Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Белоусовой Ю.К, Зайнуллиной Г.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Акционерного общества "Завод "Дагдизель"
на решение Ленинского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 31.01.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 17.05.2022
по административному делу по административному исковому заявлению Акционерного общества "Завод "Дагдизель" к Государственной инспекции труда в Республике Дагестан, заместителю начальника отдела Государственной инспекции труда в Республике Дагестан Раджабову М.Г. о признании незаконным и отмене предписания.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
АО "Завод Дагдизель" обратилось в Ленинский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан с административным исковым заявлением к Государственной инспекции труда в Республике Дагестан, заместителю начальника отдела ГИТ в РД Раджабову М.Г. о признании незаконным и отмене предписания N от 28.10.2021 об устранении нарушений части 3, 6 статьи 21 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне", пункта 1 Правил выплаты ежемесячных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны, пункта 4 части 1 статьи 21 и пункта 6 части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации, и возложении на работодателя обязанности начислить и выплатить Дмитриеву А.Н. надбавку за допуск к государственной тайне за весь период работы с оформленным допуском в срок до 30.11.2021.
Требования мотивированы отсутствием оснований для выплаты надбавки, поскольку на таких условиях Дмитриев А.Н. на работу принят не был.
Решением Ленинского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 31.01.2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 17.05.2022, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с постановленными судебными актами, АО "Завод "Дагдизель" обжаловало их в кассационном порядке, в кассационной жалобе ставит вопрос о его в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, в кассационной жалобе ставит вопрос об их отмене, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права, регулирующих спорные правоотношения, несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам дела, настаивает, что Дмитриев А.Н. не имел допуска к государственной тайне, в связи с чем основания начислять и выплачивать ему надбавку в связи с этим отсутствовали.
Кассационная жалоба поступила в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 09.08.2022.
В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции инстанции лица, участвующие в дел, не явились, извещены надлежащим образом по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в виду поступления заявления Дмитриева А.Н. Государственной инспекцией труда в Республике Дагестан проведена внеплановая проверка АО "Завод "Дагдизель" на предмет соблюдения требований действующего законодательства при осуществлении выплат работнику предприятия.
В ходе проведения проверки установлено, что 10.10.2019 Дмитриев А.Н. принят на работу в АО "Дагдизель", без оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, 30.10.2020 Дмитриев А.Н. уволен, восстановлен на работе на основании определения Верховного Суда Республики Дагестан от 05.04.2021, после восстановления ему оформлен допуск к государственной тайне по третьей форме без проведения проверочных мероприятий, процентная надбавка в связи с этим не выплачивалась, тогда как пунктом 6.6. раздела 6 Положения об оплате труда работникам АО "Завод "Дагдизель" предусмотрена в таких случая надбавка в размере 5-10 %, в зависимости от объема сведений, к которым у него имеется доступ, продолжительности срока в течение которого сохраняется актуальность засекречивания этих сведений.
По выявленному нарушению составлен акт проверки N, обществу вынесено предписание за N от 28.10.2021 об устранении нарушений трудового законодательства, на работодателя возложена обязанность в соответствии с статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации начислить и выплатить Дмитриеву А.Н. надбавку за допуск к государственной тайне, за весь период работы с оформлением допуска. Предписанием установлен срок до 30.11.2021.
Результаты проверки АО "Завод "Дагдизель" обжаловало в Государственную инспекцию труда в Республике Дагестан, решением от 09.12.2021 возражения на акт оставлены без удовлетворения.
Судами установлено, что Дмитриев А.Н. принят на работу в АО "Концерн "Морское Подводное Оружие-Гидроприбор" 30.09.2019, решением от 30.09.2019 допущен к сведениям, составляющим государственную тайну по третьей форме, без проведения органами безопасности проверочных мероприятий.
Письмом генерального директора АО "Концерн "Морское Подводное Оружие-Гидроприбор" в целях обеспечения дочернего предприятия Дмитриев А.Н. направлен в АО "Завод "Дагдизель" на должность начальника отдела экономической безопасности, где принят на работу с 10.10.2019 без оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну по третьей форме.
