Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А, Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 6 сентября 2022 года кассационную жалобу Усатова П.В. на решение Нововятского районного суда города Кирова от 2 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кировского областного суда от 5 сентября 2022 года по административному делу N 2а-873/2022 по административному исковому заявлению кандидата в депутаты Кировской городской Думы седьмого созыва по Новятскому одномандатному избирательному округу N 17 Усатова Павла Валентиновича к территориальной избирательной комиссии Нововятского района города Кирова, кандидату в депутаты Кировской городской Думы седьмого созыва по Нововятскому одномандатному избирательному округу N 17 Царюку В.В. об отмене регистрации кандидата в депутаты Кировской городской Думы седьмого созыва по Новятскому одномандатному избирательному округу N 17.
Заслушав доклад судьи Карякина Е.А, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу и доводы кассационной жалобы, посредством видеоконференц-связи объяснения представителя Усатова П.В. по доверенности Крашенинникова А.А, представителя территориальной избирательной комиссии Нововятского района города Кирова по доверенности Плюсниной О.Ю. в поддержку кассационной жалобы; возражения представителя Царюка В.В. по доверенности Катаевой Ю.В. относительно удовлетворения кассационной жалобы; заключение старшего прокурора четвёртого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Самаре) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Макарова Е.Н. об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Кировской городской Думы от 16 июня 2022 года N 57/1 "О назначении выборов депутатов Кировской городской Думы седьмого созыва" на 11 сентября 2022 года назначены выборы депутатов Кировской городской Думы седьмого созыва.
Усатов П.В (далее также - административный истец) зарегистрирован кандидатом Кировской городской Думы седьмого созыва по Нововятскому одномандатному избирательному округу N 17 постановлением территориальной избирательной комиссии Нововятского района города Кирова от 4 августа 2022 года N 35/163.
Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением об отмене постановления территориальной избирательной комиссии Нововятского района города Кирова от 29 июля 2022 года N 32/151 о регистрации кандидата в депутаты Кировской городской Думы седьмого созыва по Нововятскому одномандатному избирательному округу N 17 Царюка В.В, выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение Социалистической политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ" в Кировской области.
В обоснование административного иска указано, что в ходе избирательной кампании кандидатом в депутаты Кировской городской Думы седьмого созыва по Нововятскому одномандатному избирательному округу N 17 Царюком В.В. в целях достижения определенного результата на выборах были использованы денежные средства помимо средств собственного избирательного фонда, и их сумма превысила 5% от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом. Оплата печатных агитационных материалов кандидата-"одномандатника" за счет средств избирательного фонда избирательного объединения ставит данного кандидата в привилегированное положение перед другими кандидатами, создает неравные условия при проведении предвыборной агитации, поскольку другие кандидаты-"одномандатники" по округу обязаны проводить предвыборную агитацию за счет средств своего избирательного фонда, предельная сумма всех расходов из которого ограничена 1 млн. рублей.
Административный истец указывает, что зарегистрированным кандидатом в депутаты Кировской городской Думы седьмого созыва по Нововятскому одномандатному избирательному округу N 17 Царюком В.В. осуществлена агитация с нарушением законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности, что является основанием для отмены его регистрации. Во всех распространяемых агитационных материалах имеются нарушения правил использования чужой интеллектуальной собственности, визуально обнаруживается использование авторской шрифтовой гарнитуры (шрифта) Helios Condensed Black Oblique, являющейся объектом авторского права.
Считая свои права нарушенными, административный истец просил суд: отменить регистрацию кандидата в депутаты Кировской городской Думы седьмого созыва по Нововятскому одномандатному избирательному округу N 17 Царюка В.В, зарегистрированного постановлением территориальной избирательной комиссии Нововятского района города Кирова, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии Нововятского одномандатного избирательного округа N 17 при проведении выборов депутатов Кировской городской Думы седьмого созыва, от 29 июля 2022 года N 32/151.
Решением Нововятского районного суда города Кирова от 2 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Кировского областного суда от 5 сентября 2022 года, Усатову П.В. отказано в удовлетворении административных исковых требований.
В кассационной жалобе, поданной 6 сентября 2022 года в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции Усатов П.В, выражая несогласие с состоявшимися по делу судебными актами и повторно приводя доводы, изложенные им ранее в административном исковом заявлении и апелляционной жалобе, просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления в связи с допущенными судами нарушениями норм материального и процессуального права, несоответствием выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Представителем Царюка В.В. по доверенности Катаевой Ю.В. представлены письменные возражения на кассационную жалобу.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся участников.
