Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Кириченко А.Д. и Тураевой Т.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Сусловой Нины Изосимовны на решение Увинского районного суда Удмуртской Республики от 16 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 14 марта 2022 года по гражданскому делу N 2-26/2021 по иску Сусловой Нины Изосимовны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Увинском районе Удмуртской Республики (межрайонному) о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Тураевой Т.Е, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Суслова Н.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Увинском районе Удмуртской Республики (межрайонному), с учетом уточнения требований просила признать незаконным решение ответчика от 29 октября 2019 года N в части не включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов её работы: с 8 сентября по 3 ноября 1986 года - медицинской сестрой медицинского отдела МВД УАССР, с 21 ноября 1986 года по 19 марта 1987 года - медицинским статистиком Первой республиканской клинической больницы, с 20 марта 1987 года по 21 февраля 1989 года - медицинской сестрой хирургического отделения стационара 1-ой РКБ в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, с 1 марта 1989 года по 14 марта 1994 года - медицинской сестрой медпункта в льготном исчислении 1 год за 1 год 3 месяца, с 18 июля 1994 года по 1 сентября 1994 года - медицинской сестрой Сюромошурского фельдшерско-акушерского пункта в льготном исчислении 1 год за 1 год 3 месяца, а также с 7 апреля по 6 мая 2003 года, с 16 января по 12 февраля 2008 года, с 9 января по 5 февраля 2013 года, с 12 февраля по 14 марта 2018 года - периодов обучения на курсах повышения квалификации в льготном исчислении 1 год за 1 год 3 месяца; возложить на ответчика обязанность включить указанные периоды в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, и назначить ей досрочно страховую пенсию по старости с момента возникновения права на данную пенсию; взыскать с ответчика расходы по оплате услуг представителя в размере 25 000 руб, по оплате госпошлины в размере 300 руб.
В обоснование исковых требований указано, что 23 сентября 2019 года Суслова Н.И. обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N- ФЗ. Решением ответчика от 29 октября 2019 года N ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием специального стажа требуемой продолжительности. Вынесенным решением признано на момент обращения 20 лет 1 месяц 3 дня медицинского стажа. По мнению истца, у нее было достаточно медицинского стажа, необходимого для назначения пенсии, в связи с чем право на назначение пенсии к моменту обращения за назначением пенсии у истца возникло. С указанным решением Суслова Н.И. не согласна, считает его необоснованным.
Решением Увинского районного суда Удмуртской Республики от 16 июля 2021 года исковые требования Сусловой Н.И. удовлетворены частично.
Судом постановлено: "Признать незаконным решение УПФР в Увинском районе Удмуртской Республики (межрайонное) от 29.10.2019 года N в части не включения в стаж работы Сусловой Нины Изосимовны, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы медсестрой хирургического отделения стационара с применением льготного исчисления 1 год работы за 1 год 6 месяцев и периодов нахождения на курсах повышения квалификации.
Обязать УПФР в Увинском районе Удмуртской Республики (межрайонное) включить в специальный стаж Сусловой Нины Изосимовны льготный период работы медсестрой хирургического отделения стационара- 11 месяцев 16 дней, периоды нахождения на курсах повышения квалификации в льготном исчислении 1 год за 1 год 3 месяца: с 07.04.2003 по 06.05.2003 (1 месяц 07 дней), с 16.01.2008 по 12.02.2008 (1 месяц 03 дня), с 09.01.2013 по 05.02.2013 (1 месяц 03 дня), с 12.02.2018 по 14.03.2018 (1 месяц 11 дней).
В удовлетворении исковых требований Сусловой Н.И. к УПФР в Увинском районе Удмуртской Республики (межрайонное) о признании незаконным решения от 29.10.2019 года N об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости в части не включения в стаж периодов работы: с 08.09.1986 по 03.11.1986 - медсестрой медотдела МВД УАССР, с 21.11.1986 по 19.03.1987 - медстатистиком больницы, с 01.03.1989 по 14.03.1994 - медсестрой медпункта в льготном исчислении 1 месяц на 1, 3 месяца, с 18.07.1994 по 01.09.1994 - медсестрой Сюромошурского ФАП в льготном исчислении 1 год за 1 год и 3 месяца, возложении обязанности включить в медицинский стаж указанные спорные периоды и назначить Сусловой Н.И. досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права - отказать.
