Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васляева В.С, судей Найденовой О.Н, Софронова В.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации г. Пензы на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 18 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пензенского областного суда от 16 июня 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Полосухина А.Я. к администрации г. Пензы о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Найденовой О.Н, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Полосухин А.Я. обратился в суд с названным административным иском, в котором просил признать незаконным отказ администрации г. Пензы в принятии решения о разработке проекта межевания территории, изложенный в письме администрации г. Пензы от 10 ноября 2021 года N 10754; возложить на администрацию г. Пензы обязанность выдать ему разрешение на разработку проекта межевания территории и проекта планировки территории, ограниченной "адрес".
Требования мотивировал тем, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1 571 кв. м, вид разрешенного использования земельного участка Ж-4 - зона застройки многоэтажными многоквартирными домами, расположенного по адресу: "адрес".
1 ноября 2021 года он обратился в администрацию г. Пензы с заявлением о выдаче разрешения на разработку проекта межевания территории и проекта планировки территории, ограниченной "адрес" подготовки документации являлось перераспределение принадлежащего ему земельного участка и прилегающих к нему земель, находящихся в муниципальной и государственной неразграниченной собственности, с последующим образованием нового земельного участка Работы по подготовке документации по планировке территории планировалось осуществить за счет собственных средств. Указанное заявление подано с учетом всех требований Порядка подготовки документации по планировке территории городского округа г. Пензы и принятия решения об утверждении документации по планировке территории городского округа г. Пензы, утвержденного постановлением администрации г. Пензы от 18 января 2019 года N 65 (далее - Порядок). Письмом администрации г. Пензы от 10 ноября 2021 года N 10754 ему отказано в принятии решения о разработке проекта межевания территории в связи с тем, что администрацией г. Пензы принято постановление от 12 августа 2020 года N 1124/1 "О подготовке проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной улицами Пушкина, Ставского, Бакунина, Плеханова" (далее - Постановление). Инициатором разработки данного проекта является Управление градостроительства и архитектуры г. Пензы. Также в письме указано, что после утверждения градостроительной документации он вправе обратиться в администрацию г. Пензы за разрешением о разработке межевания территории, ограниченной улицами Пушкина, Ставского, Бакунина, Плеханова.
Решением Ленинского районного суда г. Пензы от 18 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пензенского областного суда от 16 июня 2022 года, административный иск удовлетворен частично, признан незаконным отказ администрации г. Пензы в принятии решения о разработке проекта межевания территории, выраженный в письме администрации г. Пензы от 10 ноября 2011 года N 10754; на администрацию г. Пензы возложена обязанность рассмотреть заявление Полосухина А.Я. о даче разрешения на разработку проекта межевания территории и проекта планировки территории, ограниченной ул. Пушкина, ул. Ставского, ул. Бакунина, ул. Плеханова.
В кассационной жалобе поданной 29 июня 2022 года и поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 13 июля 2022 года, администрация г. Пензы ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Заявитель жалобы выражает несогласие с выводами судебных инстанций, полагает, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, неверно установлены юридически значимые обстоятельства, указывает на незаконность и необоснованность состоявшихся по делу судебных актов.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, Полосухин А.Я. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1 571 кв. м, вид разрешенного использования: Ж-4 - зона застройки многоэтажными многоквартирными домами, расположенного по адресу: "адрес".
1 ноября 2021 года Полосухин А.Я. обратился в администрацию г. Пензы с заявлением о выдаче разрешения на разработку проекта межевания территории и проекта планировки территории, ограниченной улицами Пушкина, Ставского, Бакунина, Плеханова.
Письмом администрации г. Пензы от 10 ноября 2021 года N 10754 в принятии решения о разработке проекта межевания территории отказано в связи с тем, что администрацией г. Пензы принято постановление от 12 августа 2020 года N 1124/1 "О подготовке проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной улицами Пушкина, Ставского, Бакунина, Плеханова". Инициатором разработки данного проекта является Управление градостроительства и архитектуры города Пензы.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя в части заявленные требования, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу об отсутствии у администрации г. Пензы предусмотренных законом оснований для отказа в принятии решения о разработке проекта межевания территории, в связи с чем признал оспариваемый отказ незаконным и нарушающим права административного истца.
С такими выводами судебных инстанций следует согласиться.
В соответствии с положениями статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 настоящего Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории (часть 1).
Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа осуществляет проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, установленным частью 10 статьи 45 настоящего Кодекса. По результатам проверки указанные органы принимают соответствующее решение о направлении документации по планировке территории главе поселения, главе городского округа или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку (часть 4).
Порядок подготовки документации по планировке территории городского округа г. Пензы регламентирован постановлением администрации г. Пензы от 18 января 2019 года N 65 "Об утверждении Порядка подготовки документации по планировке территории городского округа г. Пензы и принятия решения об утверждении документации по планировке территории городского округа г. Пензы" (далее - Порядок).
Порядком предусмотрено, что в целях принятия решения о подготовке документации по планировке территории инициатор направляет администрацию: заявление о подготовке документации по планировке территории; проект задания на разработку документации по планировке территории; проект задания на выполнение инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, в случае если необходимость выполнения инженерных изысканий предусмотрена федеральным законодательством, или в случае отсутствия необходимости выполнения инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории - пояснительная записка, содержащая обоснование отсутствия необходимости выполнения инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории.
Администрация в течение 20 дней со дня получения документов осуществляет проверку их соответствия положениям, предусмотренным пунктами 4 и 5 настоящего Порядка; по результатам проверки принимает решение о подготовке документации по планировке территории либо отказывает в принятии такого решения с указанием причин такого отказа и в письменной форме уведомляет инициатора о принятом решении.
Решение о подготовке документации по планировке территории принимается в форме постановления администрации, утверждающего одновременно задание на разработку документации по планировке территории, задание на выполнение инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории (в случае, если необходимость выполнения инженерных изысканий предусмотрена федеральным законодательством), а также сроки направления предложений физических и юридических лиц о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории.
Решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории городского округа г. Пензы подлежит опубликованию администрацией в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, а именно в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте администрации г. Пензы в сети "Интернет".
Пунктом 8 Порядка предусмотрено, что администрация принимает решение об отказе в подготовке документации по планировке территории в случае, если: отсутствуют документы, необходимые для принятия решения о подготовке документации по планировке территории, предусмотренные пунктом 3 настоящего Порядка; полномочия по принятию решения о подготовке проекта планировки территории не отнесены к компетенции администрации; заявление и (или) проект задания на разработку документации по планировке территории, представленные инициатором, не соответствуют положениям, предусмотренным пунктами 4 и 5 настоящего Порядка; у администрации отсутствуют средства, предусмотренные на подготовку документации по планировке территории, при этом инициатор в заявлении и проекте задания на разработку документации по планировке территории не указал информацию о разработке документации по планировке территории за счет собственных средств.
Приведенный в указанном пункте Порядка перечень оснований к отказу в подготовке документации по планировке территории является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит.
Вместе с тем, как правильно указал суд, предусмотренных пунктом 8 Порядка оснований для отказа административному истцу Полосухину А.Я. в разработке проекта межевания территории, не установлено, основания для принятия администрацией г. Пензы оспариваемого решения, выраженного в письме от 10 ноября 2021 года N 10754, отсутствовали, а приведенные в данном решении мотивы такого отказа не нашли своего объективного подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Выводы судебных инстанций являются правильными, основанными на нормах закона, регулирующего рассматриваемые правоотношения, и установленных по делу фактических обстоятельствах.
Оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не имеется.
Вопреки доводам кассационной жалобы предусмотренных законом оснований для отказа в разработке проекта межевания территории и проекта планировки территории, ограниченной "адрес" в письме администрации г. Пензы от 11 ноября 2021 года не приведено.
Иная оценка заявителем жалобы установленных обстоятельств и имеющихся по делу доказательств, а также иное толкование закона, регулирующего спорные правоотношения, не свидетельствуют о неправильном применении нижестоящими судебными инстанциями норм материального права и не влекут отмену судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами не допущено, выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Кроме того, изложенные в кассационной жалобе доводы были предметом проверки суда апелляционной инстанции, обоснованно отклонены как не нашедшие своего подтверждения, исчерпывающие выводы относительно приведенных доводов изложены в обжалуемом судебном акте.
Доводы кассационной жалобы по сути направлены на оспаривание обоснованности выводов судов первой и апелляционной инстанций об установленных обстоятельствах, иное толкование норм права, и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов, поскольку суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Ленинского районного суда г. Пензы от 18 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пензенского областного суда от 16 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Пензы - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 26 августа 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.