Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Карякина Е.А, судей Бритвиной Н.С. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 22 июля 2022 года кассационную жалобу Каскинова Азата Гумаровича на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 26 мая 2022 года по административному делу N 2а-296/2022 по административному исковому заявлению Каскинова Азата Гумаровича к администрации муниципального образования Плешановский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области, Министерству социального развития Оренбургской области о признании незаконным решения о снятии с учёта в качестве нуждающегося в жилых помещениях, об исключении из реестра ветеранов боевых действий.
Заслушав доклад судьи Бритвиной Н.С, изложившей обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу, доводы кассационной жалобы, выслушав в её поддержку объяснения Каскинова А.Г, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Каскинов А.Г. (далее - административный истец) обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования Плешановский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области (далее - администрация МО Плешановский сельсовет), Министерству социального развития Оренбургской области (далее - Минсоцразвития Оренбургской области) о признании незаконным решения о снятии с учёта в качестве нуждающегося в жилых помещениях, об исключении из реестра ветеранов боевых действий.
В обоснование иска указано, что 24 марта 2003 года решением жилищно-бытовой комиссии при администрации Красногвардейского района Оренбургской области административный истец признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Постановлением администрации МО Плешановский сельсовет от 30 июня 2008 года N 188-п административный истец принят на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении. Постановлением от 5 февраля 2018 года N 23-п в Постановление от 30 июня 2008 года N 188-п внесены изменения, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий включены несовершеннолетние дети административного истца.
Постановлением администрации МО Плешановский сельсовет от 5 июня 2018 года N 89-п семья административного истца снята с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении в связи с предоставлением земельного участка для строительства жилого дома.
Решением Красногвардейского районного суда Оренбургской области от 7 сентября 2018 года постановление администрации МО Плешановский сельсовет Красногвардейского района от 5 июня 2018 года N 89-п признано незаконным.
Постановлением администрации МО Плешановский сельсовет от 10 октября 2018 года N 175-п административный истец со своей семьей восстановлен на учёте в списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Постановлением администрации МО Плешановский сельсовет от 30 сентября 2021 года N 118-п семья административного истца повторно снята с учёта в качестве нуждающихся в жилом помещении, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Кроме того, распоряжением Минсоцразвития Оренбургской области от 26 мая 2020 года N 1035 ему отказано в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета в связи с утратой оснований, дающих право на получение социальной выплаты.
Административный истец, указывая, что является ветераном боевых действий, в связи с чем имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, считает постановление от 30 сентября 2021 года и распоряжение от 26 мая 2020 года незаконными, поскольку он и члены его семьи фактически не обеспечены жилой площадью свыше установленной нормы.
Решением Красногвардейского районного суда Оренбургской области от 18 января 2022 года административные исковые требования Каскинова А.Г. удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 26 мая 2022 года решение Красногвардейского районного суда Оренбургской области от 18 января 2022 года отменено, по делу постановлено новое решение, которым административные исковые требования Каскинова А.Г. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене апелляционного определения, указав на несоответствии выводов суда обстоятельствам дела, как постановленного с нарушением норм процессуального права.
В обоснование доводов кассационной жалобы её автор, не соглашаясь с выводом суда апелляционной инстанции о законности оспариваемого постановления, считает, что у администрации отсутствовали правовые основания для его принятия, поскольку вывод об обеспечении жилой площадью более учётной нормы сделан необоснованно.
Также автор кассационной жалобы обращает внимание на процессуальные нарушения, допущенные судом апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы, связанные с заменой судьи в ходе рассмотрения апелляционной жалобы, а также допуск представителя Министерства без документов, подтверждающих наличие высшего юридического образования.
В судебном заседании Каскинов А.Г. доводы кассационной жалобы поддержал в полном объеме.
Иные лица, участвующие в деле, извещённые о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение кассационной жалобы в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения участвующего в деле лица, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нарушения такого характера допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего административного дела.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов административного дела следует и установлено судами, что Каскиной А.Г. является ветераном боевых действий, имеет права и льготы, установленные частью 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон N 5-ФЗ).
Решением жилищно-бытовой комиссии при администрации Красногвардейского района Оренбургской области от 24 марта 2003 года административный истец признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Постановлением администрации МО Плешановский сельсовет N 188-п от 30 июня 2008 года Каскинов А.Г. поставлен на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, как ветеран боевых действий, с составом семьи из двух человек, на основании заключения жилищно-бытовой комиссией при администрации Красногвардейского района Оренбургской области от 24 марта 2003 года.
Постановлением от 5 февраля 2018 года N 23-п в Постановление от 30 июня 2008 года N 188-п внесены изменения, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий включены несовершеннолетние дети административного истца.
Постановлением администрации МО Плешановский сельсовет от 5 июня 2018 года N 89-п семья административного истца снята с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении в связи с предоставлением земельного участка для строительства жилого дома.
Решением Красногвардейского районного суда Оренбургской области от 7 сентября 2018 года постановление администрации МО Плешановский сельсовет Красногвардейского района от 5 июня 2018 года N 89-п признано незаконным.
