Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Бритвиной Н.С. и Карякина Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи поданную 29 августа 2022 года кассационную жалобу Глебцевой Любови Александровны и кассационное представление прокурора Оренбургской области на решение Центрального районного суда города Оренбурга от 10 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 23 августа 2022 года по административному делу N 2а-3046/2022 по административному исковому заявлению Глебцевой Любови Александровны к Территориальной избирательной комиссии Оренбургского района об отмене решения от 30 июля 2022 года N 70/337-5 "Об отказе в регистрации Глебцевой Любови Александровны кандидатом на должность главы муниципального образования Горный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области".
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Бритвиной Н.С, изложившей обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу, доводы кассационных жалобы и представления, выслушав в их поддержку объяснения Глебцевой Л.А, её представителя Суворова А.Г, заключение прокурора Трофимова А.А, возражения председателя территориальной избирательной комиссии Оренбургского района Оренбургской области Шумилиной Н.В, представителя территориальной избирательной комиссии Оренбургского района Оренбургской области и Избирательной комиссии Оренбургской области по доверенности Ивановой Н.С. против удовлетворения кассационных жалоб, представления, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Глебцева Л.А. (далее - административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Территориальной избирательной комиссии Оренбургского района Оренбургской области (далее - ТИК Оренбургского района) об отмене решения от 30 июля 2022 года N 70/337-5 "Об отказе в регистрации Глебцевой Любови Александровны кандидатом на должность главы муниципального образования Горный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области".
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что 11 июля 2022 года на заседании Президиума Высшего совета Политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ после утверждения протокола счётной комиссии о результатах тайного голосования принято решение о выдвижении её кандидатом на выборах главы муниципального образования Горный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области.
30 июля 2022 года ТИК Оренбургского района вынесено оспариваемое решение об отказе в регистрации Глебцевой Л.А. кандидатом на должность главы муниципального образования Горный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области, выдвинутой Политической партией СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА.
В качестве основания для вынесения названного решения ТИК Оренбургского района указано на отсутствие факта принятия соответствующего решения Президиумом Высшего совета Политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ о выдвижении кандидата, подтвержденного видеосъемкой.
По мнению административного истца, указанное решение ТИК Оренбургского района является незаконным, поскольку процедура выдвижения её кандидатом соблюдена, тайное голосование состоялось, результаты которого оглашены, протокол счётной комиссии утверждён, решение, принятое тайным голосованием о её выдвижении кандидатом, озвучено председательствующим.
Кроме того, административный истец полагает, что дополнительного голосования, подтверждающего факт принятия решения о выдвижении кандидата, не требуется, поскольку результаты голосования указываются по результатам протокола счётной комиссии. При этом после утверждения протокола счётной комиссии о результатах тайного голосования решение о выдвижении кандидата считается принятым.
Решением Центрального районного суда города Оренбурга от 10 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 23 августа 2022 года, административное исковое заявление Глебцевой Л.А. оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе административный истец Глебцева Л.А. ставит вопрос об отмене судебных актов судов обеих инстанций, как постановленных при неправильном применении норм процессуального и материального права, и принятии нового решения об удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование доводов кассационной жалобы её автор, повторяя доводы административного искового заявления и апелляционной жалобы, ссылаясь на Федеральный закон от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях", Постановление ЦИК России от 11 июня 2014 года N 235/11486-6 "О Методических рекомендациях по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов не выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления", Устав Политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ, указывает на то, что решение о выдвижении кандидатов принимается тайным голосованием и принятия отдельного дополнительного решения о выдвижении кандидатов не предусмотрено.
Административные истец, не соглашаясь с выводами суда апелляционной инстанции о том, что решение о выдвижении принимается на основании протокола счётной комиссии о результатах тайного голосования, однако по вопросу о принятии данного решения также должно быть проведено голосование, результаты которого указываются по протоколу счётной комиссии, в жалобе обращает внимание на то, что ни действующим законодательством о выборах, ни Уставом партии не предусмотрено такое условие как принятие решения о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления открытым голосованием на основании протокола счётной комиссии.
В кассационном представлении прокурор Оренбургской области считает, что оспариваемые судебные акты основаны на неверном применении норм материального права.