Взыскать в пользу Сусловой Н.И. с УПФР в Увинском районе Удмуртской Республики (межрайонное) судебные расходы в размере 4300 руб."
Определением Увинского районного суда Удмуртской Республики от 13 октября 2021 года ответчик заменен на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 14 марта 2022 года постановлено:
"решение Увинского районного суда Удмуртской Республики от 16 июля 2021 года отменить в части отказа включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы Сусловой Н.И. медицинской сестрой лечебно-профилактического учреждения "Больнично-поликлиническое объединение медицинского отдела МВД УАССР с 8 сентября по 3 ноября 1986 года и медицинской сестрой Сюромошурского фельдшерско-акушерского пункта с 18 июля 1994 года по 1 сентября 1994 года в льготном исчислении 1 год за 1 год 3 месяца.
Возложить на ОПФ РФ по Удмуртской Республики обязанность включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы Сусловой Н.И. медицинской сестрой лечебно-профилактического учреждения "Больнично-поликлиническое объединение медицинского отдела МВД УАССР" с 8 сентября по 3 ноября 1986 года и медицинской сестрой Сюромошурского фельдшерско-акушерского пункта с 18 июля 1994 года по 1 сентября 1994 года в льготном исчислении 1 год за 1 год 3 месяца.
В остальной части то же решение суда оставить без изменения.
Апелляционную жалобу представителя истца Сусловой Н.И. - ФИО6 удовлетворить частично."
В кассационной жалобе Суслова Н.И. просит отменить постановленные судебные акты в части отказа во включении в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периодов работы с 21 ноября 1986 года по 19 марта 1987 года - медстатистом больницы, с 01 марта 1989 года по 14 марта 1994 года - медсестрой медпункта в льготном исчислении 1 год за 1 год 3 месяца, а также в части отказа в досрочном назначении ей страховой пенсии по старости, принять решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Основаниями для отмены судебных актов указывает неправильное применение норм материального и процессуального права, неприменение нормативных актов, подлежащих применению, а также несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
В возражениях на кассационную жалобу представитель ответчика ФИО7, действующий на основании доверенности от 01 октября 2021 года, просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения. Одновременно просит рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, об отложении судебного заседания по уважительной причине не просили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В силу части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Суслова Н.И. (до брака Васютова), родившаяся 7 сентября 1966 года, зарегистрированная в системе обязательного пенсионного страхования 11 декабря 1999 года, 23 сентября 2019 года обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Увинском районе Удмуртской Республики (межрайонное) с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением от 29 октября 2019 года N в назначении данной пенсии истцу отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах).
Ответчиком в данном решении установлен стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, по состоянию на 23 сентября 2019 года продолжительностью 20 лет 1 месяц 3 дня.
В стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости среди прочих не включены следующие периоды работы истца: с 8 сентября по 3 ноября 1986 года - медицинской сестрой медицинского отдела МВД УАССР, с 21 ноября 1986 года по 19 марта 1987 года - медицинским статистиком Первой республиканской клинической больницы, с 1 марта 1989 года по 14 марта 1994 года - медицинской сестрой в колхозе "Серп и Молот", периоды обучения на курсах повышения квалификации (во время работы медицинской сестрой терапевтического отделения муниципального учреждения здравоохранения "Селтинская центральная районная больница): с 7 апреля по 6 мая 2003 года, с 16 января по 12 февраля 2008 года, с 9 января по 5 февраля 2013 года, с 12 февраля по 14 марта 2018 года. Период работы истца медицинской сестрой хирургического отделения стационара 1-ой РКБ на 0, 75 ставки с 20 марта 1987 года по 21 февраля 1989 года исчислен как 1 год работы за 1 год 3 месяца.
Судебные акты в той части, которой исковые требования удовлетворены, истцом не обжалуются, в связи с чем предметом проверки суда кассационной инстанции не являются.