Постановлением администрации МО Плешановский сельсовет от 10 октября 2018 года N 175-п административный истец со своей семьей восстановлен на учёте в списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Постановлением администрации МО Плешановский сельсовет от 30 сентября 2021 года N 118-п административный истец с составом семьи снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма: обеспеченность более учётной нормы площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Также Каскинов А.Г. состоял в едином областном Реестре ветеранов и инвалидов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, и исключен из данного реестра на основании распоряжения Минсоцразвития Оренбургской области от 26 мая 2020 года N 1035 в связи с утратой оснований, дающих право на получение социальной выплаты.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон N 5-ФЗ) ветеранам боевых действий предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 данного Федерального закона.
Согласно пункту 3.2 статьи 23.2 Федерального закона N 5-ФЗ по письменным заявлениям ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Таким образом, согласно действующему законодательству основанием для обеспечения указанной категории граждан жильем является их нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Согласно статье 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 189-ФЗ) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона N 189-ФЗ граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Статьей 55 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
В силу пункта 1 части 1 статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент постановки Каскинова А.Г. на учет, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения (пункт 1 части 2 статьи 32 ЖК РСФСР).
По смыслу приведенных выше норм права для граждан, принятых на учет до 1 марта 2005 года, под улучшением ими жилищных условий (основание для снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях, предусмотренное пунктом 1 части 2 статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР) следует понимать достижение гражданином уровня обеспеченности площадью жилого помещения по норме предоставления, которая установлена действующим законодательством.
Согласно решению Совета депутатов муниципального образования Красногвардейский район от 2 апреля 2012 года N 13/8 учетная норма площади жилого помещения на территории района составляет 10 кв.м на человека. Решением Совета депутатов муниципального образования Красногвардейский район N 32/3 от 15 июля 2005 года, действовавшим ранее, учетная норма площади жилого помещения на территории Красногвардейского района была установлена 15 кв.м на человека.
Разрешая административный спор и принимая решение об удовлетворении административного иска, суд первый инстанции, исходя из того, что обеспеченность жилой площадью у административного истца и членов его семьи составляет менее учётной нормы, а также из преждевременности вывода об утрате административным истцом оснований, дающих право на получение единовременной денежной выплаты, как ветерана боевых действий, пришёл к выводу о том, что Каскинов А.Г. является нуждающимся в улучшении жилищных условий и подлежит восстановлению на учёте с даты первоначальной постановки на учёт 24 марта 2003 года.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение первой инстанции и отказывая в удовлетворении административных требований, указывая на то, что Каскинов А.Г. имеет во владении фактически введенное в эксплуатацию жилое помещение общей площадью 139, 6 кв.м, пришёл к выводу о том, что поскольку Каскинов А.Г. и члены его семьи обеспечены жилой площадью свыше нормы предоставления, постольку он утратил основание, которое до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давало ему право на получение жилого помещения по договору социального найма, как отпали основания для получения единовременной выплаты на приобретение жилого помещения.
Судебная коллегия с данными выводами суда апелляционной инстанции согласиться не может, поскольку они не соответствует нормам материального права, регулирующим спорные отношения.
Пунктом 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Перечень видов жилых помещений и признаки каждого из них определены статьей 16 Жилищного кодекса Российской Федерации.
К жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната (пункты 1 - 3 части 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (часть 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При этом, как следует из содержания части 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Суд апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении административного иска, сославшись на акт обследования жилищных условий от 18 мая 2022 года, проведенного администрацией муниципального образования Плешановский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области на основании определения судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 5 мая 2022 года, указал на то, что семья Каскиновых проживает в жилом помещении общей площадью 139, 6 кв.м, которое соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, имеющему инженерные системы, указав при этом на отсутствие зарегистрированного права собственности.
Однако данный вывод нельзя признать правильным, поскольку исходя из буквального толкования части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения должны учитываться, в том числе жилые помещения, принадлежащие гражданину или членам его семьи на праве собственности.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Вместе с тем, право собственности на незавершенный строительством объект за административным истцом не зарегистрировано, что судами в ходе рассмотрения дела установлено и ответчиками не оспаривалось.
Кроме того, порядок признания помещения жилым помещением регулируется Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47.
Однако акт обследования жилищных условий гражданина от 18 мая 2022 года, составленный муниципальным образованием Плешановский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области, не соответствует указанному Положению.
Проверяя факт нуждаемости административного истца в жилых помещениях, суд первой инстанции, констатировав, что право собственности Каскинова А.Г. на незавершенный строительством объект не зарегистрировано, жилищные условия с момента его постановки на учёт не изменились, пришёл к обоснованному выводу о том, что на момент рассмотрения дела административный истец является нуждающимся в жилых помещениях, соответственно, подлежит восстановлению на учёте в Списке лиц, нуждающихся в жилых помещениях с даты первоначальной постановки на учет - 24 марта 2003 года.
Установив указанные выше обстоятельства, суд первой инстанции также правильно пришёл к выводу о незаконности действий Минсоцразвития Оренбургской области по отказу Каскинову А.Г. в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения, как ветерану боевых действий, и исключения его из областного реестра ветеранов, признав незаконным распоряжение от 26 мая 2020 года N 1035 и возложив на Минсоцразвития Оренбургской области обязанность восстановить административного истца в Реестре ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В этой связи, судебная коллегия полагает, что постановленное судом апелляционной инстанции апелляционное определение, как не отвечающее требованиям законности и обоснованности, подлежит отмене, с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 26 мая 2022 года отменить, оставить в силе решение Красногвардейского районного суда Оренбургской области от 18 января 2022 года.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 12 сентября 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.