяц, ставки на оплату технологического расхода (потерь) равной 100, 63 руб. МВт ч, в первый период, а во второй период просило установить ставку на содержание электрических сетей равную 232 315, 08 руб./МВт.мес, ставку на оплату технологического расхода (потерь) равную 104, 05 руб./МВт.ч, а в пересчете на одноставочный тариф 0, 5752 руб./кВт.ч и 0, 5786 руб./кВт.ч.
12 декабря 2019 года Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам принято постановление N 3-17/э "О корректировке на 2020 год долгосрочных индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Республики Татарстан, установленных постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 15 декабря 2017 года N 3-13/э". В соответствии с данным постановлением были установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год для ООО "Смежной сетевой компании "Интеграция" и ОАО "Сетевая компания".
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 16 декабря 2020 года, которое вступило в законную силу, признан недействующим со дня принятия постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 12 декабря 2019 года N 3-17/э "О корректировке на 2020 год долгосрочных индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Республики Татарстан, установленных постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 15 декабря 2017 года N 3-13/э" в части тарифа, установленного для ООО "Смежная сетевая компания "Интеграция".
Во исполнение решения Верховного Суда Республики Татарстан от 16 декабря 2020 года Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам 12 мая 2021 года было принято постановление N 75-4/э-2021 "О внесении изменений в постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 15 декабря 2017 года N 3-13/э "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Республики Татарстан на 2018-202 годы", в соответствии с которым пункт 2 приложения 1 изложен в следующей редакции: "Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями для ООО "Смежной сетевой компании "Интеграция" и ОАО "Сетевая компания на 2020 год был установлен с 1 января 2018 года по 31 декабря 2020 года с календарной разбивкой (л.д. 119, 120, том 1).
Полагая вновь установленные тарифным органом тарифы на 2020 год и размер НВВ экономически необоснованными, поскольку не были учтены расходы административного истца на аренду электросетевого оборудования, что повлекло непринятие заявленного количества условных единиц оборудования, уменьшение величин поступления электроэнергии в сеть, полезного отпуска потребителям электрической энергии, уменьшение затрат по договорам аренды офисных и производственных помещений, ООО "Интеграция" оспорило их в судебном порядке.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 27 августа 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 22 декабря 2021 года решение отменено, принято новое решение, которым административное исковое заявление ООО "Интеграция" удовлетворено.
Признано не действующим со дня принятия постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 12 мая 2021 года N 75-4/э-2021 "О внесении изменений в постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 15 декабря 2017 года N 3-13/э "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Республики Татарстан на 2018-2020 годы" в части тарифа, установленного ООО "Интеграция".
На Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам возложена обязанность в течение 1 месяца со дня принятия апелляционного определения по принятию нового нормативного правового акта о корректировке на 2020 год долгосрочных индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Республики Татарстан, установленных постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 15 декабря 2017 года N 3-13/э для ООО "Интеграция".
В кассационной жалобе Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам просит об отмене апелляционного определения, ссылаясь на нарушение норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам административного дела. Приводит доводы о том, что на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта заблаговременно представлено новое экспертное заключение с указанием исправленной технической ошибки в уровне потерь, установленной на базовый долгосрочный период регулирования в размере 2, 33 %. Полагает, что оспариваемое постановление в части величины необходимой валовой выручки, установленной Обществу, свидетельствует об исполнении вступившего в законную силу судебного акта и не противоречит иным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поскольку исправление технической ошибки принято административным ответчиком в пределах предоставленных полномочий и не нарушает права и законные интересы административного истца.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 названного кодекса, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ, и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, Основ ценообразования, Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, а также указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (статья 2 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Федерального Закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам является исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов), в том числе на услуги по передаче электрической энергии (мощности), в соответствии с Положением о Государственном комитете Республики Татарстан по тарифам, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 июня 2010 года N 468.
Как правильно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, с соблюдением установленных законом требований к форме, процедуре принятия и порядку опубликования, и по этим основаниям не оспаривается.
Одним из общих принципов организации экономических отношений и основ государственной политики в сфере электроэнергетики является принцип соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии (часть 1 статьи 6 Федерального закона N 35-ФЗ от 26 марта 2003 года).
В статье 23 названного закона определены принципы и методы государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике. Так, при государственном регулировании цен (тарифов) должен соблюдаться один из основных принципов обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии (часть 2 статьи 23 Федерального закона N 35-ФЗ от 26 марта 2003 года).
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона N 35-ФЗ от 26 марта 2003 года государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. При этом регулируемые цены (тарифы), надбавки могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен (тарифов) и надбавок.