Проверив материалы административного дела, выслушав явившихся участников и заключение прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на неё, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу не допущено.
Пунктом 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) предусмотрено, что регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в том числе в случаях: использования кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов; несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 48 Федерального закона N 67-ФЗ граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию. Кандидат, избирательное объединение самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц (часть 1).
Кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц. Расходы на проведение предвыборной агитации осуществляются исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов в установленном законом порядке. Агитация за кандидата, избирательное объединение, оплачиваемая из средств избирательных фондов других кандидатов, избирательных объединений, запрещается (части 4, 5).
Согласно пункту 5 статьи 59 Федерального закона N 67-ФЗ, граждане и юридические лица вправе оказывать финансовую поддержку кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума только через соответствующие избирательные фонды, фонды референдума. Расходование в целях достижения определенного результата на выборах, референдуме денежных средств, не перечисленных в избирательные фонды, фонды референдума, запрещается. Запрещаются без документально подтвержденного согласия кандидата или его уполномоченного представителя по финансовым вопросам, уполномоченного представителя по финансовым вопросам избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума и без оплаты из соответствующего избирательного фонда, фонда референдума выполнение оплачиваемых работ, реализация товаров, оказание платных услуг, прямо или косвенно связанных с выборами, референдумом и направленных на достижение определенного результата на выборах, на выдвижение инициативы проведения референдума, получение определенного результата на референдуме. Запрещаются бесплатные или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров юридическими лицами, их филиалами, представительствами и иными подразделениями, прямо или косвенно связанных с выборами, референдумом и направленных на достижение определенного результата на выборах, на выдвижение инициативы проведения референдума, получение определенного результата на референдуме. Материальная поддержка кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, направленная на достижение определенного результата на выборах, референдуме, может быть оказана только при ее компенсации за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума. Допускаются добровольное бесплатное личное выполнение гражданином работ, оказание им услуг по подготовке и проведению выборов, референдума без привлечения третьих лиц.
В соответствии с пунктом 9.1 статьи 48 Федерального закона N 67-ФЗ при проведении выборов использование в агитационных материалах изображений физического лица допускается в частности при использовании избирательным объединением изображений выдвинутых им на соответствующих выборах кандидатов (в том числе в составе списка кандидатов), включая кандидатов среди неопределенного круга лиц; использование кандидатом своих изображений, в том числе среди неопределенного круга лиц.
Порядок создания избирательного фонда кандидата для финансирования своей избирательной кампании, установлен статьей 47 Закона Кировской области от 28 июля 2005 года N 346-30 "О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Кировской области".
В соответствии со статьей 47 Закона Кировской области от 28 июля 2005 года N 346-30 кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией. Избирательные объединения, выдвинувшие списки кандидатов, для финансирования своей избирательной кампании обязаны создавать избирательные фонды после регистрации их уполномоченных представителей по финансовым вопросам соответствующими избирательными комиссиями (часть 1).
Избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений могут создаваться за счет собственных средств кандидата, избирательного объединения; средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением; добровольных пожертвований граждан; добровольных пожертвований юридических лиц (часть 2).
Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда кандидата не может превышать 1 000 000 рублей. Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда избирательного объединения не может превышать 20 000 000 рублей.
Постановлением от 4 августа 2022 года N 35/163 территориальной избирательной комиссии Нововятского района города Кирова "О регистрации кандидата в депутаты Кировской городской Думы седьмого созыва по Нововятскому одномандатному избирательному округу N 17 Усатова П.В." административный истец зарегистрирован кандидатом в депутаты Кировской городской Думы седьмого созыва по Нововятскому одномандатному избирательному округу N 17, выдвинутый избирательным объединением "Региональное отделение Политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Кировской области".
Постановлением от 29 июля 2022 года N 32/151 территориальной избирательной комиссии Нововятского района города Кирова "О регистрации кандидата в депутаты Кировской городской Думы седьмого созыва по Нововятскому одномандатному избирательному округу N 17 Царюка Вячеслава Валерьевича" Царюк В.В. зарегистрирован кандидатом в депутаты Кировской городской Думы седьмого созыва по Нововятскому одномандатному избирательному округу N 17, выдвинутый избирательным объединением Региональное отделение Социалистической политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ".
