Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ивановой Л.В, судей Минеевой В.В, Поддубной О.А, рассмотрела в открытом судебном заседании путем проведения видеоконференц-связи с Верховным Судом Республики Дагестан гражданское дело по иску Магомедова Хизри Ибрагимовича к администрации г. Махачкалы Республики Дагестан о включении имущества в состав наследственной массы и признании права собственности в порядке наследования, по кассационной жалобе Магомедова Хизри Ибрагимовича на решение Ленинского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 29 июня 2021 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 14 января 2022 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Ивановой Л.В, выслушав объяснения представителя Магомедова Х.И. - Абдусаматовой Л.А, действующей на основании доверенности, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Магомедов Х.И. обратился в суд с иском к администрации г. Махачкалы о включении имущества в состав наследственной массы и признании права собственности в порядке наследования на земельный участок и жилой дом.
В обоснование исковых требований указал, что между ним и Магомедовой (Хизриевой) З.Г. ДД.ММ.ГГГГ года был заключен брак, ДД.ММ.ГГГГ года Магомедова З.Г. умерла.
После смерти Магомедовой З.Г. открылось наследство в виде земельного участка и жилого дома, расположенного по адресу: "адрес".
Являясь наследником после смерти Магомедовой З.Г, истец обратился к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство, в чем ему отказано по причине ненадлежащего оформления документов.
Принадлежность недвижимого имущества в виде земельного участка и жилого умершей Магомедовой З.Г. подтверждается архивной выпиской Администрации с. Н.Хушет из Постановления Администрации с. Н.Хушет от 5 мая 1996 года, которым наследодателю выделен земельный участок, площадью 600 кв.м, под строительство индивидуального жилого дома,.
Магомедова З.Г. при жизни несла бремя содержания недвижимого имущества, оплачивала налоги, но право собственности на жилой дом не зарегистрировала.
После смерти Магомедовой З.Г. истец фактически принял наследство, проживает с семьей в указанном жилом доме, несет бремя его содержания, жилой дом газифицирован, подключен к коммунальным сетям.
Решением Ленинского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 29 июня 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 14 января 2022 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе представителя Магомедова Х.И. ставится вопрос об отмене обжалуемых судебных актов, ввиду нарушения норм материального и процессуального права.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения судебными инстанциями при рассмотрении настоящего дела были допущены.
Судом установлено, что Магомедов Х.И. и Магомедова (Хизриева) З.Г. ДД.ММ.ГГГГ года вступили в брак.
Постановлением Администрации п. Н.Хушет Ленинского района г.Махачкалы от 5 мая 1996 года Хизриевой З.Г. предоставлен земельный участок площадью 600 кв.м, под строительство индивидуального жилого дома.
7 апреля 2020 года Магомедова З.Г. умерла.
Постановлением нотариуса Будаевой Г.С. от 12 октября 2020 г. Магомедову Х.И. отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство после смерти Магомедовой З.Г. по тем основаниям, что представленные для совершения нотариального действия документы не соответствуют требованиям законодательства.
При жизни Магомедова З.Г. обращалась в установленном порядке за оформлением права собственности на земельный участок, однако уведомлением от 1 августа 2016 г. Управлением по земельным ресурсам и землеустройству Администрации г.Махачкалы ей отказано в предоставлении услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории" в отношении земельного участка, расположенного в "адрес" по тем основаниям, что постановление от 5 мая 1996 г. о его предоставлении принято неуполномоченным органом с нарушением Закона ДАССР "О земле" от 16 мая 1991 г.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Магомедова Х.И, суд исходил из того, что земельные участки в границах г.Махачкалы в рассматриваемый период могли быть предоставлены только Администрацией г.Махачкалы, Администрация п.Н. Хушет Ленинского района г.Махачкалы при издании постановления от 5 мая 1996 г. о предоставлении Магомедовой З.Г. земельного участка вышла за пределы своих полномочий, действовала неправомерно, поскольку у наследодателя Магомедовой З.Г. отсутствовало субъективное право для оформления права собственности на спорный земельный участок, законные основания для включения данного земельного участка в состав наследственной массы после смерти Магомедовой З.Г. и признания права собственности в порядке наследования за ее наследниками отсутствуют.
