Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Черчага С.В, судей: Камышовой Т.В, Климовой В.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4787/2021 по иску Абдулхаликовой З. К. к Администрации ГОсВД " "адрес"" об обязании включить в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного фонда, по кассационной жалобе Абдулхаликовой З. К. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ, заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Черчага С.В,
УСТАНОВИЛА:
решением Советского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены требования вышеуказанного иска Абдулхаликовой З.К. к Администрации ГОсВД " "адрес"" об обязании включить в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного фонда.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ, решение суда первой инстанции от ДД.ММ.ГГГГ отменено, принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе истца Абдулхаликовой З.К. ставится вопрос об отмене апелляционного определения ввиду существенных нарушений норм материального и процессуального права.
Стороны в судебное заседание Судебной коллегии по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, на основании части 5 статьи 379.5 ГПК Российской Федерации Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции нашла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным по материалам дела, установлены.
Как усматривается из материалов дела, Абдулхаликова З.К, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в муниципальном районе " "адрес"" Республики Дагестан с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Абдулхаликова З.К. достигла совершеннолетия, ДД.ММ.ГГГГ ей исполнилось 23 года.
Истец со ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по месту жительства в "адрес".
Абдулхаликова З.К. с ноября 2019 года через МФЦ в РД и лично неоднократно обращалась с заявлением в администрацию ГО " "адрес"" о предоставлении муниципальной услуги "Включение в список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в связи с изменением места жительства и места регистрации.
Из ответа Администрации ГОсВД " "адрес"" от ДД.ММ.ГГГГ N.18/02-5620/20 следует, что заседанием жилищной комиссии администрации "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ принято решение отказать в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет в силу пропущенного срока подачи заявления (достижение возраста 23 лет), уважительность причин рекомендовано доказать в судебном порядке. (л.д.28).
Разрешая спор и удовлетворяя требования Абдулхаликовой З.К, суд первой инстанции указал, что истец с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете органа опеки и попечительства, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, проживает с семьей в "адрес", исходя из чего пришел к выводу о возложении на Администрацию ГОсВД " "адрес"" обязанности включить Абдулхаликову З.К. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в "адрес", предоставить Абдулхаликовой З.К. во внеочередном порядке жилое помещение специализированного жилищного фонда, заключив с ней договор найма специализированного жилищного помещения сроком на 5 лет.
Отменяя решение суда первой инстанции, и принимая по делу новое решение об отказе Абдулхаликовой З.К. в удовлетворении иска, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что основания для обеспечения истицы жилым помещением в "адрес" отсутствуют, поскольку на момент рассмотрения дела истец Абдулхаликова З.К. состояла на учете в МР " "адрес"" в списках детей-сирот, имевших право на получение жилого помещения на территории муниципального района и в установленном порядке с учета по указанному адресу не была снята с постановкой на учет по месту жительства в "адрес".
Правовых оснований для возложения на Администрацию ГОСВД " "адрес"" обязанности включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежавших обеспечению жилыми помещениями специализированного фонда в городе Махачкала с предоставлением во внеочередном порядке жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения суд апелляционной инстанции не усмотрел.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы суда апелляционной инстанции, регулирующих возникшие правоотношения, сделаны с существенным нарушением норм материального права и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
Таким образом, федеральный законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ (в редакции, действующей до ДД.ММ.ГГГГ) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка.
Из дела видно, что Абдулхаликова З.К. до достижения ею возраста 23 лет была включена в список детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями, по прежнему месту жительства в МР " "адрес"", однако жилым помещением при этом обеспечена не была.
Подтверждая наличие у истца нереализованного права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, суд апелляционной инстанции отказал в удовлетворении требований Абдулхаликова З.К. на том основании, что истец проживала в "адрес", состоит там на соответствующем учете и имеет право на обеспечение жилым помещением только в указанном муниципальном образовании, в связи с чем включению в соответствующий Список на территории "адрес" не подлежит.
Судебная коллегия кассационного суда считает данный вывод ошибочным.
В "Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).
Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации место жительства гражданина определяется, как место его постоянного или преимущественного проживания.
Судом установлено, что местом жительства Абдулхаликовой З.К. в настоящее время является жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", с.Н.Хушет, "адрес", в которую она была зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из похозяйственной книги и отметкой в паспорте.
Обращение Абдулхаликовой З.К. с заявлением в администрацию муниципального образования " "адрес"" о включении её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, было вызвано изменением ею своего места жительства, в чем ей было ответчиком необоснованно отказано.
В соответствии со статьей 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Смена постоянного места жительства, а именно переезд из "адрес" на постоянное место жительства в "адрес", не может являться основанием для лишения истицы права на предоставление жилого помещения, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, поскольку исполнение принятых на себя государством расходных обязательств по оказанию, в том числе, лицам, оставшимся без попечения родителей, мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от реализации гражданином его права на выбор места жительства в пределах территории Российской Федерации.
При таких обстоятельствах вывод суда апелляционной инстанции о том, что Абдулхаликова З.К. не имеет права на обеспечение жилым помещением на территории ГО " "адрес"", и подлежит обеспечению жильем по прежнему месту жительства в "адрес", которое на момент разрешения спора не являлось актуальным, является ошибочным.
Указанные обстоятельства судом апелляционной инстанции учтены не были, что повлекло за собой вынесение незаконного судебного постановления.
Соответственно, при таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции не имелось предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции и отказа в удовлетворении исковых требований.
С учетом изложенного апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ нельзя признать законным, оно подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции, разрешившего спор в соответствии с нормами закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 28 февраля 2022 года отменить, оставить в силе решение Советского районного суда г. Махачкалы от 01 октября 2021 года.
Председательствующий Черчага С.В.
Судьи Камышова Т.В.
Климова В.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.