В качестве доводов кассационного представления прокурор, не соглашаясь с выводами судов обеих инстанций о правомерности оспариваемого решения, утверждает, что выводы судов о том, что после проведения тайного голосования президиум партии не провел дополнительного голосования в открытой форме, не соответствуют обстоятельствам дела, поскольку положения федерального и регионального законодательства не предусматривают двойного голосования.
По доводам кассационной жалобы Избирательной комиссий Оренбургской области поданы письменные возражения против её удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, извещённые о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение кассационной жалобы в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационных жалобы, представления, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения, выразившиеся в неправильном применении норм материального права, допущены судами обеих инстанций при рассмотрении настоящего административного дела.
В соответствии с частью 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
В силу части 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 23 июня 2022 года состоялось официальное опубликование решения о назначении выборов главы муниципального образования Горный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области.
22 июля 2022 года Глебцевой Л.А. поданы документы в ТИК Оренбургского района для уведомления о выдвижении её избирательным объединением Политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ на должность главы муниципального образования Горный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области.
Решением ТИК Оренбургского района от 30 июля 2022 года N 70/337-5 Глебцевой Л.А. отказано в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования Горный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области в связи с нарушением порядка принятия решения о выдвижении кандидата тайным голосованием, предусмотренного статьей 23 Устава Политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ.
В обоснование отказа указано на то, что решение о выдвижении Глебцевой Л.А. кандидатом на выборы главы муниципального образования Горный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области Президиумом Политической партией СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ не принималось.
Разрешая административный спор и принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, указав, что решение ТИК Оренбургского района от 30 июля 2022 года вынесено в соответствии с требованиями Федерального закона N 95-ФЗ "О политических партиях", а также, исходя из требований Закона Оренбургской области от 3 ноября 2017 года N 647/152-VI-ОЗ "О выборах глав муниципального образований в Оренбургской области", исходил из того, что решение о выдвижении на должность кандидата на должность главы муниципального образования Горный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области Глебцевой Л.А. Президиумом Высшего совета Политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ не принималось.
Судебная коллегия с выводами судов обеих инстанций согласиться не может, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального прав, регулирующих спорные правоотношения, что привело к судебной ошибке.
В соответствии с частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).
Пунктом 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ установлено, что решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом в порядке, предусмотренном статьей 75 данного Федерального закона, по заявлению кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.
Согласно статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов. Выдвижение кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" (пункт 2) (далее - Федеральный закон N 95-ФЗ).
В силу подпункта "б" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидатов, выдвинутых политической партией, является несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях".
Указанные требования федерального законодательства воспроизведены в подпункте 2 части 6 статьи 32 данного Закона Оренбургской области от 3 ноября 2017 года N 647/152-VI-ОЗ "О выборах глав муниципальных образований в Оренбургской области" (далее - Закон Оренбургской области N 647/152-VI-ОЗ).
Статьей 25 Федерального закона N 95-ФЗ определено, что решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии (пункт 2).
Согласно части 3 статьи 28 Закона Оренбургской области N 647/152-VI-ОЗ решение о выдвижении кандидата на должность главы муниципального образования принимается избирательным объединением в порядке, предусмотренном федеральным законом и уставом политической партии.
В соответствии с частью 4 статьи 28 Закона Оренбургской области N647/152-VI-ОЗ решение избирательного объединения, указанное в части 3 данной статьи, оформляется протоколом.
Пунктом 2 статьи 21 Федерального закона N 95-ФЗ установлено, что Устав политической партии должен содержать положения, определяющие порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах (подпункт "и").
В силу подпункта 8 пункта 4 статьи 23 Устава Политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ (далее - Устав партии) в случае отсутствия регионального или местного отделения партии принятие решения о выдвижении тайным голосованием от партии кандидатов в депутаты (списки кандидатов) соответствующих законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований, кандидатов на иные выборные должности в органах местного самоуправления отнесено к исключительной компетенции Президиума Высшего Совета Партии (далее - Президиума).
В силу пункта 11 статьи 22 Устава партии решения Президиума принимается его членами большинством голосов от числа присутствующих при наличии кворума.