Отказывая в удовлетворении требования истца о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы с 21 ноября 1986 года по 19 марта 1987 года медицинским статистиком Первой республиканской клинической больницы, суд первой инстанции исходил из того, что должность медстатистика не предусмотрена ни Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, ни Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, ни Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, ни Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397. Как указано судом, деятельность медстатистика не связана с повышенными психофизиологическими нагрузками, с риском утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в связи с чем данный период не подлежит зачету в льготный стаж.
Также судом установлено, что согласно записям в трудовой книжке истца N N и 10 приказом N от 27 февраля 1989 года с 1 марта 1989 года она принята в члены колхоза "Серп и Молот" Селтинского района УАССР (в период работы истца реорганизован в Товарищество с ограниченной ответственностью "Колхоз "Серп и Молот" Селтинского района Удмуртской Республики) на должность медсестры, приказом N от 14 марта 1994 года - уволена из членов колхоза по собственному желанию с 14 марта 1994 года.
Согласно архивной справке архивного сектора Администрации МО "Селтинский район" от 13 мая 2014 года N в документах архивного фонда колхоза "Серп и Молот" Селтинского района Удмуртской АССР, в протоколах общих собраний и заседаний правления колхоза за 1989 год значится Суслова Нина Изосимовна: принять в колхоз на должность медсестры с 1 марта 1989 года (протокол N от 27 февраля 1989 года).
Согласно архивной справке архивного сектора от 19 мая 2014 года N в лицевых счетах начисления и выдачи заработной платы колхозникам за период 1989-1990 гг. Суслова Н.И. значится работающей, и указана ее заработная плата с марта 1989 по декабрь 1990 годы, в лицевых счетах за период 1991-1994 гг. Суслова Н.И. не значится.
Согласно архивной справке архивного отдела Администрации МО "Селтинский район" от 25 сентября 2019 года N в протоколах общих собраний и заседаний членов правления колхоза "Серп и Молот" Селтинского района УАССР за период 1990-1994 гг. Суслова Н.И. не значится. Отдельное структурное подразделение медпункт в колхозе "Серп и Молот" за период 1989-1994 гг. не значится.
Согласно архивной справке архивного сектора Администрации МО "Селтинский район" от 11 июня 2014 года N в документах архивного фонда Сюромошурской сельской администрации в распоряжении главы администрации за 1996 год N имеется запись о наличии структурного подразделения сельской администрации-медпункт. В документах архивного фонда колхоза "Серп и Молот" в книге протоколов за 1985-1989 годы имеются записи: о выделении денежных средств на приобретение медицинского оборудования, заявление Сусловой Н.И. заведующей Б-Чибирьским медпунктом о выделении на внутриамбулаторный прием на получение лекарств в размере 5 руб. ежемесячно - правление колхоза просьбу удовлетворило, оплату труда производить согласно утвержденных окладов; о распределении медицинских работников по обслуживанию деревень колхоза "Серп и Молот".
Из акта приемки-передачи основных средств следует, что 30 декабря 1996 года комиссией произведен осмотр находящегося в д.Сюромошур медпункта, 1982 года постройки, источник приобретения - собственные средства, принимаемого в эксплуатацию от ТОО "Серп и Молот". Кому передается медпункт, в акте не указано, однако из вышеназванной архивной справки можно сделать вывод, что передается объект сельской администрации.
Отказывая в удовлетворении требований в части включения в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периода работы истца медсестрой в колхозе "Серп и Молот" Селтинского района Удмуртской Республики с 1 марта 1989 года по 14 марта 1994 года, суд первой инстанции исходил из того, что в Списке должностей и учреждений, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N, в разделе "Наименование учреждений" колхозы, как организации, осуществляющие медицинскую деятельность, не предусмотрены.
В период работы Сусловой Н.И. в колхозе "Серп и Молот" (1989 - 1994 годы) действовали постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 и постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.
В разделе II Перечня учреждений, организаций и должностей, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, были указаны медицинские сестры - все, независимо от наименования должности, а также учреждения и заведения, перечисленные в разделе I этого же Перечня, которые отнесены к лечебно-профилактическим учреждениям, учреждениям охраны материнства и детства, санитарно-профилактическим учреждениям. Такое учреждение, как колхоз, в нем не значится.
Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения СССР от 22 июля 1982 года N 715, колхозы в качестве учреждений здравоохранения также не предусмотрены.
Пунктом 4.5 инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года N 1-63-И "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" было разъяснено, что работа по специальности, протекавшая по совместительству, а также в качестве члена колхоза, не включается в стаж для назначения пенсии за выслугу лет.
Списками профессий и должностей, утвержденными постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, колхозы также не были отнесены к учреждениям здравоохранения.
Поскольку истец осуществляла трудовую деятельность в колхозе "Серп и Молот", то есть в учреждении, не относящемся к учреждениям системы здравоохранения, а законодатель предусмотрел возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости не в связи с любой работой в данной профессиональной сфере, а лишь в случае выполнения ее при влиянии различного рода неблагоприятных факторов, повышенной нагрузки в учреждениях здравоохранения, оснований для удовлетворения требований в данной части суд не усмотрел.
Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнительно указав, что в материалах дела сведений о том, что медицинский кабинет колхоза существовал как структурное подразделение и относился к Селтинской центральной районной больнице или иному учреждению здравоохранения, не имеется. При таких обстоятельствах основания для включения данного периода работы истца в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, отсутствуют.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены вынесенных судебных постановлений в оспариваемой части по доводам кассационной жалобы.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 года.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет, с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно данной норме закона одним из условий назначения страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В силу пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного Постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781, Правила N 781);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно (далее - Список N 1066, Правила N 1066);
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно (далее - Список N 464);
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года (далее - Перечень N 1397).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете профиля выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение.
При таком положении, поскольку в спорные периоды истец осуществляла трудовую деятельность в должности медстатистика, не предусмотренной вышеуказанными Списками, а в другом случае - в колхозе, не являющемся учреждением здравоохранения, при этом законодатель предусмотрел возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости не в связи с любой работой в данной профессиональной сфере, то оснований для включения в специальный стаж Сусловой Н.И. периода ее работы в качестве медстатистика, а также медсестры в колхозе в льготном исчислении, как 1 год за 1 год 3 месяца у судов не имелось.
Доводы истца в данной части основаны на ошибочном толковании закона, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции.
Доводы кассационной жалобы о том, что должность медстатиста относилась к категории среднего медицинского персонала как в период работы истца, так и в настоящее время, что право на досрочное назначение пенсии имел средний медперсонал лечебно-профилактических учреждений всех форм собственности, включая занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а также о том, что право истца на досрочное назначение пенсии подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании материального права и иной оценке доказательств. Данные доводы повторяют позицию истца в судах первой и апелляционной инстанций и обоснованно отклонены судами по мотивам, подробно изложенным в судебных актах.
Несогласие же стороны с оценкой доказательств и установленными судом обстоятельствами отмены вступившего в законную силу судебного акта само по себе не влечет, так как по смыслу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции в силу своей компетенции при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.
Из материалов дела следует, что в соответствии со статьями 12, 56, 57, 59 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды правильно установили обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, полно и объективно исследовали представленные сторонами по делу доказательства, дали им надлежащую правовую оценку с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности, отразив результаты их оценки в судебных актах.
При рассмотрении настоящего гражданского дела в оспариваемой части судами не допущено нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений, а также нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, влекущих безусловную отмену судебных постановлений.
Кассационная жалоба не содержит указаний на обстоятельства, которые не были учтены судами и не получили правовую оценку. Доводы, на которые ссылается заявитель, не содержат правовых оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию заявителя, выраженную в суде первой и апелляционной инстанций, тщательно исследованную судами и нашедшую верное отражение и правильную оценку в оспариваемых судебных постановлениях.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в оспариваемой части по доводам кассационной жалобы Сусловой Н.И.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Увинского районного суда Удмуртской Республики от 16 июля 2021 года в неотмененной части и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 14 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Сусловой Нины Изосимовны - без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Юрова
Судьи А.Д. Кириченко
Т.Е. Тураева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.