Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фахрутдинова И.И, судей Бритвиной Н.С, Карякина Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи поданную 30 августа 2022 года кассационную жалобу Леонтьевой Т.В. на решение Ленинского районного суда города Чебоксары от 19 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 26 августа 2022 года по административному делу N 2а-3386/2022 по административному исковому заявлению Леонтьевой Татьяны Владимировны к Ленинской районной города Чебоксары территориальной избирательной комиссии об отмене решения от 6 августа 2022 года N 20/01.
Заслушав доклад судьи Карякина Е.А, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу и доводы кассационной жалобы, посредством видеоконференц-связи объяснения представителя Леонтьевой Т.В. по доверенности Васянки В.М. в поддержку кассационной жалобы, возражения представителя Ленинской районной города Чебоксары территориальной избирательной комиссии по доверенности Иванова Р.Г. относительно удовлетворения кассационной жалобы, заключение старшего прокурора четвёртого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Самаре) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Макарова Е.Н. об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 21 июня 2022 года N 811 назначены дополнительные выборы депутатов Чебоксарского городского Собрания депутатов по одномандатным избирательным округам N 4, 9, 17.
Леонтьева Т.В. (далее также - административный истец) зарегистрирована кандидатом в депутаты Чебоксарского городского Собрания депутатов седьмого созыва решением Ленинской районной города Чебоксары территориальной избирательной комиссии от 4 августа 2022 года N 18/04.
Административный истец обратилась в суд с административным исковым заявлением об отмене решения Ленинской районной города Чебоксары территориальной избирательной комиссии (далее также - административный ответчик, территориальная избирательная комиссия) от 6 августа 2022 года N 20/01 о регистрации Литвиненко П.В. кандидатом в депутаты на дополнительных выборах депутатов Чебоксарского городского Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 9, выдвинутого Чебоксарским городским Чувашской Республики местным отделением Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
В обоснование административного иска указано, что 6 августа 2022 года территориальной избирательной комиссией принято решение N 20/01 о регистрации Литвиненко П.В, выдвинутого Чебоксарским городским Чувашской Республики местным отделением Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" (далее - местное отделение политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ") кандидатом в депутаты Чебоксарского городского Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 9.
Административный истец считает, что решение территориальной избирательной комиссией принято с нарушением законодательства и подлежит отмене как нарушающее подпункт "б" и подпункт "в" пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях", подпункт "б" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) и подпункты 13.9.11.10, 14.7.13.1 Устава Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", поскольку местное отделение политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" уведомило организующую выборы Ленинскую районную города Чебоксары территориальную избирательную комиссию только о заседании Местного политического совета, при этом о проведении заседания Президиума Регионального политического совета по вопросу согласования кандидатур, представленных Местным политическим советом для последующего выдвижения в депутаты, не уведомляло ни административного ответчика, ни Министерство юстиции.
Решением Ленинского районного суда города Чебоксары от 19 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 26 августа 2022 года, Леонтьевой Т.В. отказано в удовлетворении административных исковых требований.
В кассационной жалобе, поданной 30 августа 2022 года в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции Леонтьева Т.В, выражая несогласие с состоявшимися по делу судебными актами и повторно приводя доводы, изложенные ею ранее в административном исковом заявлении и апелляционной жалобе, просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления в связи с допущенными судами нарушениями норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований.
Административный истец кроме того указывает, что установленный частью 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срок ею нарушен не был.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся участников.
Проверив материалы административного дела, выслушав посредством видеоконференц-связи явившихся участников и заключение прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на неё, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу не допущено.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального Закона N 67-ФЗ законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
На территории Чувашской Республики гарантии избирательных прав граждан при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований, порядок назначения, подготовки, проведения этих выборов устанавливаются указанным выше Федеральным законом, а также Законом Чувашской Республики от 25 ноября 2003 года N 41 "О выборах в органы местного самоуправления в Чувашской Республике".
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно части 9 статьи 10 Закона Чувашской Республики от 25 ноября 2003 года N 41 (в редакции от 26 мая 2022 года) "О выборах в органы местного самоуправления в Чувашской Республике" решение избирательной комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В силу пункта "б" части 24 статьи 38 Федерального закона 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются: для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях".
На основании пункта "в" части 1 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны: извещать избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, не позднее чем за один день до дня проведения мероприятия при его проведении в пределах населенного пункта, в котором расположена избирательная комиссия, и не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия при его проведении за пределами указанного населенного пункта и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.
Законодательно форма вышеуказанного извещения не закреплена.
Центральной избирательной комиссией даны рекомендации (Постановление ЦИК России от 11 июля 2014 года N 235/1486-6 "О методических рекомендациях по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления"), в том числе и в части извещения, указанного в пункте "в" части 1 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях".