По заказу и на средства избирательного фонда Регионального отделения Социалистической политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ" в Кировской области изготовлены: два печатных агитационных материала, изготовленные ООО "Кировская областная типография" тиражом 7 500 экземпляров общей стоимостью 25 800 рублей и тиражом 5 500 экземпляров общей стоимостью 18 920 рублей с изображением кандидата Царюка В.В.; баннер 6x3 м с изображением кандидатов Царюка В.В. и Никулина А.Н, изготовленный ООО "Риком" тиражом 2 экземпляра общей стоимостью 15 000 рублей (изготовление и монтаж); баннер 9x4, 5 м, изготовленный ООО "Риком" тиражом 1 экземпляр общей стоимостью 23 470 рублей (изготовление и монтаж); визитки с изображением кандидата Царюка В.В, изготовленные ООО "Феникс" тиражом 300 экземпляров стоимостью 1 530, 20 рублей; плакат с изображением кандидата Царюка В.В, изготовленный ООО "Флат-Принт" тиражом 500 экземпляров примерной стоимостью 3 925 рублей; газета (информационный бюллетень), содержащая изображение кандидата Царюка В.В, его автобиографические данные и информацию о его деятельности, а также предвыборную агитацию избирательного объединения, под названием "Вячеслав Царюк. Кандидат в депутаты Кировской городской Думы по округу N 17", изготовленный ООО "Феникс" тиражом 13 000 экземпляров примерной стоимостью 25 350 рублей.
Примерная общая сумма расходов избирательного объединения Региональное отделение Социалистической политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ" в Кировской области за изготовление и размещение печатных агитационных материалов с изображением кандидата Царюка В.В. таким образом составила 113 995, 20 рублей.
Сумма всех расходов из средств избирательного фонда кандидата Царюка В.В. составила 4 967, 26 рублей.
Царюк В.В. выдвинут кандидатом в депутаты Кировской городской Думы седьмого созыва по Нововятскому избирательному округу N 17 как кандидат по одномандатному избирательному округу, так и в составе списка кандидатов по Нововятской территориальной группе N 17 (Нововятский одномандатный избирательный округ N 17) под N 3 в списке кандидатов.
Печатные агитационные материалы с изображением кандидата Царюка В.В, изготовленные по заказу Регионального отделения Социалистической политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ" в Кировской области", оплачены избирательным объединением со своего избирательного счета на основании положений подпункта "а" части 9.1 статьи 48 Федерального закона N 67-ФЗ.
Разрешая заявленные административные исковые требования и принимая решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции правильно исходил из отсутствия правовых оснований для отмены регистрации кандидата в депутаты Кировской городской Думы седьмого созыва по Нововятскому одномандатному избирательному округу N 17 Царюка В.В.
Судом первой инстанции верно отмечено, что из содержания печатного агитационного материала следует, что кандидат Царюк В.В. принимает участие в выборах в качестве кандидата, выдвинутого избирательным объединением Регионального отделения Социалистической политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ" в Кировской области", которое в силу действующего законодательства имеет право за счет своего избирательного фонда изготавливать агитационные материалы и использовать в них изображения выдвинутых им кандидатов на выборах.
Суд апелляционное инстанции обоснованно согласился с выводами суда первой инстанции, правильно указал, что все представленные в материалы дела агитационные материалы содержат сведения об избирательном объединении, выдвинувшем кандидата. Указанные сведения размещены на первой странице печатных изданий, по центру изготовленных баннеров, что безусловно указывает на непосредственную принадлежность кандидата избирательному объединению.
Оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у суда кассационной инстанции не имеется, поскольку они являются верными, подробно мотивированы со ссылками на установленные обстоятельства, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Вопреки утверждениям подателя жалобы Царюк В.В. как кандидат от избирательного объединения, входящий в зарегистрированный список кандидатов, вправе осуществлять предвыборную агитацию посредством самостоятельной распространения агитационных материалов в свою поддержку, оплаченных за счет средств избирательного фонда избирательного объединения.
Довод кассационной жалобы о том, что Царюком В.В. нарушены правила использования чужой интеллектуальной собственности, отклоняется судебной коллегией как не влекущий отмену правильных судебных актов, поскольку у административного ответчика Царюка В.В. отсутствует предусмотренная законом обязанность иметь лицензионное соглашение на использование авторского шрифта, Царюк В.В. не является ни заказчиком, ни изготовителем спорных агитационных материалов.
Доводы кассационной жалобы о наличии иных доказательств (протокол осмотра доказательств, выписка из протокола конференции избирательного объединения) не являются определяющими для исхода дела, поскольку оно рассмотрено судами с исследованием всех его обстоятельств.
Доводы кассационной жалобы аналогичны позиции административного истца в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую оценку в судебных актах судов обеих инстанций, с которой соглашается суд кассационной инстанции.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а вынесенные ими судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Нововятского районного суда города Кирова от 2 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кировского областного суда от 5 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Усатова П.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 9 сентября 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.