Пунктом 12 Основ ценообразования предусмотрено, что при регулировании цен (тарифов) применяется, в том числе, метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования), которыми определены основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, предусмотренных Основами ценообразования.
Согласно пункту 12 Основ ценообразования одним из методов регулирования цен (тарифов) является метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Необходимая валовая выручка представляет собой экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования), в который включаются, в том числе экономически обоснованные расходы организации на осуществление регулируемой деятельности (пункты 15 - 34 Основ ценообразования).
Из пункта 38 Основ ценообразования, пункта 8 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 года N 98-э (далее - Методические указания), следует, что на основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.
Согласно пунктам 16 - 18 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Неподконтрольные расходы включаются в НВВ базового года и очередного года долгосрочного периода регулирования и определяются методом экономически обоснованных расходов (пункт 11 Методических указаний).
К неподконтрольным расходам относятся прочие расходы, в том числе, расходы на аренду, которые определяются регулирующим органом исходя из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендуемому имуществу (подпункт 5 пункта 28 Основ ценообразования).
Регулирующий орган определяет НВВ, учитываемую при установлении тарифов, по результатам экспертизы предложений и обосновывающих материалов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункты 12, 20, 22, 23 Правил регулирования тарифов). При этом данный государственный орган принимает меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункт 7 Основ ценообразования).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции установил, что постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 15 декабря 2017 года N 3-13/э для ООО "Интеграция" был установлен на базовый (первый) год долгосрочного периода регулирования уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям в размере 2, 33 %, и пришел к выводу, что орган регулирования правомерно при принятии оспариваемого нормативного правового акта исправил техническую ошибку, допущенную при принятии постановления от 12 декабря 2019 года N 3-17/э, предусматривающего при расчете тарифа уровень названных потерь в размере 3, 93 %.
Вместе с тем, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что при установлении тарифов на 2020 год постановлением от 12 декабря 2019 года N 3-17/э, уровень потерь был установлен исходя из планового поступления в сеть электроэнергии и процентов потерь по уровням напряжения долгосрочных параметров регулирования, в размере 3, 93%.
При этом в оспариваемом нормативном правовом акте тарифный орган определилпроцент потерь, использовав установленные ранее параметры регулирования, но применил их к фактическому поступлению электроэнергии в сеть за 2020 год, а не к плановому на 2020 года (как было установлено ранее), установив процент потерь в размере - 2, 33%.
Между тем, данные действия тарифного органа при принятии заменяющего нормативного правого акта, по инициированию корректировки НВВ на оплату потерь и установления иного норматива потерь электрической энергии нельзя признать правомерным.
Из материалов дела следует, что решением Верховного Суда Республики Татарстан от 16 декабря 2020 года, которое вступило в законную силу, было признано недействующим постановление тарифного органа N 3-17/э от 12 декабря 2019 года, в части отказа от принятия затрат по арендной плате, отказа от принятия к расчету при установлении тарифа условных единиц, отказа от принятия к расчету объема полезного отпуска электрической энергии, отказа от принятия затрат по арендной плате по договорам аренды офисных и производственных помещений, отказа от принятия затрат по аренде автотранспорта. Корректировка НВВ на оплату потерь предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции не была.
Кроме того, судом апелляционной инстанции правомерно приняты доводы, что при принятии заменяющего нормативного правового акта административный ответчик был не вправе производить корректировку НВВ на оплату потерь, так как ни в мотивировочных, ни резолютивных частях вступивших в законную силу ранее принятых судебных актов отсутствует прямое указание на соответствующие его действия, на основании которых применяется заменяющий нормативный правовой акт.
Соответственно тарифный орган, исполняя судебный акт, должен был провести корректировку в части тех расходов, которые рассматривались судами, однако, вопреки этому, административный ответчик вышел за пределы, установленные вступившими в законную силу судебными актами, пересмотрев НВВ на оплату потерь.
При таких обстоятельствах, произведя корректировку НВВ на оплату потерь, тарифный орган определилее неверно, что влечет несоответствие постановления от 12 мая 2021 года N 75-4/э-2021 нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, оно подлежит признанию недействующим.
Доводы кассационной жалобы Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, где получили надлежащую правовую оценку. Кроме того, аргументы кассационной жалобы выражают несогласие с данной судами оценкой доказательств по делу и установленными обстоятельствами. Между тем суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по переоценке доказательств и установлению иных фактических обстоятельств по делу, отличных от ранее установленных судами.
Таким образом, суд апелляционной инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а постановленный по делу судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 22 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 12 сентября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.