Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Белоусовой Ю.К, Зайнуллиной Г.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Ставрополя на решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 21 октября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 25 января 2022 г.
по административному делу по административному иску Соломонян В.Х. к Администрации города Ставрополя, Комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя о признании незаконным постановления, признании нуждающимися в улучшении жилищных условии и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Соломонян В.Х. обратилась в суд с административным иском к Администрации города Ставрополя, Комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя о признании незаконным постановления администрации г. Ставрополя от 28 мая 2021 г. N 1169, признании нуждающимися в улучшении жилищных условий и возложении обязанности восстановить семью в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В обоснование требований указано, что Соломонян В.Х. через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Ставрополе 15 марта 2021 г. обратилась с заявлением о признании ее и ее семьи в составе супруга Соломоняна В.Ю, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и сына Соломоняна Ю.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, нуждающимися в жилых помещениях для участия в муниципальной программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе". Оспариваемым постановлением Администрации г. Ставрополя от 28 мая 2021 г. N 1169 отказано в признании семьи административного истца нуждающейся в жилом помещении для участия в указанной программе, а уведомлением Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя административному истцу разъяснены основания отказа в принятии на учет семьи Соломонян В.Х. в качестве нуждающихся в жилом помещении связи с превышением площади жилых помещений, приходящейся на одного члена семьи, а также невозможность использования социальной выплаты на погашение задолженности по ипотеке за ранее приобретенное в личную собственность административного истца жилое помещение по адресу: "адрес", с использованием кредитных средств, что и послужило основанием для обращения с настоящим административным иском.
Решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 21 октября 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 25 января 2022 г, требования Соломонян В.Х. удовлетворены частично, постановление от 28 мая 2021 г. N 1169 "Об отказе в признании граждан нуждающимися в жилом помещении для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе" муниципальной программы "Обеспечение жильем населения города Ставрополя" признано незаконным, семья административного истца признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых в городе Ставрополе" муниципальной программы "Обеспечение жильем населения города Ставрополя", на административных ответчиков возложена обязанность по принятию на учет семьи административного истца в списки граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе" муниципальной программы "Обеспечение жильем населения города Ставрополя". В удовлетворении требований Соломонян В.Х. о возложении обязанности по восстановлению семьи административного истца в списках граждан - участников в подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе" муниципальной программы "Обеспечение жильем населения города Ставрополя" за очередным номером, действовавшим на дату вынесения оспариваемого постановления, отказано.
В кассационной жалобе Администрации города Ставрополя, поданной 19 июля 2022 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 3 августа 2022 г, ставится вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов, в части удовлетворенных требований, принятии решения об отказе в удовлетворении административного иска в полном объеме.
В возражении на кассационную жалобу Соломонян В.Х. просит судебные акты оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судами, 4 мая 2021 г. в Комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя поступило заявление административного истца о признании семьи, состоящей из трех человек: Соломонян В.Х, "данные изъяты" года рождения, супруга Соломонян В.Ю, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сына Соломонян Ю.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированных и проживающих по адресу: "адрес", площадью 43, 7 кв.м, нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе" муниципальной программы "Обеспечение жильем населения города Ставрополя".
В данной квартире также зарегистрирована и проживает мать Соломонян В.Х. ФИО11, у которой отсутствуют права на иные объекты недвижимости, что подтверждается полученной судом первой инстанции выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 19 октября 2021 г.
Указанная квартира приобретена административным истцом в собственность с использованием средств ипотечного кредита по договору, заключенному Соломонян (ранее ФИО12) В.Х. с ПАО "Сбербанк России" от 4 июля 2017 г. N
Согласно справке ПАО "Сбербанк России" по состоянию на 5 мая 2021 г. Соломонян В.Х. имеет задолженность по кредитному договору от 4 июля 2017 г. N по основанному долгу и процентам.
Иного жилья заявителя в собственности либо в пользовании не имеют.
Обжалуемым постановлением администрации города Ставрополя от 28 мая 2021 г. N 1169 "Об отказе в признании граждан нуждающимися в жилом помещении для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе" муниципальной программы "Обеспечение жильем населения города Ставрополя" административному истцу со ссылкой на пункт 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказано в признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении для участие в программе, о чем в адрес Соломонян В.Х. направлено уведомление Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя от 7 июня 2021 года N.