Пунктом 3.2. Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных Постановлением ЦИК России от 11 июня 2014 года N 235/1486-6 (далее - Методические рекомендации), установлено, что выдвижение кандидата, списка кандидатов осуществляется на съезде политической партии, конференции или общем собрании ее регионального отделения, иного структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии. Решение съезда политической партии (иного общественного объединения), конференции, общего собрания регионального отделения политической партии (иного общественного объединения), иного структурного подразделения либо иного органа, предусмотренного уставом политической партии (иного общественного объединения), о выдвижении кандидата, списка кандидатов оформляется в форме документа, определенного уставом политической партии (иного общественного объединения) (решение, постановление, протокол, выписка из протокола, иной документ).
Примерная форма вышеуказанного решения приведена в приложении N 2 к Методическим рекомендациям, по которому результат голосования о выдвижении кандидата указывается по результатам протокола счётной комиссии (сноска "3").
Суды обеих инстанций, принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, пришли к выводу о том, что после утверждения протокола счётной комиссии председательствующим заседания Президиума Высшего совета партии предложено принять два решения, в том числе о выдвижении кандидатом на выборах главы муниципального образования Горный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области Глебцеву Л.А, по которым голосование не проводилось.
Между тем судебными инстанциями не учтены следующие обстоятельства.
В силу пункта 4 статьи 25 Федерального закона N 95-ФЗ решение о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления принимаются тайным голосованием (пункт 4).
Данный порядок предусмотрен и подпунктом 8 пункта 4 статьи 23 Устава Политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ.
Исходя из буквального толкования приведенных выше норм права и положений Устава партии, кандидат считается выдвинутым после оглашения результатов тайного голосования, если в ходе такого голосования им набрано большинство голосов.
После оглашения результатов тайного голосования и утверждения протокола счётной комиссии, в протоколе заседания партийного органа подлежит фиксации лишь факт того, что решение о выдвижении кандидата по итогам тайного голосования принято. При этом принятие такого решения указывается именно по результатам тайного голосования, что соответствует примерной форме решения, приведённой в приложении N 2 к Методическим рекомендациям.
Протокол заседания Президиума Высшего совета Политической партии СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА от 11 июля 2022 года, который представлен административным истцом в ТИК Оренбургского района, данным требованиям соответствует, что позволяет сделать вывод о соблюдении требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях".
Судами также не учтено, что ни федеральным законодательством, ни Уставом партии не предусмотрено проведение голосования по вопросу о выдвижении кандидата после подведения итогов тайного голосования, поскольку проведение голосования после проведения тайного голосования и утверждения его результатов фактически приведёт к повторному голосованию, но уже в открытой форме, по тому же решению, по которому принималось решение путём тайного голосования, что противоречит требованиям пункта 4 статьи 25 Федерального закона N 95-ФЗ, предусматривающего принятие решения о выдвижении кандидата только тайным голосованием.
Неправильное применение судами обеих инстанций норм материального права, без учета юридически значимых фактических обстоятельств дела, привело к судебным ошибкам, исправление которых возможно только путем отмены обжалуемых судебных актов и принятии нового решения об удовлетворении административного иска о признании незаконными и отмене оспариваемого решения территориальной избирательной комиссии Оренбургского района Оренбургской области.
В качестве способа восстановления нарушенных прав административного истца судебная коллегия полагает необходимым возложить на ТИК Оренбургского района обязанность по регистрации Глебцевой Л.А. кандидатом на должность главы муниципального образования Горный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области, выдвинутой Политической партией СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ, поскольку какие-либо иные основания, кроме указанных в оспариваемом решении, препятствовавших регистрации административного истца в качестве кандидата, ТИК Оренбургского района не установлены.
Также судебная коллегия полагает необходимым обратить настоящее кассационное определение к немедленному исполнению для целей скорейшего восстановления нарушенных прав административного истца.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Центрального районного суда города Оренбурга от 10 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 23 августа 2022 года отменить, принять по делу новое решение, которым отменить решение Территориальной избирательной комиссии Оренбургского района Оренбургской области от 30 июля 2022 года N 70/337-5 об отказе в регистрации Глебцевой Любови Александровны кандидатом на должность главы муниципального образования Горный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области.
Обязать Территориальную избирательную комиссию Оренбургского района Оренбургской области зарегистрировать Глебцеву Любовь Александровну кандидатом на должность главы муниципального образования Горный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области.
Настоящее кассационное определение подлежит немедленному исполнению.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 8 сентября 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.