Так, согласно пункту 3.1.1 Методических рекомендаций извещать избирательную комиссию о проведении мероприятий целесообразно в письменной форме. В соответствующем извещении избирательного объединения необходимо указывать дату, время и место проведения мероприятия, наименование органа избирательного объединения, уполномоченного в соответствии с уставом политической партии, иного общественного объединения (далее - устав избирательного объединения) принимать решение о выдвижении кандидатов, списка кандидатов, контактный телефон и контактное лицо. Рекомендуемая форма извещения содержится в приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям. Указанное извещение в адрес избирательной комиссии может быть доставлено представителем избирательного объединения лично, нарочным (с выдачей расписки в получении), передано с помощью электронной почты, а также посредством факсимильной связи либо направлено заблаговременно по почте в срок, достаточный для избирательной комиссии, организующей выборы, для направления своего представителя для участия в указанном мероприятии, в исключительных случаях - телефонограммой. Представителям избирательного объединения рекомендуется убедиться по телефону или иным способом в том, что избирательная комиссия получила соответствующее извещение о проведении мероприятия.
Из материалов административного дела следует, что решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 21 июня 2022 года N 811 на 11 сентября 2022 года назначены дополнительные выборы депутатов Чебоксарского городского Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатным избирательным округам N 4, 9, 17. Полномочия избирательной комиссии по указанным выборам возложены на территориальную избирательную комиссию Ленинского района города Чебоксары.
Постановлением территориальной избирательной комиссии от 4 августа 2022 года N 18/4 "О регистрации кандидата в депутаты на дополнительных выборах депутатов Чебоксарского городского Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 9, выдвинутого Чувашским республиканским отделением политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" в качестве кандидата в депутаты Чебоксарского городского Собрания депутатов седьмого созыва зарегистрирована Леонтьева Т.В.
Постановлением территориальной избирательной комиссии от 6 августа 2022 года N 20/01 "О регистрации кандидата в депутаты на дополнительных выборах депутатов Чебоксарского городского Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 9, выдвинутого местным отделением Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в качестве кандидата в депутаты Чебоксарского городского Собрания депутатов седьмого созыва зарегистрирован Литвиненко П.В.
Избирательное объединение "Чебоксарского городское Чувашской Республики местное отделение Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" проводило мероприятие - Местный политический совет местного отделения политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" по вопросу выдвижения кандидатов в депутаты на дополнительных выборах депутатов Чебоксарского городского Собрания депутатов по одномандатным избирательным округам N 4, 9, 17.
Сообщения о назначении мероприятия на 12 июля 2022 года поступили в территориальную избирательную комиссию - 7 июля 2022 года, в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике - 8 июля 2022 года, что подтверждается материалами дела (л.д. 49, 50).
22 июля 2022 года оформлено подтверждение о получении документов о выдвижении списка кандидатов в депутаты Чебоксарского городского Собрания депутатов седьмого созыва, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, поступившее от местного отделения политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Решением территориальной избирательной комиссии от 22 июля 2022 года N 11/01 заверен список кандидатов по одномандатным избирательным округам на дополнительных выборах депутатов Чебоксарского городского Собрания депутатов седьмого созыва, выдвинутый местным отделением Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" (л.д. 42-43).
В списке кандидатов указан Литвиненко Павел Валерьевич - кандидат от Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" по одномандатному избирательному округу N 9 (л.д. 44).
Разрешая заявленные административные исковые требования и принимая решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции правильно исходил из отсутствия правовых оснований для отмены решения территориальной избирательной комиссии от 6 августа 2022 года N 20/01 о регистрации кандидата в депутаты Чебоксарского городского Собрания депутатов седьмого созыва Литвиненко П.В. по одномандатному избирательному округу N 9.
Кроме того, судом первой инстанции дополнительно в основу решения об отказе в удовлетворении требований положен вывод о пропуске административным истцом срока обращения в суд с административным исковым заявлением и отсутствии уважительных причин, по которым пропущенный срок для обращения в суд подлежал бы восстановлению.
Суд апелляционной инстанции обоснованно согласился с выводами суда первой инстанции, указал, что полномочиями по принятию решения о выдвижении кандидатов (списка кандидатов) в депутаты представительного органа местного самоуправления на уровне регионального отделения политической партии обладает конференция или общее собрание такого отделения, а при выдвижении списка кандидатов иными структурными подразделениями партии - общее собрание или иной орган подразделения, предусмотренный уставом политической партии.
Оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у суда кассационной инстанции не имеется, поскольку они являются верными, подробно мотивированы со ссылками на установленные обстоятельства, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Вопреки утверждениям подателя жалобы, вывод судов о пропуске административным истцом срока обращения в суд с административным исковым заявлением не является определяющим для исхода дела, поскольку оно рассмотрено судами с исследованием всех его обстоятельств.
Довод кассационной жалобы о том, что суд первой инстанции необоснованно и без должной мотивировки отклонил ходатайство о приобщении к материалам дела заверенных копий всех документов, представленных для регистрации кандидата Литвиненко П.В, отклоняется судебной коллегией как не влекущий отмену правильного судебного решения.
Доводы кассационной жалобы аналогичны позиции административного истца в судах первой и апелляционной инстанций, получили оценку в судебных актах, с которой соглашается суд кассационной инстанции.
По мнению суда кассационной инстанции, выводы судов являются верными, основанными на фактических обстоятельствах дела и нормах действующего законодательства, оснований не согласиться с ними не имеется, поскольку они мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а вынесенные ими судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Чебоксары от 19 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 26 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Леонтьевой Т.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 8 сентября 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.