Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ившиной Т.В, судей Бросовой Н.В, Балакиревой Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 09 декабря 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 06 апреля 2022 г. по гражданскому делу N 2-6063/2021 по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области, государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Александровская районная больница" о признании незаконными решений, возложении обязанности включения периодов в стаж, о назначении пенсии и возложении обязанности предоставления сведений.
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась с названным иском, указав, что 19 февраля 2021 года подала заявление в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации о назначении пенсии. Решением УПФР в г. Сорочинске от 16 апреля 2021 года в назначении пенсии отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа, часть периодов трудовой деятельности не была учтена при исчислении продолжительности стажа.
Уточнив исковые требования ФИО1 окончательно просила суд: признать незаконным решение заместителя управляющего Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области от 17 июня 2021 года N 1401-16/2442; признать незаконным решение начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сорочинске (межрайонного) от 16 апреля 2021 года N 335, обязать ГБУЗ "Александровская районная больница" предоставить в пенсионный орган сведения индивидуального (персонифицированного) учета за периоды её работы с 01 января 2007 года по 31 декабря 2021 года с кодом выслуги лет медицинской деятельности для подтверждения льготного характера работы, обязать ОПФР по Оренбургской области зачесть периоды её работы с 01 февраля 2006 года по 19 февраля 2021 года в должности медсестры по приему и передаче вызовов, медсестры по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи в льготный стаж, дающий право для назначения досрочной страховой пенсии по старости с момента обращения; назначить страховую пенсию по старости с 19 февраля 2021 года.
Определением суда от 30 августа 2021 года в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГБУЗ "Александровская районная больница".
Определением суда от 04 октября 2021 года с согласия сторон произведена замена ненадлежащего ответчика УПФР в г. Сорочинске на надлежащего - ОПФР по Оренбургской области, в связи с реорганизацией УПФР в г. Сорочинске с 01 октября 2021 года в форме присоединения к ОПФР по Оренбургской области; ГБУЗ "Александровская районная больница" привлечено к участию в деле в качестве соответчика в связи с уточнением исковых требований.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 09 декабря 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 06 апреля 2022 г. ФИО1 в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на незаконность и необоснованность выводов судов, просит суд отменить обжалуемые постановления, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлённые о месте и времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность принятых по делу решения, апелляционного определения, в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицом, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с разделом "Наименования должностей" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитывается работа в должностях: "медицинская сестра", "медицинская сестра приемного отделения (приемного покоя)".
Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранениях (приложение N 3 к Приказу Минздрава Российской Федерации от 15 октября 1999 года N 377 "Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения"), действовавшей до 1 декабря 2008 года, Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения", утвержденным Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 23 июля 2010 года N 541н, а также действующей в настоящее время Номенклатурой медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной Приказом Минздрава Российской Федерации от 20 декабря 2012 года N 1183н, предусмотрены должности: "медицинская сестра", "медицинская сестра приемного отделения (приемного покоя)" и "медицинская сестра по приему вызовов и передаче их выездным бригадам" (медицинская сестра (фельдшер) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи)".
Таким образом, должности "медицинская сестра", "медицинская сестра приемного отделения (приемного покоя)" и "медицинская сестра по приему вызовов и передаче их выездным бригадам" являются разными должностями. Должность "медицинская сестра по приему вызовов и передаче их выездным бригадам" не предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденным постановлением-Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 19 февраля 2021 года ФИО1 обратилась в УПФР в г. Сорочинске (межрайонного) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сорочинске (межрайонное) от 16 апреля 2021 года N 335 в назначении пенсии отказано в связи с отсутствием требуемого стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Из решения ответчика следует, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не засчитан период работы ФИО1 с 01 февраля 2006 года по 19 февраля 2021 года в должности медсестры по приему и передаче вызовов, медсестры по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи, по причине того, что должность не соответствует Списку, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N781, индивидуальные сведения работодателем поданы без кода льгот.
В том же решении указано, что стаж ФИО1 для назначения досрочной страховой пенсии по старости по представленным документам составил 10 лет 3 мес. 9 дней.
Не согласившись с данным решением, ФИО1 обратилась с жалобой на него в ОПФР по Оренбургской области.
Согласно письму заместителя управляющего Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области, направленному ФИО1 по результатам рассмотрения обращения истца оспариваемое решение начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сорочинске (межрайонного) об отказе в назначении пенсии соответствует нормам пенсионного законодательства.
В соответствии с трудовой книжкой ФИО1 она, работая в МУЗ "Александровская ЦРБ", с 01 февраля 2006 года переведена на должность медсестры скорой помощи по приему вызовов, с 14 октября 2019 года переведена на должность медицинской сестры по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи.
Из искового заявления ФИО1 кадровых документов, представленных из ГБУЗ "Александровская РБ" следует, что истец в спорный период работала исключительно в подразделении скорой помощи, в котором, согласно штатным расписаниям должность медсестры приемного покоя не предусмотрена.
В соответствии с представленной работодателем ГБУЗ "Александровская РБ" справкой от 05 апреля 2021 года N5 ФИО1 работала медсестрой приемного покоя на 1 ставку с 01 октября 1999 года по 13 октября 2019 года, медсестрой по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи на 1 ставку с 14 октября 2019 года по 28 февраля 2021 года. В справках работодатель указал, что данная работа дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1 об обязании ОПФР по Оренбургской области включить в специальный стаж периода ее работы с 1 февраля 2006 года по 19 февраля 2021 года в качестве медсестры по приему и передаче вызовов, медсестры по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи ГБУЗ "Александровская районная больница", суд первой инстанции исходил из того, что наименование должностей, по которым ФИО1 осуществляла трудовую деятельность в указанный период, не предусмотрено Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
Отклоняя доводы ФИО1 о ее работе медицинской сестрой приемного отделения (приемного покоя), суд указал, что индивидуальные сведения работодателем поданы без кода льгот, наличие должности медсестры приемного покоя в подразделении скорой помощи не подтверждено штатными расписаниями.
В связи с отсутствием доказательств работы истца в должности медицинской сестры приемного покоя суд не принял справку, выданную работодателем в подтверждение льготного характера работы.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверяя обжалуемый судебный акт в пределах доводов кассационной жалобы судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для его отмены.
Доводы заявителя кассационной жалобы об обоснованности заявленных требований, являлись предметом оценки судов предыдущих инстанций, выражают несогласие с выводами судов, основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем не влекут отмены обжалуемых судебных постановлений.
Нарушений норм материального и процессуального права, судебными инстанциями не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доказательствам дана правовая оценка в их совокупности в полном соответствии положениям ст. 67 ГПК РФ.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 09 декабря 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 06 апреля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Ившина
Судьи Н.В. Бросова
Е.М. Балакирева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.