Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Р.Г. Габдуллина, судей Н.С. Бритвиной и И.И. Фахрутдинова
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 29 июня 2022 года кассационную жалобу муниципального бюджетного учреждения г. Набережные Челны "Спортивная школа "Челны" на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 1 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 22 апреля 2022 года по административному делу N 2а-1927/2022 по административному исковому заявлению муниципального бюджетного учреждения г. Набережные Челны "Спортивная школа "Челны" к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов N 3 г. Набережные Челны Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан Сулеймановой Д.А, временно исполняющему обязанности начальника отделения-старшего судебного пристава отдела судебных приставов N 3 г. Набережные Челны Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан Красновой Г.Н, отделу судебных приставов N 3 г. Набережные Челны Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан о признании незаконным постановления об отмене окончания исполнительного производства, возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов путем вынесения постановления об окончании исполнительного производства.
Проверив материалы административного дела, заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Р.Г. Габдуллина, изложившего обстоятельства административного дела и содержание кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
муниципальное бюджетное учреждение города Набережные Челны "Спортивная школа "Челны" (далее - МБУ "СШ "Челны") обратилось в с административным исковым заявлением о признании незаконным постановления временно исполняющего обязанности начальника отделения-старшего судебного пристава отделения судебных приставов N 3 г. Набережные Челны Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан об отмене постановления об окончании исполнительного производства от 17 ноября 2021 года.
8 ноября 2021 года возбуждено исполнительное производство N 125900/21/16057-ИП по вступившему в законную силу решению Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 4 июня 2020 года по делу N 2-2870/2020 об удовлетворении требований прокурора о запрете эксплуатации сооружений и здания до устранения нарушений требований законодательства о пожарной безопасности и законодательства в сфере антитеррористической защищенности.
17 ноября 2021 года исполнительное производство N 125900/21/16057-ИП окончено в связи с исполнением требований исполнительного документа в полном объеме.
30 декабря 2021 года временно исполняющей обязанности начальника отделения-старшего судебного пристава отдела судебных приставов N 3 вынесено постановление об отмене постановления об окончании исполнительного производства и возобновлении исполнительских действий.
Не согласившись с вынесенным постановлением, МБУ "СШ "Челны" обратилось в суд с настоящим административным исковым заявлением, в котором указывало, что в рамках первоначально возбужденного исполнительного производства судебному приставу-исполнителю был предоставлен исчерпывающий перечень доказательств исполнения судебного акта. Так, после неоднократных обращений в Исполнительный комитет муниципального образования г. Набережные Челны средств на ремонт и установку автоматической системы пожаротушения выделено не было, в этой связи принято решение о проведении расчета пожарного риска и заключения по независимой оценке пожарного риска.
В соответствии с указанным заключением индивидуальный пожарный риск для объекта защиты составляет меньше одной миллионной в год, что в соответствии со статьей 79 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ) не превышает нормативное значение. В марте 2020 года была проведена повторная огнезащитная обработка поврежденных металлических конструкций здания, получены сертификаты на вновь окрашенные металлические конструкции. В октябре 2020 года закуплено резиновое покрытие для замены покрытия полов коридоров первого этажа (путь эвакуации из раздевалок). В целях проверки принятых административным истцом мер в марте 2021 года проведена проверка отделением НДиПР по Автозаводскому району ИО г. Набережные Челны УНДиПР ГУ МЧС России по Республике Татарстан, в результате которой составлен акт от 24 марта 2021 года N 36 с резолюцией: "нарушений не выявлено".
Таким образом, 17 ноября 2021 года судебный пристав-исполнитель правомерно окончил исполнительное производство в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа. Административный истец полагал, что оснований для возобновления исполнительного производства постановление судебного пристава-исполнителя от 30 декабря 2021 года не содержит, в связи с чем просил отменить его.
Решением Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 1 февраля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 22 апреля 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, МБУ "СШ "Челны" 29 июня 2022 года через суд первой инстанции обратилась в Шестой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, поступившей 7 июля 2022 года, в которой просит их отменить, приняв по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные административные исковые требования.
Заявитель жалобы ссылается на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, указывает, что все нарушения пожарной безопасности были устранены, при этом в нарушение норм действующего законодательства оспариваемое постановление от 30 декабря 2021 года не содержит оснований для возобновления исполнительного производства.
Также заявитель обращает внимание, что закрытие объекта социального назначения без правовых оснований несет негативные последствия для развития подростков и молодежи, занимающейся в МБУ "СШ "Челны", ГХК "Челны" не может принимать домашние матчи на ледовой арене своего города.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение кассационной жалобы в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу частей 2 и 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Однако таких нарушений по данному делу допущено не было, судебные акты сомнений в законности не вызывают.
