Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Р.Г. Габдуллина, судей И.И. Фахрутдинова и Н.С. Бритвиной
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 30 июня 2022 года кассационную жалобу Мусагитова Р.Ф. на решение Бирского межрайонного суда Республики Башкортостан от 25 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 31 января 2022 года по административному делу N 2а-1346/2021 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России N 33 по Республике Башкортостан к Мусагитову Р.Ф. о взыскании задолженности по страховым взносам, налогам и пени.
Проверив материалы административного дела, заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Р.Г. Габдуллина, изложившего обстоятельства административного дела и содержание кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 33 по Республике Башкортостан (далее - Межрайонная ИФНС России N 33 по Республике Башкортостан) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Мусагитову Р.Ф. (далее - административный ответчик) о взыскании задолженности по страховым взносам, налогам и пени.
В обоснование заявленных требований указано, что Мусагитов Р.Ф. (ИНН N) в период с 28 августа 2014 года по 30 ноября 2020 года был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Межрайонная ИФНС России N 33 по Республике Башкортостан надлежащим образом известила административного ответчика о сумме и сроках уплаты налога, направив налоговое уведомление. В указанном налоговом уведомлении содержится полный расчет налога (в том числе: объект налогообложения, налоговая база, ставка налога, налоговые периоды).
Однако, Мусагитов Р.Ф, являющийся собственником объектов налогообложения, не оплатил в установленные сроки суммы налога. Межрайонная ИФНС России N 33 по Республике Башкортостан в соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации направила должнику требования об уплате налога, пени, штрафа от 8 декабря 2020 года N 78920, от 21 декабря 2020 года N 100220.
Данные требования должником исполнены не были.
В дальнейшем, уполномоченный орган направил заявление о выдаче судебного приказа о взыскании суммы задолженности, на основании которого был вынесен судебный приказ от 19 марта 2021 года. Однако, определением мирового судьи судебного участка N 1 по Бирскому району и г. Бирску Республики Башкортостан от 15 апреля 2021 года по делу N 2а-386/2021 судебный приказ был отменен.
В связи с неуплатой налогов в установленные сроки налогоплательщику в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени.
На основании изложенного, заявитель просил суд взыскать с Мусагитова Р.Ф. задолженность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование за расчетный период, начиная с 1 января 2017 года: налог за 2020 год в размере 7 723, 83 рубля и пени за 2020 год в размере 5, 47 рублей; по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, за расчетный период с 1 января 2017 года: налог за 2020 год в размере 29 744 рублей, пени за 2020 год в размере 21, 07 рубля, также задолженность по транспортному налогу за 2019 год в размере 850 рублей, пени за 2019 год в размере 0, 72 рубля.
Решением Бирского межрайонного суда Республики Башкортостан от 25 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 31 января 2022 года, административное исковое заявление удовлетворено. С Мусагитова Р.Ф. взыскана задолженность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование за расчетный период, начиная с 1 января 2017 года: налог за 2020 год в размере 7723, 83 рубля и пени за 2020 год в размере 5, 47 рублей; по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, за расчетный период с 1 января 2017 года: налог за 2020 год в размере 29 744 рублей, пени за 2020 год в размере 21.07 рубля; задолженность по транспортному налогу за 2019 год в размере 850 рублей, пени за 2019 год в размере 0, 72 рубля.
Также с Мусагитова Р.Ф. взыскана государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 1 350, 35 рублей.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Мусагитов Р.Ф. 30 июня 2022 года через суд первой инстанции обратился в Шестой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, поступившей 14 июля 2022 года, в которой просит их отменить, приняв по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать.
Заявитель жалобы ссылается на нарушение судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, указывает, что с заявлением о получении уведомлений и документов на бумажном носителе в налоговый орган 30 апреля 2021 года он не обращался, в интернет-сервисе налогового органа не регистрировался. Учитывая, что личного визита в налоговый орган он не совершал, его личного кабинета на сайте налоговой инспекции быть не может.
Таким образом, по мнению административного ответчика, оснований для взыскания задолженности по страховым взносам, налогам и пени отсутствует, а судами первой и апелляционной инстанции в основу решений взяты ненадлежащие доказательства.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение кассационной жалобы в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу частей 2 и 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Однако таких нарушений по данному делу допущено не было, судебные акты сомнений в законности не вызывают.
Основания и мотивы, по которым суды пришли к поставленным под сомнение в жалобе выводам, доказательства, принятые судами во внимание, примененные нормы материального и процессуального права подробно приведены в оспариваемых актах и судебная коллегия суда кассационной инстанции не усматривает оснований считать их неправильными.
На основании части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно пункту 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, уплачивают:
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период е превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года;
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1, 0% суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного таксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта;
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В силу статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, а в силу статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации за просрочку исполнения обязанности по уплате налога могут быть начислены пени.
