Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Назейкиной Н.А, судей Бочкова Л.Б, Мирсаяпова А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-110/2022 по иску Тырина Алексея Николаевича к Базянову Альберту Николаевичу, Чебаевой Валентине Ивановне, Чебаеву Леониду Леонидовичу, Департаменту градостроительства и земельных отношений Администрации г.Оренбурга, Обществу с ограниченной ответственностью "ОренбургГеоСтрой изыскания", Копылову Алексею Викторовичу, Бородавкину А.В, Кайзер Марии Игоревне о признании незаконным межевого плана и распоряжения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений об описании местоположении границ земельного участка, по кассационной жалобе истца Тырина Алексея Николаевича на решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 25 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 31 марта 2022 года.
Заслушав доклад судьи Назейкиной Н.А, возражения на жалобу ответчика Чебаевой В.И, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Тырин А.Н. обратился в суд с иском к Базянову А.Н, Чебаевой В.И, Чебаеву Л.Л. о признании незаконным межевого плана и распоряжения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений об описании местоположении границ земельного участка, указав в обоснование заявленных требований, что с 16 ноября 2004 года он является собственником домовладения, расположенного по адресу: "адрес". На земельном участке фактически расположено два домовладения: домовладение N7 и домовладение N7а (7/1). Земельный участок находится в совместном пользовании на протяжении семнадцати лет. Вход в принадлежащее истцу домовладение осуществляется непосредственно через ворота и калитку, относящиеся к земельному участку, которым фактически пользуются собственники земельного участка N7а (7/1). Собственником домовладения N7а (7/1) проведено межевание земельного участка, в ходе которого им осуществлен захват земель общего пользования в пользу своего участка, чем ограничен подход к домовладению истца, поскольку ранее он имел возможность свободного доступа к своему домовладению, в том числе путем заезда на территорию земельного участка на автотранспортном средстве. Более того, в последнее время собственник смежного домовладения все чаще высказывает намерение установить забор. Кадастровым инженером Лысенко Д.С. осуществлен выезд на место расположения земельного участка, установлены фактические границы земельного участка с кадастровым номером N. Просьбы не ограничивать ранее сложившийся порядок пользования земельным участком ответчиками оставлены без внимания.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнения заявленных исковых требований истец просил суд признать незаконными межевой план, подготовленный кадастровым инженером по образованию земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", а также распоряжение Департамента градостроительства и земельных отношений Администрации г.Оренбурга от 17 декабря 2018 года N4248-р, исключить из Государственного кадастра недвижимости, Единого государственного реестра недвижимости сведения об описании местоположения границ указанного земельного участка.
Определениями суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Департамент градостроительства и земельных отношений Администрации г.Оренбурга, ООО "ОренбургГеоСтрой изыскания", Копылов А.В, Бородавкин А.В, Кайзер М.И.
Решением Ленинского районного суда г.Оренбурга от 25 января 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 31 марта 2022 года, отказано в удовлетворении заявленных Тыриным А.Н. исковых требований.
В кассационной жалобе истец Тырин А.Н. просит об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, считая их незаконными.
Информация о рассмотрении кассационной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 22.12.2008 года N262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет (https//6kas.sudrf.ru/).
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, выслушав ответчика, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены оспариваемых судебных постановлений.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, жилой дом с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", находится в общей долевой собственности Тырина А.Н. (62/88 долей в праве), а также третьих лиц Акимовой Н.П. (4/384 долей), Харчиковой Н.М. (1/24 доля), Боклина Ю.Е. (4/9 доли).
Ответчики Чебаева В.И, Базянов А.Н, Чебаев Л.Л. являются собственниками земельного участка с кадастровым номером N, площадью 568 кв.м, расположенного по адресу: "адрес".
На земельном участке ответчиков с кадастровым номером N расположен жилой дом с кадастровым номером N, адрес местоположения: "адрес", находящийся в общей долевой собственности ответчиков.
Из отзыва ФГБУ "ФКП Росреестра" по Оренбургской области следует, что сведения о земельном участке с кадастровым номером N, площадью 568 кв.м, внесены в ЕГРН 23 января 2019 года на основании межевого плана от 18 января 2019 года, подготовленного кадастровым инженером Кайзер М.И. Межевой план подготовлен на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной распоряжением Департамента градостроительства и земельных отношений Администрации г.Оренбурга N4248-р от 17 декабря 2018 года. Земельный участок с кадастровым номером N не имеет смежных границ с другими земельными участками.