Основания и мотивы, по которым суды пришли к поставленным под сомнение в жалобе выводам, доказательства, принятые судами во внимание, примененные нормы материального и процессуального права подробно приведены в оспариваемых актах и судебная коллегия суда кассационной инстанции не усматривает оснований считать их неправильными.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Исполнительное производство осуществляется на принципах законности и своевременности совершения исполнительных действий, применения мер принудительного исполнения (пункты 1 и 2 статьи 4 Закона об исполнительном производстве).
Порядок окончания исполнительного производства предусмотрен статьей 47 Закона об исполнительном производстве, в соответствии с пунктом 1 части 1 которой исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае фактического исполнения требований исполнительного документа.
Как следует из материалов дела и установлено судами, решением Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 4 апреля 2020 года удовлетворено заявление прокурора г. Набережные Челны к МБУ "СШ "Челны", судом постановлено запретить МБУ "СШ "Челны" эксплуатацию сооружений на территории общей площадью 24 182 кв.м, и здания "Ледового дворца", общей площадью 7 471, 40 кв.м, расположенных по адресу: "адрес", до устранения нарушений требований законодательства о пожарной безопасности и законодательства в сфере антитеррористической защищенности.
8 ноября 2021 года судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов N 3 Шагалеевой М.В. возбуждено исполнительное производство N 125900/21/16057-ИП.
Как следует из решения суда от 4 апреля 2020 года по результатам прокурорской проверки установлено, что в здании "Ледового дворца", расположенного по адресу: "адрес" выявлены грубые нарушения требований пожарной безопасности, а именно: в нарушение пункта 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 (далее - Правила), не обеспечено исправное состояние систем и установок автоматической системы пожаротушения, не организовано проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами, не оформлен акт проверки; в нарушение пункта 21 Правил не обеспечено проведение повторной огнезащитной обработки металлических конструкций здания в связи с окончанием гарантированного срока огнезащитной эффективности; в нарушение статьи 4, пункта 6 таблицы 28 статьи 134 Федерального закона N 123-ФЗ, пункта 33 Правил для покрытия полов коридоров первого этажа (путь эвакуации из раздевалок) применены материалы (резиновое покрытие) с отсутствием информации о показателях пожарной опасности материала, не превышающих класс КМ2.
Согласно заключению заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы МО г. Набережные Челны УНДиПР ГУ МЧС Российской Федерации по Республике Татарстан здание "Ледового дворца" не соответствует требованиям пожарной безопасности, что может привести к угрозе жизни и здоровью людей, находящихся в помещении вследствие возможного возникновения пожара. В здании проводится обучение несовершеннолетних в количестве не менее 432 учащихся. Здание предоставляется для проведения различных публичных массовых мероприятий, в том числе официальных соревнований, вследствие чего является местом массового пребывания людей.
Кроме того, выявлены нарушения требований Постановления Правительства от 6 марта 2015 года N 202 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов спорта и формы паспорта безопасности объектов спорта", а именно: имеющаяся охранная телевизионная система не позволяет при необходимости идентифицировать лица посетителей, отсутствуют контрольно-пропускной пункт и система контроля управления доступом. Выявленные факты указывают на нарушения требований антитеррористического законодательства и ненадлежащее исполнение своих обязанностей ответственными должностными лицами по проведению мероприятий, направленных на противодействие терроризму.
Административным истцом судебному приставу-исполнителю во исполнение решения суда представлены копия письма начальника ОВО по г. Набережные Челны - филиала ФГКУ "УВО ВНГ России по Республике Татарстан (Татарстан), акт проверки N 36 от 24 марта 2021 года заместителя начальника отдела НДИПР МО г. Набережные Челны по Автозаводскому району.
Из письма начальника ОВО по г. Набережные Челны - филиала ФГКУ "УВО ВНГ России по Республике Татарстан (Татарстан)" усматривается, что недостатки в области антитеррористической защищенности МБУДО "Детско-юношеская спортивная школа "Челны" (Ледовый дворец спорта) устранены: в проходах для посетителей установлено видеонаблюдение с идентификацией личности; на входе установлена система контроля управления доступом; на въезде на территорию установлен транспортный КПП. На основании подпункта "г" пункта 38 постановления Правительства от 6 марта 2015 года N 202 паспорт безопасности МБУДО "Детско-юношеская спортивная школа "Челны" актуализирован. Паспорт безопасности 23 августа 2021 года согласован с ОВО по г. Набережные Челны - филиала ФГКУ "УВО ВНГ России по Республике Татарстан (Татарстан)".
