Судебная коллегия по уголовным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Болдовой М.В, судей: Шамонина О.А, Беликовой Е.Ю, при секретаре Карповой Т.А, с участием:
прокурора кассационного отдела управления Генеральной прокуратуры РФ Голишниковой Т.П, осужденного Кузьминова П.С, посредством видеоконференц-связи, защитника осужденного Кузьминова П.С. - адвоката Полынского В.М, представившего удостоверение N N от 19 января 2021 г. и ордер N N от 8 августа 2022 г, рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационному представлению первого заместителя прокурора Белгородской области Заратовского О.С. на приговор Свердловского районного суда г. Белгорода от 15 февраля 2018 года в отношении Кузьминова Петра Сергеевича.
по приговору Свердловского районного суда г. Белгорода от 15 февраля 2018 года
Кузьминов Петр Сергеевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец "данные изъяты", гражданин РФ, состоящий в браке, имеющий малолетнего ребенка, неработавший, зарегистрированный и проживавший по адресу: г "адрес" несудимый, осужден:
по ч. 3 ст. 30, п. "а" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ (за преступление от 2 мая 2017 года) к 4 годам 6 месяцам лишения свободы;
по ч. 3 ст. 30, п.п. "а", "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ (за преступление от 12 мая 2017 года) к 4 годам 6 месяцам лишения свободы;
по п. "а" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ (за преступление от 12 мая 2017 года) к 5 годам лишения свободы;
по ч. 3 ст. 30, п.п. "а", "г" ч. 4 ст.228.1 УК РФ (за преступление от 6 июня 2017 года) к 5 годам лишения свободы.
На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения окончательно назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 5 лет 6 месяцев с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Мера пресечения в виде домашнего ареста изменена на заключение под стражу, взят под стражу в зале суда.
Зачтено время задержания с 7 июня 2017 года по 8 июня 2017 года и нахождение под домашним арестом с 9 июня 2017 года по 15 февраля 2018 года.
Разрешен вопрос о вещественных доказательствах.
В апелляционном порядке приговор не обжаловался и вступил в законную силу.
Заслушав доклад судьи Болдовой М.В, изложившей обстоятельства уголовного дела, содержание приговора, доводы кассационного представления, основания передачи кассационного представления для рассмотрения в судебном заседании кассационного суда, выслушав мнение прокурора Голишниковой Т.П, поддержавшей доводы кассационного представления об изменении об оставлении приговора без изменения, осужденного Доценко Н.Н. и адвоката Попова А.С. в его защиту, поддержавших доводы кассационной жалобы об изменении приговора и смягчении наказания, судебная коллегия
установила:
Кузьминов П.С. признан виновным в покушении на незаконный сбыт наркотических средств с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" организованной группой в значительном размере 02 мая 2017 г.; в незаконном сбыте наркотических средств с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" организованной группой в крупном размере 12 мая 2017 г.; в двух покушениях на незаконный сбыт наркотических средств с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" организованной группой в крупном размере (12 мая 2017 г. и 06 июня 2017 г.)
Преступления совершены в г. Белгороде и Белгородской области при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
Дело рассмотрено в особом порядке принятия судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве.
В кассационном представлении первый заместитель прокурора Белгородской области Заратовский О.С. считает, что приговор в отношении Кузьминова П.С. подлежит изменению. Кузьминов П.С. осужден за совершение преступлений совместно с ФИО16. и ФИО17 Между тем приговору Свердловского районного суда г. Белгорода от 20 апреля 2018 года из обвинения ФИО18 и ФИО19 - соучастников преступлений, за которые осужден Кузьминов П.С, исключен квалифицирующий признак совершения преступлений организованной группой и их действия квалифицированы по признаку группой лиц по предварительному сговору. Кроме того, по эпизоду сбыта наркотических средств 12 мая 2017 года действия Кузьминова П.С. квалифицированы судом по п. "а" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ как незаконный сбыт наркотических средств, совершенный с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", организованной группой, в крупном размере, однако в описательно-мотивировочной части приговора указано, что незаконно сбытое ФИО20. и ФИО21. наркотическое средство, содержащее а-пирролидиновалерофенон - производное N-метилэфедрона, массой 0, 49 грамма, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 1002 от 1 октября 2012 года относится к значительному размеру. В связи с изложенным просит об исключении из приговора в отношении Кузьминова П.С. по всем преступлениям квалифицирующего признака "организованной группой" и переквалификации действий: по преступлению от 2 мая 2017 года с ч. 3 ст. 30, п. "а" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ на ч. 3 ст. 30, п.п. "а", "б" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ; по преступлению от 12 мая 2017 года с ч. 3 ст. 30, п.п. "а", "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ на ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ; по преступлению от 12 мая 2017 года с п. "а" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ на п.п. "а", "б" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ; по преступлению от 6 июня 2017 года с ч. 3 ст. 30, п. "а", "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ на ч. 3 ст. 30, "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ и смягчении наказания.
