Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Непопалова Г.Г, судей Федотовой Е.В, Шайдуллина Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда РФ по Республике Башкортостан на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 17 мая 2022 года по гражданскому делу N по иску Гаджиева Эльдара Эльмирзаевича к ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Башкортостан об обязании произвести начисление и выплату пенсии.
Заслушав доклад судьи Федотовой Е.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гаджиев Э.Э. обратился в суд с иском к ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан об обязании произвести начисление и выплату пенсии по старости с 19 декабря 2019 г. по 01 декабря 2020 г, мотивируя требования тем, что впервые он обратился в пенсионный фонд 19 декабря 2019 г. с заявлением о назначении пенсии, однако пенсию ему назначили только с 01 декабря 2020 г, в перерасчете и начислении пенсии с первичной даты обращении ему отказано. В связи с изложенным просил обязать ответчика произвести начисления и выплату пенсии за период с 19 декабря 2019 г. по 01 декабря 2020 г.
Решением Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 03 декабря 2021 г. в удовлетворении исковых требований Гаджиева Эльдара Эльмирзаевича к ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Башкортостан об обязании произвести начисление и выплату пенсии за период с 19 декабря 2019 г. по 01 декабря 2020 г, отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 17 мая 2022 года решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 03 декабря 2021 г. отменено. По делу принято новое решение, которым на ГУ- Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан возложена обязанность назначить Гаджиеву Э.Э. страховую пенсию по старости с 19 июня 2020 г, произвести выплату указанной пенсии за период с 19 июня 2020 г. по 30 ноября 2020 г. В удовлетворении остальной части иска Гаджиева Э.Э. отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 17 мая 2022 года.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы с учетом требований статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, в судебное заседание не явились, об отложении судебного заседания по уважительной причине не просили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В силу части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.
Судом установлено, что Гаджиев Э.Э. является получателем пенсии с 01 декабря 2020 года на общих основаниях в связи с достижением пенсионного возраста.
Размер трудовой пенсии по старости истцу исчислен по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Решением Государственное учреждение - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Салават РБ от 03 июля 2020г. N Гаджиеву Э.Э. на заявление о назначении пенсии отказано, в связи с отсутствием необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента. Индивидуальный пенсионный коэффициент на момент его обращения составлял 14, 498 и не достигал необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента, установленного в размере 18, 6.
01 декабря 2020г. Гаджиев Э.Э. обратился в Управление ПФР в г.Салават повторно и дополнительно предоставил документы о рождении детей. С учетом включения периода ухода за детьми индивидуальный пенсионный коэффициент превысил 18, 6 и с даты подачи заявления назначена страховая пенсия по старости. Суммарный размер страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней составляет 8237, 59 рублей, в том числе 2193, 11 руб. - страховая пенсия, 6044, 48 руб. - фиксированная выплата. Размер федеральной социальной доплаты составляет 1367, 41 рублей.
Полагая, что его права нарушены, истец обратился в суд с настоящим иском и просил произвести начисления и выплату пенсии за период с 19 декабря 2019г. по 01 февраля 2020г.
Суд первой инстанции, отказывая истцу в удовлетворении исковых требований, исходил из того, что оснований для назначения Гаджиеву Э.Э. страховой пенсии по старости ранее 1 декабря 2020 года у пенсионного органа не имелось, при этом судом учтено, что на дату обращения 03 июля 2020 г. страховой стаж истца составлял 13 лет 6 месяцев 9 дней, индивидуальный пенсионный коэффициент на момент его обращения составлял 14, 498 и не достигал необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента, установленного в размере 18, 6. 01 декабря 2020 г. Гаджиев Э.Э. обратился в пенсионный орган повторно и дополнительно предоставил документы о рождении детей. С учетом включения периода ухода за детьми индивидуальный пенсионный коэффициент истца превысил 18, 6, в связи с чем, по мнению суда, пенсионным органом страховая пенсия по старости Гаджиеву Э.Э. обоснованно назначена с даты подачи заявления- 1 декабря 2020 года.