С указанными выводам согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит указанные выводы судов, основанными на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
В силу статьи 36 (часть 1) Земельного кодекса Российской Федерации (действовавшей на момент подачи иска в суд первой инстанции) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.
Кроме того, на основании пункта 9.1 статьи 3 Вводного закона к Земельному кодексу Российской Федерации, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В соответствии со статьей 4 Закона РСФСР от 23 ноября 1990 г. N 374-1 "О земельной реформе" в частную индивидуальную собственность граждан могли передаваться земли для ведения личного подсобного и крестьянского хозяйства, садоводства, животноводства, а также под здания и сооружения для индивидуальной предпринимательской деятельности, строительства и обслуживания жилого дома, дач, гаражей.
Согласно абзацу первому статьи 80 Земельного кодекса РСФСР земельные участки для кооперативного, а также индивидуального дачного, гаражного и жилищного строительства предоставлялись местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией.
В соответствии с подпунктами 2, 4 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права, помимо прочего, возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей, а также в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2287 "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации" устанавливалось, что полномочия Советов народных депутатов, предусмотренные, в том числе статьей 80 земельного кодекса РСФСР, осуществляются соответствующими местными администрациями.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации с. Н. Хушет от 5 мая 1996 г. Хизриевой З.Г. выделен земельный участок площадью 600 кв.м под строительство индивидуального жилого дома.
Согласно справкам, имеющимся в материалах дела, подписанным Главой администрации с. Н. Хушет без даты, а также от 21 августа 2015 г. Хизриева (Магомедова) З.Г. действительно имеет земельный участок по адресу: с. Н. Хушет, ул. Гафурова, уч. 17.
Данные обстоятельства также подтверждаются справкой, выданной на основании записи в похозяйственной книге.
Согласно акту обследования земельного участка от 21 августа 2015 г, подписанному Главой администрации с. Н. Хушет, Магомедова З.Г. в соответствии с постановлением администрации с. Н. Хушет от 5 мая 1996 г. занимает земельный участок размером 600 кв.м, расположенный в "адрес" На земельном участке имеется незавершенное домостроение 9 м х 10 м, общей площадью 90 кв.м.
Кроме того, из материалов дела следует, что Хизриева З.Г. уплачивала земельный налог за спорный земельный участок.
Из изложенного следует, что Магомедова З.Г. не самовольно заняла земельный участок, его местоположение было подтверждено местной администрацией, в течение 26 лет Магомедова З.Г. и члены ее семьи владели предоставленным им земельным участком, использовали его в соответствии с целевым назначением, возвели на земельном участке жилой дом, уплачивали налоги.
Действуя добросовестно, Магомедова З.Г. не могла знать о превышении полномочий администраций при издании постановления о предоставлении ей земельного участка, тем более, что само по себе изданий постановления администрацией с. Н. Хушет о предоставлении земельного участка на территории села действовавшему на тот момент федеральному законодательству не противоречит.
Указанные обстоятельства судами во внимание не приняты.
Кром того, судебные инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, не дали правовой оценки бездействию администрации ГосВД г. Махачкала, в течение 26 лет не истребовавшей земельный участок.
Данные обстоятельства судом при рассмотрении спора учтены не были, дело рассмотрено судами формально.
Судебная коллегия находит, что допущенные судом первой инстанции нарушения норм права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, в связи с чем решение суда первой и инстанции и апелляционное определение подлежат отмене, дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть вышеизложенное и рассмотреть дело в соответствии с требованиями закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 29 июня 2021 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 14 января 2022 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции Ленинский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.