Статьями 357, 358 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено названной статьей.
Абзацем 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Аналогичные правила согласно пункту 6 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации применяются для взыскания пеней.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Мусагитов Р.Ф. (ИНН N) в период с 28 августа 2014 года по 30 ноября 2020 года был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.
Административному ответчику направлены требование N 78920 от 8 декабря 2020 года об уплате налогов и сборов, страховых взносов на имущество физических лиц в сумме 850 рублей со сроком исполнения до 12 января 2021 года, и требование N 100220 от 21 декабря 2020 года об уплате налогов и сборов, страховых взносов на имущество физических лиц в сумме 37 467, 83 рубля со сроком исполнения до 22 января 2021 года.
Налоговым уведомлением N 46986958 от 1 сентября 2020 года представлен расчет транспортного налога в размере 850 рублей за 2019 год со сроком уплаты до 1 декабря 2020 года.
Неуплата сумм, указанных в требованиях, послужила основанием для направления налоговым органом мировому судье заявления о вынесении судебного приказа на взыскание задолженности по страховым взносам.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка N 1 по Бирскому району и г. Бирску Республики Башкортостан от 19 марта 2021 года с Мусагитова Р.Ф. взыскана задолженность по уплате налогов и сборов в размере 38 345, 09 рублей, а также государственная пошлина - 675, 17 рублей.
Определением мирового судьи судебного участка N 1 по Бирскому району и г. Бирску Республики Башкортостан от 15 апреля 2021 года указанный судебный приказ отменен в связи с поступлением от Мусагитова Р.Ф. возражения.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что административным истцом соблюден порядок подачи административного искового заявления в суд первой инстанции, поскольку с указанным требованием он обратился своевременно как к мировому судье, подав заявление о вынесении судебного приказа 19 марта 2021 года (в течение шестимесячного срока с самого раннего требования со сроком исполнения до 12 января 2021 года), так и в районный суд 15 сентября 2021 года (в течение шестимесячного срока со дня отмены судебного приказа 15 апреля 2021 года).
Разрешая заявленные административные исковые требования и принимая решение об их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из неисполнения административным ответчиком как налогоплательщиком обязанности по своевременной и полной уплате законно установленных налогов и с учетом данного обстоятельства пришел к правильному выводу об обоснованности требования о взыскании с Мусагитова Р.Ф. задолженности по уплате страховых взносов, налогов и пени.
В то же время, суд апелляционной инстанции, который согласился с выводами суда первой инстанции, не нашел оснований для удовлетворения жалобы административного ответчика, поскольку налоговым органом соблюден порядок направления налогового уведомления и требований через личный кабинет налогоплательщика.
Исходя из пункта 4 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Абзацами 3, 4 пункта 2 статьи 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются.
Налоговое уведомление от 1 сентября 2020 года N 46986958 с расчетом транспортного налога за 2019 год и требования об уплате налога, пени, штрафа от 8 декабря 2020 года N 78920, от 21 декабря 2020 года N 100220 направлены в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика, что согласуется с материалами дела.
Таким образом, доводы кассационной жалобы о том, что с заявлением о получении уведомлений и документов на бумажном носителе в налоговый орган 30 апреля 2021 года он не обращался, в интернет-сервисе налогового органа не регистрировался в связи с чем оснований для взыскания задолженности по страховым взносам, налогам и пени отсутствует, а судами первой и апелляционной инстанции в основу решений взяты ненадлежащие доказательства, подлежат отклонению, поскольку опровергаются материалами административного дела.
Суды первой и апелляционной инстанций руководствовались положениями статьи 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации и приняли во внимание, что административный ответчик на дату направления требования об уплате страховых взносов был зарегистрирован в личном кабинете налогоплательщика на официальном сайте Федеральной налоговой службы 8 февраля 2012 года, налогоплательщик сменил первичный пароль, что подтверждается распечаткой страницы интернет-браузера личного кабинета Мусагитова Р.Ф. При этом, на момент подключения признак использования документооборота "по умолчанию" установлен: "электронная форма", таким образом, признак использования электронного документооборота с налоговыми органами на момент подключения личного кабинета налогоплательщика для физического лица налогоплательщик не изменил. 30 апреля 2021 года Мусагитов Р.Ф. обратился в налоговый орган с заявлением о необходимости получения документов на бумажном носителе.
Вопреки доводам кассационной жалобы, суды правильно установили обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, полно и объективно исследовали представленные сторонами по делу доказательства, дали им надлежащую правовую оценку с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности, отразив результаты их оценки в судебных актах.
По данному административному делу правовых условий, позволяющих принять решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, судебными инстанциями не установлено, что судебная коллегия кассационного суда находит законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Бирского межрайонного суда Республики Башкортостан от 25 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 31 января 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Мусагитова Р.Ф. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 2 сентября 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.