Из акта проверки от 24 марта 2021 года N 3 заместителя начальника отдела НДИПР МО г. Набережные Челны по Автозаводскому району усматривается, что нарушений не выявлено; пункты 2 и 3 предписания от 24 августа 2020 года N 114/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара исполнены; по пункту N 1 предписания выполнена независимая оценка пожарного риска от 19 февраля 2021 года с выводом о соответствии объекта защиты установленным требованиям пожарной безопасности (зарегистрировано в ОНДиПР МО города Набережные Челны 19 февраля 2021 года вх. N 61).
17 ноября 2021 года судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов N 3 г. Сулеймановой Д.А. в связи с исполнением требований исполнительного документа в полном объеме исполнительное производство N 125900/21/16057-ИП окончено.
29 декабря 2021 года временно исполняющим обязанности начальника отделения старшего судебного пристава отдела судебных приставов N 3 г. Набережные Челны в отделение надзорной деятельности и профилактической работы по Автозаводскому району муниципального образования г. Набережные Челны УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Татарстан сделан запрос о предоставлении сведений и нормативных актов об устранении нарушений требований пожарной безопасности, а также об имеющихся нарушениях требований постановления Правительства от 6 марта 2015 года N 202, устанавливающего антитеррористическую защищенность для подобных объектов, а также акт проверки N 36 от 24 марта 2021 года в отношении МБУ "СШ "Челны".
29 декабря 2021 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об участии в исполнительном производстве специалиста отдела надзорной деятельности профилактической работы по муниципальному образованию г. Набережные Челны.
Согласно части 9 статьи 47 Закона об исполнительном производстве в течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом или его заместителем по собственной инициативе или по заявлению взыскателя в случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения, в том числе повторного, мер принудительного исполнения.
30 декабря 2021 года временно исполняющим обязанности начальника отделения старшего судебного пристава ОСП N 3 г. Набережные Челны УФССП по Республике Татарстан Красновой Г.Н. вынесено постановление об отмене окончания (прекращения) исполнительного производства и возобновлении исполнительного производства N 125900/21/16057-ИП.
30 декабря 2021 года судебным приставом-исполнителем совершен выход по адресу: "адрес" МБУ "СШ "Челны", в ходе которого установлено, что в здании "Ледового дворца" организована проверка системы пожаротушения, ее работоспособность. Представлены документы о проверке исправности систем пожаротушения. Произведен осмотр металлических конструкций на предмет повторной обработки (огнезащитной), представлены акты выполненных работ. Установлено, что для покраски полов первого этажа применены материалы с подтверждающей информацией о показателях безопасности, материалы, не превышающие класс КМ2. Для установления устранения нарушений привлечен специалист, которым было осмотрено здание на предмет устранения нарушений, о чем судебным приставом составлен акт о совершении исполнительных действий. Выявленные нарушения требований постановления Правительства от 6 марта 2015 года N 202, устанавливающего антитеррористическую защищенность для подобных объектов, устранены.
12 января 2022 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об участии в исполнительном производстве специалиста ГУ МЧС России по Республике Татарстан.
13 января 2022 года судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов N 3 совершен выход по адресу: "адрес" МБУ "СШ "Челны", произведен визуальный осмотр, согласно предписанию об устранении нарушений, установлено, что заменены резиновые покрытия эвакуационных коридоров, частично обработаны металлические конструкции огнеупорным составом. На момент выхода система пожаротушения находится в неисправном состоянии. Для изучения вопроса об устранении всех нарушений, выявленных в предписании, представителю МЧС по Республике Татарстан в г. Набережные Челны вручены соответствующие документы. Поскольку требуется время для изучения документов, установить факт исполнения решения суда не представилось возможным, о чем судебным приставом-составлен акт о совершении исполнительных действий.
18 января 2022 года главный государственный-инспектор по муниципальному образованию г. Набережные Челны по пожарному надзору Устимов Р.С, который 13 января 2022 года принимал участие в качестве специалиста на объекте МБУ "СШ "Челны", осуществил выезд в качестве привлеченного специалиста на объекты защиты МБУ г. Набережные Челны "СШ "Челны" для проверки фактического выполнения ранее выявленных нарушений, на отдел судебных приставов N 3 г. Набережные Челны направлено сообщение, из которого следует, что установлены ранее выявленные нарушения, а именно: не обеспечено исправное состояние систем и установок автоматической системы пожаротушения, не организовано проведение проверок их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя национальными (или) международными стандартами, не оформлен акт проверки; не обеспечено повторное проведение повторной огнезащитной обработки металлических конструкций здания в связи с окончанием гарантийного срока огнезащитной эффективности; для покрытия полов коридоров первого этажа (пути эвакуации с раздевалок) применены материалы (резиновые покрытия) с отсутствием информации о показателях пожарной опасности материала не превышающих класс КМ2. Нарушения пожарной безопасности, предложенные ранее, не выполнены.
