Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васляева В.С, судей Кривенкова О.В, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Поздняковой Елены Николаевны на решение Курчатовского городского суда Курской области от 9 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 14 июня 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Поздняковой Елены Николаевны и Позднякова Алексея Вячеславовича, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО, ФИО, ФИО, к администрации Курчатовского района Курской области и администрации города Курчатова Курской области о признании незаконным бездействия.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Кривенкова О.В, объяснения Поздняковой Е.Н. и её представителя адвоката Витренко А.А, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам
установила:
Позднякова Е.Н. и Поздняков А.В, действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО, ФИО, ФИО, обратились в суд с названным административным исковым заявлением, в котором просили признать незаконным отказ административных ответчиков в предоставлении им жилого помещения, а также обязать администрацию Курчатовского района Курской области предоставить им двухкомнатную квартиру в селе Дичня Курчатовского района или в городе Курчатове Курской области.
В обосновании требований указывали, что на основании постановления главы администрации Дичнянского сельсовета Курчатовского района Курской области от 19 сентября 2006 года N семья в составе Поздняковой Е.Н. и Позднякова А.В, а также их несовершеннолетних детей ФИО, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО, ДД.ММ.ГГГГ рождения, признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. В настоящее время состоит первой в списке семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, администрации Курчатовского района Курской области как многодетная семья, имеющая обеспеченность жилой площадью на одного человека менее учетной нормы. Ссылаясь на отсутствие свободного жилья в муниципальном жилом фонде Курчатовского района Курской области на территории села Дичня Дичнянского сельсовета, администрация Курчатовского района Курской области отказала административным истцам в предоставлении квартиры, при этом в другом населенном пункте в пределах Курчатовского района, в том числе в городе Курчатове, жилье им не предлагалось. Ссылаясь на решение Представительного собрания Курчатовского района Курской области от 20 июня 2016 года N 195-Ш "Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма в сельских поселениях муниципального района "Курчатовский район" Курской области", административные истцы полагали, что для улучшения жилищных условий они вправе требовать от административных ответчиков предоставления двухкомнатной квартиры любой площади в дополнение к занимаемому жилому помещению, поскольку они проживают в двухкомнатной квартире общей площадью 44 кв. м на основании договора социального найма жилого помещения.
Решением Курчатовского городского суда Курской области от 9 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 14 июня 2022 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной 6 июля 2022 года через суд первой инстанции, Позднякова Е.Н. просит отменить судебные акты и принять новое решение об удовлетворении административного иска. В обоснование требований указала, что основанием для отказа в удовлетворении административного иска явилось отсутствие свободного жилья, однако доказательств отсутствия жилых помещений административным ответчиком в суд представлено не было. Считает необоснованными выводы судов об отсутствии нарушений прав административных истцов в связи с предоставлением им квартиры после рождения близнецов, поскольку в указанной квартире административные истцы проживают с 1990 года.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, на основании постановления главы администрации Дичнянского сельсовета Курчатовского района Курской области от 19 сентября 2006 года N 158 "О постановке в очередь на расширение жилья Позднякову Е.Н.", принятого в соответствии с действующим в этот период Законом Курской области от 29 июля 2002 года N 34-ЗКО "О едином порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, об условиях и порядке предоставления указанной категории граждан жилых помещений из государственного и муниципального жилищного фонда на территории Курской области" (далее - Закон Курской области N 34-ЗКО), семья Поздняковых признана нуждающейся в улучшении жилищных условий как многодетная семья, имеющая обеспечение жилой площадью на одного человека менее учетной нормы.
С 1 января 2009 года по настоящее время семья административных истцов, состоящая из пяти человек, на основании договора социального найма жилого помещения проживает в двухкомнатной квартире общей площадью 44 кв. м по адресу: "адрес".
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что семья Поздняковых в установленном порядке малоимущей не признана, за предоставлением действующей меры социальной поддержки, предусмотренной региональным законодательством для той категории граждан, к которой она относится, не обращалась, основания для вывода о нарушении жилищных прав административных отсутствуют.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами.
В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В целях реализации указанных положений частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным названным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном данным Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях указанного Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
В Курской области отношения, связанные с учетом граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - нуждающиеся в жилых помещениях), и предоставлением жилых помещений по договорам социального найма регулировались Законом Курской области от 29 июля 2002 года N 34-ЗКО "О едином порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, об условиях и порядке предоставления указанной категории граждан жилых помещений из государственного и муниципального жилищного фонда на территории Курской области", в силу пункта "а" статьи 7 которого нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи семь и менее квадратных. При этом согласно пунктам "и", "л" статьи 21 указанного Закона многодетные семьи, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий, а также семьи при рождении близнецов имели право на первоочередное получение жилых помещений.
Вместе с тем Закон Курской области N 34-ЗКО утратил силу с 6 октября 2009 года в связи с принятием Закона Курской области от 15 сентября 2009 года N 79-ЗКО.
Постановлением администрации Курской области от 21 июня 2007 года N 122 "О порядке предоставления за счет средств областного бюджета социальных выплат отдельным категориям граждан на выплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита (займа) на приобретение жилья в Курской области" утверждены Правила предоставления за счет средств областного бюджета социальных выплат отдельным категориям граждан на выплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита (займа) на приобретение жилья в Курской области.
Указанные правила определяют порядок предоставления за счет средств областного бюджета социальных выплат отдельным категориям граждан на выплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита (займа) на приобретение жилья на территории Курской области (далее - социальные выплаты), обладающим правом на их получение в соответствии с подпрограммой 1 "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан в Курской области" государственной программы Курской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан в Курской области", утвержденной постановлением администрации Курской области от 11 октября 2013 года N 716-па, в том числе многодетным семьям.
Судами при рассмотрении административного дела установлено, что семья Поздняковых в установленном порядке малоимущей не признана, за предоставлением действующей региональной меры социальной поддержки не обращалась. В связи с чем, отсутствуют нарушения ее жилищных прав.
Вопреки доводам административного истца, вопрос наличия свободных жилых помещений в Курчатовском районе Курской области для предоставления по договору социального найма без соблюдения семьей Поздняковых требований о постановке на учет в качестве малоимущей семьи правового значения при рассмотрении административного дела не имеет.
Все юридически значимые обстоятельства определены судами правильно, исследованы, доказательства оценены в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Переоценка представленных в дело доказательств не отнесена к полномочиям суда кассационной инстанции.
Выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами при рассмотрении дела не допущено.
Кассационная жалоба каких-либо иных доводов, обосновывающих необходимость отмены принятых судебных актов, не содержит и сводится лишь к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда судов, а также выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Курчатовского городского суда Курской области от 9 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 14 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Поздняковой Елены Николаевны - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 26 августа 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.