Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданное 11 августа 2022 года кассационное представление прокуратуры Самарской области на решение Красноглинского районного суда города Самары от 6 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 17 мая 2022 года по административному делу N 2а-1110/2022 по административному исковому заявлению федерального казенного лечебно-профилактического учреждения "Областная туберкулезная больница" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области об установлении административного надзора в отношении Беловой О.П..
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, мнение прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трофимова А.А, поддержавшего доводы кассационного представления, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
приговором Похвистневского районного суда Самарской области от 11 февраля 2016 года Белова О.П. признана виновной в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 105 Уголовного кодекса Российской Федерации, в соответствии со статьей 70, пунктом "в" части 7 статьи 79 названного Кодекса присоединено не отбытое наказание по приговору от 7 июня 2006 года, окончательное наказание назначено в виде лишения свободы сроком на 6 лет 6 месяцев с ограничением свободы сроком на 1 год с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима (л.д. 8-12).
Окончание срока отбывания Беловой О.П. наказания - 22 мая 2022 года (л.д. 4).
Административный истец обратился в суд с требованием об установлении в отношении Беловой О.П. административного надзора.
Решением Красноглинского районного суда города Самары от 6 апреля 2022 года заявленные требования удовлетворены, в отношении Беловой О.П. установлен административный надзор сроком на 10 лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, возложены административные ограничения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 17 мая 2022 года решение суда изменено в части исчисления срока административного надзора, с его установлением со дня отбытия дополнительного наказания в виде ограничения свободы сроком 1 год по приговору Похвистневского районного суда Самарской области от 11 февраля 2016 года.
В кассационном представлении прокурор Самарской области просит об отмене судебных актов с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований в связи с неправильным применением судами норм процессуального права. Указывает на отсутствие у административного истца полномочий по обращению с данным административным иском, поскольку Беловой О.П. было назначено дополнительное наказание в виде ограничения свободы, соответственно правом на обращение с указанным иском обладает орган внутренних дел, а не администрация лечебно-профилактического учреждения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такие нарушения допущены судебными инстанциями.
Согласно статье 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Закон об административном надзоре) административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 3 указанного Закона административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции пришли к выводу о наличии правовых оснований для установления в отношении Беловой О.П. административного надзора.
Однако судами первой и апелляционной инстанции не учтено следующее.
В силу статьи 49 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при назначении ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания срок ограничения свободы исчисляется со дня освобождения осужденного из исправительного учреждения.
На момент рассмотрения административного дела судами первой и апелляционной инстанций дополнительное наказание в виде ограничения свободы административным ответчиком не отбыто.
В соответствии с частью 8 статьи 270 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об установлении административного надзора по основаниям, предусмотренным федеральным законом, в отношении лиц, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, назначенное в качестве дополнительного наказания, или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы подается органом внутренних дел не позднее чем за один месяц до истечения срока отбывания осужденным наказания в виде ограничения свободы.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 12 Закона об административном надзоре обязанность подавать в суд заявление об установлении административного надзора по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, не позднее чем за один месяц до истечения срока отбывания осужденным ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного наказания, возложена на органы внутренних дел.
Аналогичные разъяснения содержатся в абзаце пятом пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона об административном надзоре в случае назначения лицу ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания срок административного надзора исчисляется со дня отбытия наказания в виде ограничения свободы.
Указанное законодательное положение обусловлено необходимостью выбора судом вида административных ограничений, подлежащих установлению поднадзорному лицу в момент установления административного надзора, поскольку согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в абзаце четвертом пункта 22 постановления Пленума от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
Административные ограничения подлежат установлению с учетом образа жизни поднадзорного лица, обстоятельств совершения им преступления, поведения лица в период и после отбытия наказания, сведений о жизненных обстоятельствах и характеристики личности данного лица, графика выполнения им трудовых обязанностей и (или) учебы и других имеющих значение обстоятельств.
Таким образом, действующим законодательством, регулирующим порядок установления административного надзора, определен специальный субъект обращения с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении лица, которому в качестве дополнительного наказания назначено ограничение свободы, - орган внутренних дел, и срок обращения с таким заявлением - не позднее чем за один месяц до истечения срока ограничения свободы.
Исходя из этого с заявлением об установлении административного надзора за лицом, которому в качестве дополнительного вида наказания назначено ограничение свободы, может обратиться в суд по месту жительства или пребывания этого лица не позднее, чем за один месяц до истечения срока ограничения свободы, только орган внутренних дел, а не администрация лечебно-профилактического учреждения, что не было учтено судами первой и апелляционной инстанций.
При указанных обстоятельствах судебные акты нельзя признать законными, они подлежат отмене как постановленные с нарушением норм материального права, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Красноглинского районного суда города Самары от 6 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 17 мая 2022 года отменить, принять по административному делу новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления федерального казенного лечебно-профилактического учреждения "Областная туберкулезная больница" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области об установлении административного надзора в отношении Беловой О.П. отказать.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 15 сентября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.