Изучив материалы уголовного дела и проверив доводы кассационного представления, заслушав участников процесса, судебная коллегия считает, что приговор подлежит изменению по следующим основаниям.
В силу ст.401.1 УПК РФ при рассмотрении кассационных жалоб, представления суд кассационной инстанции проверяет законность приговора, постановления или определения суда, вступивших в законную силу, то есть правильность применения норм уголовного и уголовно-процессуального законов.
В соответствии с ч.1 ст.401.15 УПК РФ основаниями отмены и изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Такие нарушения по настоящему уголовному делу допущены.
Согласно ст. 297 УПК РФ приговор суда должен быть законным, обоснованным и справедливым. Приговор признается законным, обоснованным и справедливым, если он постановлен в соответствии с требованиями, предусмотренными уголовно-процессуальным законом, и основан на правильном применении уголовного закона.
Судебное решение, если существенно значимые обстоятельства, являющиеся предметом рассмотрения по уголовному делу, отражены в нем неверно, не может рассматриваться как справедливый акт правосудия и должно быть исправлено независимо от того, что послужило причиной неправосудности.
В отношении осужденного Кузьминова П.С. уголовное дело рассматривалось в порядке, предусмотренном главой 40-1 УПК РФ, положения которой устанавливают особый порядок вынесения судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве. Условия досудебного соглашения о сотрудничестве Кузьминовым П.С. выполнены. Как установлено судом, при участии в деле защитника, Кузьминов П.С. с предъявленным ему обвинением согласился в полном объеме, и после проведения консультаций с защитником добровольно заключил досудебное соглашение о сотрудничестве, заявил ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства в общем порядке, осознавая характер и последствия заявленного им ходатайства.
Как следует из приговора суда в отношении Кузьминова П.С, он осужден за покушение на незаконный сбыт наркотического средства, производного N-метилэфедрона 02 мая 2017 г. с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" организованной группой совместно с лицами, дело в отношении которых выделено в отдельное производство, в значительном размере массой 0, 67 гр.;
- незаконный сбыт наркотического средства, производного N-метилэфедрона массой 0, 49 гр Артамонову и Уварову с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" организованной группой с лицами, дело в отношении которых выделено в отдельное производство, в крупном размере, 12 мая 2017 г.;
- два покушения на незаконный сбыт наркотического средства, производного N-метилэфедрона, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" организованной группой, с лицами дело в отношении которых выделено в отдельное производство, в крупном размере (12 мая 2017 г. - 1, 98 гр и 06 июня 2017 г. - 28, 57 гр)
Согласно предъявленному Кузьминову П.С. обвинению в состав организованной группы входили ФИО22 и ФИО23
После вступления приговора в отношении Кузьминова П.С. в законную силу, Свердловским районным судом г. Белгорода в общем порядке рассмотрено уголовное дело в отношении ФИО24 и ФИО25.
Суд, исследовав и оценив представленные доказательства, пришел к выводу о том, что вышеуказанные преступления совершались не в составе организованной группы, а группой лиц по предварительному сговору.
Согласно приговору Свердловского районного суда г. Белгорода от 20 апреля 2018 г. суд квалифицировал все преступления совершенные ФИО26 ФИО27 как совершенные группой лиц по предварительному сговору с Кузьминовым П.С. Таким образом, в приговоре Свердловского районного суда от 20 апреля 2018 г. и в приговоре Свердловского районного суда г. Белгорода от 15 февраля 2018 г, вступивших в законную силу, содержатся различные выводы относительно формы соучастия осужденных в совершении одних и тех же преступлений - в одном случае организованной группой, в другом - группой лиц по предварительному сговору. Поскольку приговор в отношении ФИО30 и ФИО31. постановлен в общем порядке судебного разбирательства, в результате исследования и оценки доказательств, судом установлено, что ФИО28, ФИО29, совершали преступления группой лиц по предварительному сговору совместно с Кузьминовым П.С, не в составе организованной группы, то Кузьминов П.С. не может нести уголовную ответственность по признаку совершения преступлений организованной группой лишь на том основании, что он согласился с этим обвинением.
Поэтому судебные решения в отношении Кузьминова П.С. в части правовой оценки содеянного следует изменить.