При таких обстоятельствах требования исполнительного документа в полном объеме не были исполнены, в связи с чем, у временно исполняющего обязанности начальника отделения-старшего судебного пристава отдела судебных приставов N 3 Красновой Г.Н. имелись все правовые основания для отмены постановления от 17 ноября 2021 года и возобновления действий по исполнительному производству.
Из пояснений представителя заинтересованного лица отдела надзорной деятельности и профилактической работы муниципального образования г. Набережные Челны УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Татарстан - начальника отдела Устимова Р.С, являющегося и привлеченным судебным приставом-исполнителем специалистом, на момент рассмотрения дела пункт нарушений, касаемо покрытия полов коридоров первого этажа (путь эвакуации из раздевалок) с применением материалов (резиновое покрытие) с отсутствием информации о показателях пожарной опасности материала не превышающих класс КМ2, исполнен, нарушение устранено. Указанное подтверждает и экспертное заключение N 019-01-22 от 28 января 2022 года, согласно выводам которого нарушений требований контракта на поставку товаров для государственных нужд N 109 от 15 октября 2020 года, препятствующих приемке поставленного товара, не выявлено. Поставка резинового рулонного покрытия произведена согласно контракту, соответствует спецификации N 1, сертификату соответствия.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что доказательств исполнения решения Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 4 апреля 2020 года и нарушения своих прав оспариваемым постановлением от 30 декабря 2021 года административным истцом не представлено. При этом доводы административных истцов о том, что ими исполнено решение суда в полном объеме, признаны не имеющими правового значения, поскольку указанное опровергается материалами административного дела и материалами исполнительного производства, оснований для окончания исполнительного производства при рассмотрении данного дела не установлено.
Судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения принятых судебных актов, поскольку они являются верными, основанными на фактических обстоятельствах дела, на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статей 62 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Исполнительное производство осуществляется на принципах законности и своевременности совершения исполнительных действий, применения мер принудительного исполнения (пункты 1 и 2 статьи 4 Закона об исполнительном производстве).
Как следует из руководящих разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в абзаце втором пункта 10 Постановления Пленума от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", судебный пристав-исполнитель не вправе отменять вынесенное им постановление. Соответствующими полномочиями по отмене этого постановления наделены старший судебный пристав и его заместитель (пункт 2 статьи 8, пункт 2 статьи 9, пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации", часть 5 статьи 14, часть 9 статьи 47, часть 4 статьи 108, статья 123 Закона об исполнительном производстве).
Руководствуясь приведенными выше правовыми нормами и исходя из установленных фактических обстоятельств административного дела, суды первой и апелляционной инстанций, учитывая, что в силу статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" судебный пристав-исполнитель в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов и обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций, пришли к обоснованному выводу, что применительно к возникшим правоотношениям приведенные законоположения обязывают судебного пристава-исполнителя проверить исполнение должником своего обязательства, указанного в исполнительном-документе.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что закрытие объекта социального назначения без правовых оснований несет негативные последствия для развития подростков и молодежи, занимающейся в МБУ "СШ "Челны", ГХК "Челны" не может принимать домашние матчи на ледовой арене своего города, не могут служить основаниям для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решений и действий (бездействия) должностного лица, если установит, что оспариваемые решения, действия, бездействие нарушают права и свободы административного истца, а также не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требований.
По данному административному делу правовых условий, позволяющих принять решение об удовлетворении заявленных требований, судебными инстанциями не установлено, что судебная коллегия кассационного суда находит законным и обоснованным, приходя к выводу о том, что суды правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, дали надлежащую правовую оценку совокупности собранных и исследованных в судебных заседаниях доказательств, их позиция не противоречит нормам законов, подлежащих применению и регулирующих спорные правоотношения.
Доводы жалобы с иным толкованием положений законодательства об исполнительном производстве не подтверждают неправильного применения судами норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Суждения, приведенные в кассационной жалобе, лишены бесспорных правовых аргументов и не опровергают установленные по делу обстоятельства. Каких-либо новых доводов, способных на данной стадии поставить под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных постановлений и повлечь их отмену либо изменение, в кассационной жалобе не приведено.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 1 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 22 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального бюджетного учреждения г. Набережные Челны "Спортивная школа "Челны" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 2 сентября 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.