Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васляева В.С, судей Кривенкова О.В, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска на решение Ленинского районного суда города Курска от 3 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 17 мая 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора городу Курска к администрации города Курска о признании незаконным бездействия.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Кривенкова О.В, объяснения представителя административного ответчика Шишкиной М.Д, поддержавшей кассационную жалобу, и прокурора четвертого отдела (кассационного) (с дислокацией в городе Саратове) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дедова С.Б, полагавшего, что судебные акты подлежат оставлению без изменений, судебная коллегия по административным делам
установила:
прокурор города Курска обратился в суд с названным административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие администрации города Курска, выразившееся в неоформлении права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами N и N, покрытые городскими лесами, расположенные в границах памятника природы регионального значения "Урочище крутой лог", обязать администрацию города Курска оформить право муниципальной собственности на указанные земельные участки в течение года с момента вступления решения суда в законную силу, обязать внести необходимые изменения в лесохозяйственный регламент Курского городского лесничества Курской области, утвержденный постановлением администрации города Курска от 28 марта 2019 года N 586, с целью отображения сведений о наличии в границах городских лесов особо охраняемой природной территории памятника природы регионального значения "Урочище Крутой Лог".
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой города Курска проведена проверка исполнения администрацией города Курска лесного законодательства. Урочище Крутой Лог в границах центрального административного округа города Курска объявлено памятником природы регионального значения, а занятая им территория особо охраняемой природной территорией регионального значения. Территория памятника природы занимает два земельных участка с кадастровыми номерами N и N общей площадью 217 га. Без проведения государственного кадастрового учета в отношении земельных участков, покрытых городскими лесами, и оформления их в собственность невозможно обеспечить исполнение полномочий органа местного самоуправления по осуществлению мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, в том числе осуществление муниципального лесного контроля, а также обеспечить организацию осуществления мер пожарной безопасности в лесах. Длительное бездействие администрации города в части неоформления в собственность лесов, расположенных в границах памятника природы регионального значения "Урочище Крутой Лог", явилось основанием для внесения прокурором Главе администрации города Курска 28 июня 2021 года представления об устранении нарушений градостроительного и лесного законодательства. В ответе от 4 августа 2021 года администрации города Курска сообщено, что для включения в состав городского лесничества муниципального образования "Город Курск" территории памятника регионального значения "Урочище Крутой Лог" отсутствовали правовые основания.
Решением Ленинского районного суда города Курска от 3 февраля 2022 года и, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 17 мая 2022 года, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной 30 июня 2022 года, комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска просит судебные акты отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. Указывает, что спорные земельные участки входят в состав природного парка регионального значения "Крутой Лог", и в отношении них уже установлен режим особо охраняемой природной территории. Само по себе неоформление права муниципальной собственности на них не может привести к негативным последствиям, поскольку законом уже определен статус природного парка как защитной территории и комплекс мер по его охране. Кроме того, указывают, что природный парк имеет статус регионального значения, в силу чего возложение обязанности на орган местного самоуправления - администрацию города Курска - оформить право муниципальной собственности неправомерно, поскольку влечет наложение функций по управлению и содержанию таких участков. Полагает также незаконными выводы судов об возложении обязанности по включению земельных участков в лесохозяйственный регламент, поскольку это предопределяет категорию земель факт их принадлежности к землям лесного фонда. Считаю, что суды таким образом вышли за пределы своих полномочий.
Комитетом городского хозяйства города Курска представлена письменная позиция, в которой он выражает свое согласие с доводами кассационной жалобы.
Областным казенным учреждением "Дирекция по управлению особо охраняемыми природными территориями, парками, скверами и лесами Курской области" представлены возражения на кассационную жалобу, в которых оно просит оставить судебные акты без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Как установлено судами при рассмотрении административного дела, прокуратурой города Курска проведена проверка исполнения администрацией города Курска лесного законодательства.
В ходе проверки установлено, что постановлением администрации Курской области от 21 августа 2014 года N 533 "Урочище Крутой Лог", расположенное в границах Центрального административного округа города Курска, объявлено памятником природы регионального значения, а территория, занятая им, особо охраняемой природной территорией регионального значения. Территория памятника природы занимает два земельных участка с кадастровыми номерами N и N общей площадью 217 га.
Из постановления администрации Курской области 21 августа 2014 года N 533 следует, что по информации Управления Росреестра по Курской области от 16 октября 2013 года N, N в Едином государственном реестре недвижимости сведения о зарегистрированных правах на данные земельные участки отсутствуют. "Урочище Крутой Лог" это искусственно созданный лесной массив.