Кроме того, учитывая, что Кузьминовым П.С. и другими соучастниками было сбыто ФИО32 и ФИО33 наркотическое средство производное N-метилэфедрона массой 0, 49 гр, то в соответствии с постановлением Правительства РФ N 1002 от 01 октября 2012 г. данный размер относится к значительному, действия Кузьминова П.С. по данному эпизоду были ошибочно квалифицированы судом, как сбыт наркотического средства в крупном размере.
На основании изложенного действия осужденного Кузьминова П.С. подлежат переквалификации: по преступлению от 2 мая 2017 года с ч. 3 ст. 30, п. "а" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ на ч.3 ст. 30 п.п. "а, б" ч.3 ст. 228.1 УК РФ;
по преступлению от 12 мая 2017 г. с п. "а" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ на п. "а, б" ч.3 ст. 228.1 УК РФ.
Судебная коллегия считает необходимым исключить из осуждения Кузьминова П.С. квалифицирующий признак совершения преступления организованной группой по преступлению от 12 мая 2017 г. (в отношении производного N-метилэфедрона массой 1, 49 гр) и по преступлению от 06 июня 2017 года квалифицирующий признак совершения преступления организованной группой.
При назначении вида и меры наказания Кузьминову П.С. по ч.3 ст. 30 п. "а, б" ч.3 ст. 228 УК РФ, по п. "а, б" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ судебная коллегия, как и суды первой и апелляционной инстанций, учитывает требования ст. 6, 43, 60, 61, ч.3 ст. 66, ч. 2 ст. 62 УК РФ, характер и степень общественной опасности совершенного преступления, роль Кузьминова П.С, в совершении преступления, влияние назначенного наказания на исправление осужденного, условия жизни его семьи, данные о его личности, смягчающие наказание обстоятельства: активное способствование раскрытию и расследованию преступления, наличие малолетнего ребенка, раскаяние в содеянном, отсутствие отягчающих наказание обстоятельств.
В связи с исключением квалифицирующего признака организованной группы судебная коллегия считает необходимым смягчить наказание по преступлениям от 12 мая 2017 г. (в отношении производного N-метилэфедрона массой 1, 49 гр) и от 06 июня 2017 г.
Так же смягчению подлежит и наказание, назначаемое по правилам ч.3 ст. 69 УК РФ.
Вид исправительного учреждения определен судом верно, в соответствии с требованиями ст. 58 УК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 401.14, 401.15 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
приговор Свердловского районного суда г. Белгорода от 15 февраля 2018 года в отношении Кузьминова Петра Сергеевича изменить:
переквалифицировать действия Кузьминова Петра Сергеевича:
по преступлению от 2 мая 2017 года с ч. 3 ст. 30, п. "а" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ на ч.3 ст. 30 п.п. "а, б" ч.3 ст. 228.1 УК РФ, по которой назначить ему наказание в виде 4 лет 2 месяцев лишения свободы;
по преступлению от 12 мая 2017 г. с п. "а" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ на п. "а, б" ч.3 ст. 228.1 УК РФ, по которой назначить наказание в виде 4 лет 10 месяцев лишения свободы;
исключить из осуждения Кузьминова П.С. по преступлению от 12 мая 2017 г. (в отношении производного N-метилэфедрона массой 1, 49 гр) квалифицирующий признак совершения преступления организованной группой и смягчить ему наказание по ч.3 ст. 30 п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ до 4 лет 4 месяцев лишения свободы;
исключить из осуждения Кузьминова П.С. по преступлению от 06 июня 2017 года квалифицирующий признак совершения преступления организованной группой и смягчить наказание Кузьминову П.С. по ч. 3 ст. 30, п.п. "г" ч. 4 ст.228.1 УК РФ (преступление от 06 июня 2017 г.) до 4 лет 10 месяцев лишения свободы.
На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, предусмотренных ч.3 ст. 30 п.п. "а, б" ч.3 ст. 228.1 УК РФ (преступление от 02 мая 2017 г.), п. "а, б" ч.3 ст. 228.1 УК РФ (преступление от 12 мая 2017 г.); ч.3 ст. 30 п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ по преступлению от 12 мая 2017 г. (в отношении производного N-метилэфедрона массой 1, 49 гр), по ч. 3 ст. 30, п.п. "г" ч. 4 ст.228.1 УК РФ (преступление от 06 июня 2017 г.) путем частичного сложения окончательно назначить Кузьминову П.С. наказание в виде лишения свободы сроком на 5 лет 3 месяца лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
В остальной части приговор Свердловского районного суда г. Белгорода от 15 февраля 2018 года в отношении Кузьминова П.С. оставить без изменения, а кассационное представление - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.