По сведениям ЕГРН в границах земельного участка расположено здание с кадастровым номером N. Сведения об объектах недвижимости (жилых домах) с кадастровыми номерами N и N внесены в ЕГРН 30 октября 2011 года на основании материалов, переданных организацией технической инвентаризации в рамках исполнения государственного контракта от 30 сентября 2010 года N120Д. В ЕГРН отсутствуют сведения о кадастровом номере земельного участка, в пределах которого расположено здание истца с кадастровым номером N, а также отсутствуют сведения о координатах контура здания.
Границы земельного участка ответчиков установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства. Площадь и границы земельного участка ответчиков определены в результате проведения кадастровых работ по уточнению площади и границ данного участка, оформленных межевым планом, подготовленным кадастровым инженером Кайзер М.И.
Распоряжением Департамента градостроительства и земельных отношений Администрации г.Оренбурга N4248-р от 17 декабря 2018 года объекту адресации - одноэтажному жилому дому с кадастровым номером N, расположенному на территории Ленинского района г.Оренбурга, зарегистрированному ранее по адресу: "адрес", присвоен адрес: "адрес". Указанным распоряжением Базянову А.Н, Чебаеву Л.Л, Чебаевой В.И. предварительно согласовано предоставление земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, утверждена схема расположения земельного участка площадью 568 кв.м на кадастровом плане территории, расположенного в территориальной зоне малоэтажной (до 4 этажей) и блокированной застройки (до 3 этажей) - Ж.2, местоположение: "адрес", разрешенное использование: размещение одноэтажного жилого дома с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов.
Согласно земельной записи на право пользования землей, находящейся в городской черте г.Оренбурга от 02 января 1928 года, имеющейся в материалах инвентарного дела по домовладению N7 по пер.Диспансерный, землепользование под домовладением образовано под строениями 83, 11 и под двором 1533, 32, а всего 236, 43 кв.м.
Из справки Исполкома городского Совета от 25 июля 1985 года, находящейся в материалах инвентарного дела, следует, что жилые дома в домовладениях N7а и N7 по пер.Диспансерному выстроены в 1927 году. В бюро технической инвентаризации на учет они взяты в 1930 году. Домовладение N7 расположено на земельном участке, площадью 484 кв.м. Домовладение N7а расположено на земельном участке площадью 610 кв.м. С момента первой инвентаризации 1930 года фактически между домовладениями N7 и N7а изгороди не существовало и земельный участок использовался как площадь общего пользования. Общие проезды и проход, дверные проемы, крыльцо и вход жильцов дома N7 всегда выходили на земельный участок дома N7а. С 1930 года фактически между домовладениями N7 и N7а не существовало изгороди (забора) и часть земельного участка ответчиков использовалась как места общего пользования, осуществляли проход и проезд по нему, а также на земельном участке N7а располагалось крыльцо и вход жильцов дома N7.
Разрешая возникший спор, исследовав обстоятельства по делу, проанализировав представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями пункта 1 статьи 209, статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта 2 пункта 1, подпункта 4 пункта 2 статьи 60, пункта 1 статьи 64, статьи 70, пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 8 Федерального закона N 218-ФЗ от 13 июля 2015 года "О государственной регистрации недвижимости", пунктов 45, 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", положениями Федерального закона от 24 июля 2007 года N221-ФЗ "О кадастровой деятельности", пунктом 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25 октября 2001 года N137-ФЗ, исходя из того, что ответчики распорядились своим правом по формированию земельного участка под принадлежащим им на праве собственности домовладением, при этом земельный участок истцом не сформирован, на кадастровом учете не состоит, истец не является смежным землепользователем с земельным участком ответчиков, не входит в перечень лиц, с которыми ответчики, являясь собственниками земельного участка с кадастровым номером N, обязаны согласовать местоположение границ земельного участка, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Отказывая в удовлетворении требований истца, суд апелляционной инстанции исходили из того, что установленные в результате межевания границы земельного участка ответчиков учитывают конфигурацию строений домовладения истца, позволяют осуществлять вход в домовладение через крыльцо со стороны земельного участка ответчиков и позволяет проезд и проход к строениям на задней меже, т.е. межевание произведено с учетом сложившегося между сторонами порядка пользования частью земельного участка, расположенного между домовладениями сторон, следовательно, интересы истца при межевании учтены.
Суд кассационной инстанции соглашается с изложенными выводами судов первой и апелляционной инстанций апелляционной инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Приведенные в кассационной жалобе доводы основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, являлись предметом рассмотрения судов, по существу направлены на переоценку исследованных судом доказательств и обстоятельств, установленных на основании этой оценки. Между тем, кассационная инстанция при проверке законности судебных постановлений нижестоящих судов не вправе входить в обсуждение фактической стороны дела, а также переоценивать доказательства, исследованные судами.
Несогласие с выводами суда в связи с иной оценкой доказательств в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отмены судебного постановления в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 25 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 31 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу истца Тырина А.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.