Разрешая заявленные требования Соломонян В.Х, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 50, 51, 52, 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", пришел к выводу о возможности предоставления молодой семье социальной выплаты для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по договору ипотечного кредитования, предоставленного для приобретения жилья, а также об обеспеченности семьи административного истца жилой площадью менее учетной нормы, в связи с чем, указал, что принятое административным ответчиком постановление не отвечает требованиям законности и нарушает права и законные интересы административного истца и ее семьи.
В обжалуемом решении суд первой инстанции также пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска в части возложения обязанности на орган местного самоуправления по восстановлению семьи административного истца в списках участников за очередным номером, действовавшим на дату вынесения оспариваемого постановления, поскольку семья административного истца в список участников подпрограммы Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе" муниципальной программы "Обеспечение жильем населения города Ставрополя" не включалась, а для использования социальной выплаты на погашение ранее предоставленного жилищного кредита молодая семья должна подать в орган местного самоуправления по месту жительства документы, перечень которых установлен пунктом 19 Правил.
С такими выводами суда согласился суд апелляционной инстанции, указав, что решение суда в части отказа в удовлетворении требований административного истца сторонами не обжалуется, тогда как оснований не согласиться с выводом об удовлетворении остальной части требований административного иска не усматривается, поскольку "адрес", общей площадью 43, 7 кв.м приобретена административным истцом за счет кредитных денежных средств и заемные обязательства в настоящее время не исполнены, следовательно, эта квартира не подлежала учету при определении нуждаемости семьи истцов в жилом помещении, поскольку Соломонян В.Х. вправе направить социальную выплату на погашение ипотечного кредита и процентов по нему.
Судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены либо изменения постановленных судебных актов по доводам кассационной жалобы.
Исходя же из части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
- об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
- об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а также использования таких выплат установлен Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющимися Приложением N 1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Подпунктом "е" пункта 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", предусмотрено, что социальные выплаты на приобретение (строительство) жилья используются для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
В соответствии с пунктом 7 названных Правил при определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в случае использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами "е" и "и" пункта 2 настоящих Правил не учитывается жилое помещение, приобретенное (построенное) за счет средств жилищного кредита, предусмотренного указанными подпунктами, обязательства по которому полностью не исполнены, либо не исполнены обязательства по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита.
Согласно пункту 43 тех же Правил в случае использования средств социальной выплаты на цели, предусмотренные подпунктами "г" и "е" пункта 2 настоящих Правил, допускается оформление приобретенного жилого помещения или построенного жилого дома в собственность одного из супругов (родителя в неполной молодой семье) или обоих супругов. При этом лицо (лица), на чье имя оформлено право собственности на жилое помещение или жилой дом, представляет в орган местного самоуправления нотариально заверенное обязательство переоформить приобретенное с помощью социальной выплаты жилое помещение или построенный с помощью социальной выплаты жилой дом в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве о праве на получение социальной выплаты, в течение 6 месяцев после снятия обременения с жилого помещения или жилого дома.
Исходя из указанных норм права, судами первой и апелляционной инстанции сделан правильный вывод о том, что Соломонян В.Х. вправе получить и направить социальную выплату на погашение ипотечного кредита и процентов по нему в отношении жилого помещения, принадлежащего ей на праве собственности, при этом общая площадь данного жилого помещения не учитывается при определении для молодой семьи уровня обеспеченности в связи с использованием социальной выплаты для погашения ипотечного кредита в отношении указанного жилого помещения.
Доводы жалобы об этом, аналогичные доводам апелляционной жалобы, были предметом проверки суда второй инстанции и мотивированно отклонены.
Ссылка заявителя жалобы на предусмотренное приведенными Правилами условие о том, что приобретаемое жилое помещение или построенный жилой дом оформляются в общую собственность всех членов молодой семьи, указанных в свидетельстве о праве на получение социальной выплаты, подлежит отклонению как несостоятельная, поскольку жилое помещение по адресу: "адрес" не является приобретаемым либо строящимся жилым помещением на средства социальной выплаты. В данном случае средства социальной выплаты имеют целевым назначением погашение кредитной задолженности, что предусматривает применением иных пунктов Правил, допускающих переоформление жилого помещения в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве о праве на получение социальной выплаты, в течение 6 месяцев после снятия обременения с жилого помещения.
Имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судами доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, обжалуемые судебные акты содержат мотивированные выводы судебных инстанций, соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
Иные доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами судов первой и апелляционной инстанций, по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения судами норм материального права, не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судами нижестоящих инстанций при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 21 октября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 25 января 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации города Ставрополя - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 12 сентября 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.