30.10.2020 Дмитриев А.Н. уволен, на основании судебного акта Верховного Суда Республики Дагестан от 05.04.2021 по делу N восставлен на работе приказом от 08.06.2021 и допущен к исполнению трудовых обязанностей с 05.04.2021.
07.06.2021 Дмитриев А.Н. допущен к сведениям, составляющим государственную тайну по третьей форме, без проведения органами безопасности проверочных мероприятий.
Приказом АО "Завод "Дагдизель" от 11.03.2022 Дмитриев А.Н. уволен в связи с сокращением штатов.
Статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно статье 139 Трудового кодекса Российской Федерации для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.
Статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность работодателя соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
В силу положений, запалённых в абз. 2 статьи 2 Закона Российской Федерации от 21.06.1993 N 5485-1 "О государственной тайне", к государственной тайне относятся защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. В силу абзаца 2 части 6 статьи 21 названного Закона, если работник организации допущен к работе со сведениями, составляющими государственную тайну, работодатель обязан выплачивать ему процентную надбавку к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым он имеет доступ.
В соответствии с пунктом 1 Правил выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2006 N 573, ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе (за исключением военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, органов уголовноисполнительной системы и органов принудительного исполнения Российской Федерации), выплачивается в зависимости от степени секретности сведений, к которым эти граждане имеют документально подтверждаемый доступ на законных основаниях.
Размер ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) за работу со сведениями, имеющими степень секретности "особой важности", составляет 50-75 процентов, имеющими степень секретности "совершенно секретно", - 30-50 процентов, имеющими степень секретности "секретно" при оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий, - 10-15 процентов, без проведения проверочных мероприятий, - 5-10 процентов. При определении размера ежемесячной процентной надбавки учитывается объем сведений, к которым указанные граждане имеют доступ, а также продолжительность срока, в течение которого сохраняется актуальность засекречивания этих сведений.
Пунктом 6.6. раздела 6 Положения об оплате труда работников АО "Завод "Дагдизель" такая процентная надбавка предусмотрена в размере 5-10%.
В связи с этим, поскольку во время работы с 07.06.2021 Дмитриев А.Н. был допущен к сведениям, составляющим государственную тайну по третьей форме, без проведения органами безопасности проверочных мероприятий, постольку в силу пункта 6.6. раздела 6 Положения об оплате труда работников АО "Завод "Дагдизель" и пункта 1 Правил выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2006 N 573, "Завод "Дагдизель", как работодатель обязан был начислять и выплачивать ему процентную надбавку в размере 5-10% (с учетом объема сведений, к которым указанные граждане имеют доступ, а также продолжительность срока, в течение которого сохраняется актуальность засекречивания этих сведений), что работодателем выполнено не было.
В связи с этим суды пришли к правильному выводу о законности и обоснованности выданного предписания, отказав в удовлетворении заявленных требований, поскольку критерии для признания ненормативного правового акта незаконным, предусмотренные статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации, не установлены.
Для установления законности и обоснованности такого ненормативного акта, как предписание, суд, помимо изложенных обстоятельств устанавливает также полномочия органа исполнительной власти на его выдачу, проведение проверочных мероприятий, а также законность и исполнимость данного предписания, как по субъекту исполнения, так и по срокам, установленных в нем.
Такие условия судами установлены, что нашло отражение в судебных актах, выводы судов мотивированы, подтверждаются представленными доказательствами, основаны на фактических обстоятельствах дела и нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Приведенные административным истцом в кассационной жалобе доводы об отсутствии оснований для спорных начислений и выплат работнику со ссылкой на внутренний регламент согласования и возникновения таких начислений, - являются необоснованными, поскольку сложившиеся у работодателя правила не могут подменять собой и находится в противоречии с действующим федеральным законодательством, регулирующим такие вопросы.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу, что принятые по настоящему делу судебные акты являются законными и обоснованными, при их принятии судами верно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленные сторонами доказательства получили надлежащую оценку по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, процессуальных нарушений при рассмотрении дела допущено не было.
Основания, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для их отмены отсутствуют, все юридически значимые обстоятельства в них отражены, судами установлены.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 31.01.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 17.05.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Акционерного общества "Завод "Дагдизель" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 14.09.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.