Кроме того, судами установлено, что с 18 марта 2015 года собственником нежилого здания (выставочного центра) с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", является Худоян Н.С. Обременение - ипотека "данные изъяты" по 10 апреля 2026 года.
Согласно постановлению Губернатора Курской области от 26 августа 2004 года N 393 "О ведении лесного хозяйства, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях городских поселений" в ведение органов местного самоуправления города Курска были переданы лесные урочища (кварталы) общей площадью 3049 га, в том числе лесные урочища "Крутой Лог" (кварталы 9, 10 и 11 площадью 225 га).
Постановлением администрации города Курска от 28 марта 2019 года N 586 утвержден лесохозяйственный регламент Курского городского лесничества Курской области, которым уточнена площадь урочищ, образующих Курское городское лесничество, общая площадь которых составила 2 834 га.
При этом администрацией города Курска в состав Курского городского лесничества не включено 225 га лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа на территории памятника природы регионального значения "Урочище Крутой Лог".
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 28 июня 2019 года N 823 в редакции приказа от 15 августа 2019 года N 1057 установлены границы Курского городского лесничества на части земель населенных пунктов города Курска Курской области, занятой городскими лесами. Государственный лесной реестр содержит сведения о 3 059 га городских лесов на территории города Курска.
В целях устранения выявленных нарушений действующего законодательства в отношении Главы администрации города Курска 28 июня 2021 года прокуратурой города Курска внесено представление об устранении нарушений градостроительного и лесного законодательства.
По результатам рассмотрения указанного представления был дан ответ от 4 августа 2021 года, что для включения в состав городского лесничества муниципального образования "Город Курск" территории памятника регионального значения "Урочище Крутой Лог" отсутствовали правовые основания.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что администрацией города Курска нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку неоформление земельных участков, покрытых лесом, может повлечь уменьшение площади городских лесов, в том числе вследствие незаконной вырубки, застройки. Возложение на администрацию города Курска обязанности внести необходимые изменения в лесохозяйственный регламент Курского городского лесничества Курской области, утвержденный постановлением администрации города Курска от 28 марта 2019 года N 586, с целью отображения сведений о наличии в границах городских лесов особо охраняемой природной территории памятника природы регионального значения "Урочище Крутой Лог" фактически является способом восстановления нарушенного права.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами.
Правильно применив положений статьи 130 Конституции Российской Федерации, пункта 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 15 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", статей 1, 2, 4, 5, 6, 10, 11, 19, 23, 67, 84, 87, 92, 116, 122 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктов 26, 40 Устава города Курска, принятого решением Курского городского Собрания от 12 апреля 2007 года N 332-3-РС, суды пришли к правомерным выводам о том, что полномочиями по инициированию государственного кадастрового учета в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования "Город Курск", является орган местного самоуправления - администрация города Курска, данные обязанности административным ответчиком не исполнены, отсутствие спорной территории в лесохозяйственном регламенте нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, использования леса с нарушением лесного законодательства.
При этом в силу пункта 2 статьи 95, пункта 10 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 6 раздела 2, подпункта 1 пункта 16 приказа Минприроды России от 27 февраля 2017 года N 72 "Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений" в лесохозяйственный регламент Курского городского лесничества Курской области с целью отображения сведений о наличии в границах городских лесов особо охраняемой природной территории памятника природы регионального значения "Урочище крутой лог" необходимо внести соответствующие изменения.
Регистрация права собственности за административным ответчиком на земельные участки, с кадастровыми номерами N и N, покрытые городскими лесами, не противоречит решению Арбитражного суда Курской области от 5 декабря 2018 года N А35-7594/2018 года, поскольку указанным решением требования индивидуального предпринимателя Худоян Н.С. удовлетворены и на ОКУ "Дирекция по управлению особо охраняемыми природными территориями Курской области" возложена обязанность подготовить проект нормативно-правового акта о внесении изменений в постановление администрации Курской области от 21 августа 2014 года N 533 "О памятнике природы регионального значения "Урочище Крутой Лог" относительно изменения границ и площади памятника природы регионального значения "Урочище Крутой Лог" и исключения из него территорий, не имевших и утративших уникальность, невосполнимость, особую природную ценность. Соответственно площадь спорного земельного участка указанным решением не изменялась.
Все юридически значимые обстоятельства определены судами правильно, исследованы, доказательства оценены в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Переоценка представленных в дело доказательств не отнесена к полномочиям суда кассационной инстанции.
Выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами при рассмотрении дела не допущено.
Кассационная жалоба каких-либо иных доводов, обосновывающих необходимость отмены принятых судебных актов, не содержит и сводится лишь к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда судов, а также выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Курска от 3 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 17 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 26 августа 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.