Суд апелляционной инстанции, не соглашаясь с выводами суда первой инстанции, руководствуясь положениями части 1 статьи 4, части 1 статьи 11, статьи 12, части 4 статей 14, 21, 22 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", части 3 статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 г. N 1015, исходил из того, что по настоящему делу юридически значимым и подлежащим определению и установлению с учетом исковых требований Гаджиева Э.Э, возражений ответчика, данных в судебных заседаниях суда первой инстанции относительно иска и норм материального права, регулирующих спорные отношения, являлось установление, в том числе обстоятельств, связанных с исполнением пенсионным органом обязанности по разъяснению Гаджиеву Э.Э. при его первичном обращении с заявлением о назначении страховой пенсии по старости (16 декабря 2019 г.) вопроса о том, какие недостающие документы ему необходимо было представить дополнительно для подтверждения достижения его детьми (Гаджиевой Э.Э, 11 февраля 1999 года рождения, и Гаджиева Т.Э, 18 сентября 1993 года рождения) возраста полутора лет (пункт 29 Правил обращения за страховой пенсией), с целью включения в его страховой стаж периода ухода за ними, а также обстоятельств того, указал ли пенсионный орган в уведомлении на его обращения 16 декабря 2019 и от 18 июня 2020 на необходимость дополнительно представить Гаджиеву Э.Э. недостающие документы для назначения страховой пенсии, предпринимались ли пенсионным органом действия по запросу необходимых документов в органах и организациях, в распоряжении которых они находятся.
Установив, что на момент обращения в пенсионный орган с заявлением об установлении страховой пенсии по старости как 16 декабря 2019 года, так и 18 июня 2020 года у Гаджиева Э.Э. имелись все условия в соответствии с требованиями Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ и с учетом изменений внесенных Федеральным законом от 03 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" для назначения ему пенсии при достижении 60 лет и 6 месяцев, то есть с 19 июня 2020, однако пенсионный орган не разъяснил ему о необходимости дополнительно представить недостающие документы, учитывая, что только при обращении Гаджиева Э.Э. 01 декабря 2020 года в уведомлении пенсионный орган указал перечень недостающих документов для назначения пенсии: копия записи акта гражданского состояния и свидетельство о смерти (справки о рождении детей Гаджиевой Э.Э, 11 февраля1999 года рождения, и Гаджиева Т.Э, 18 сентября 1993 года рождения были выданы 19 января 2021 года. Отцом детей указан Гаджиев Э.Э, матерью детей указана Баранова С.П, которая умерла 29 июня 2001, что подтверждается записью о смерти от 13 августа 2001 года), принимая во внимание, что с несоблюдением пенсионным органом положений нормативных правовых актов, регламентирующих порядок обращения лиц за установлением страховой пенсии по старости, было нарушено право Гаджиева Э.Э. на своевременное социальное обеспечение по возрасту, гарантированное статьей 39 Конституции Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований частично, обязании ответчика назначить истцу страховую пенсию по старости с 19 июня 2020 года и произвести выплату указанной пенсии за период с 19 июня 2020 года по 30 ноября 2020 года, не усмотрев оснований для назначения указанной пенсии с раннего периода.
Выводы суда апелляционной инстанции сомнений в их законности не вызывают, поскольку приняты в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела, верном применении ном процессуального права.
Доводы кассационной жалобы пенсионного органа об отсутствии правовых оснований для назначения Гаджиеву Э.Э. страховой пенсии по старости с 19 июня 2020 года направлены на оспаривание выводов суда апелляционной инстанции по существу спора и при их разрешении учитывается, что по смыслу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен. В связи с чем не имеется оснований для повторного обсуждения вопроса о допустимости, относимости, достоверности и достаточности доказательств, положенных в основу решения суда, либо отвергнутых судом, включая те из них, на которые заявитель ссылается в кассационной жалобе.
Доводы кассационной жалобы о том, что суд апелляционной инстанции неправильно истолковал материальный закон, определилобстоятельства, имеющие значение для дела, ошибочны, противоречат содержанию норм материального права, примененных судом при разрешении данного дела, и не могут служить поводом к отмене апелляционного определения.
Признав, что ни один из доводов кассационной жалобы не свидетельствует о наличии обстоятельств, предусмотренных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения и пересмотра обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 17 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий: Г.Г. Непопалов
Судьи: Е.В. Федотова
Р.Р. Шайдуллин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.