Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующей Желонкиной Г.А, судей Кривенкова О.В, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Тузова Сергея Игоревича и Луценко Александра Николаевича на решение Реутовского городского суда Московской области от 20 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 19 января 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Тузова Сергея Игоревича и Луценко Александра Николаевича к Министерству жилищной политики Московской области о признании незаконным разрешения на строительство.
Заслушав доклад судьи Кривенкова О.В, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Тузов С.И. и Луценко А.Н. обратились в суд административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения оснований просили признать незаконным разрешение на строительство от 1 июня 2020 года N, выданное Министерством жилищной политики Московской области ООО "ИТ-Коммуникации".
Требования мотивировали тем, что, несмотря на то, что оспариваемое разрешение выдано на строительство магазина, на земельном участке с кадастровым номером N фактически запланировано строительство торгово-развлекательного центра. Вместе с тем действующим Генеральным планом городского округа Реутов, а также Правилами землепользования и застройки части территории городского округа Реутов в зоне, к которой относится земельный участок с кадастровым номером N, не предусмотрено возведение торгово-развлекательных центров. Площадь предполагаемой застройки составляет 714 кв. м, что на 154 кв. м превышает площадь застройки, предусмотренную Проектом планировки и проектом межевания северо-восточного и южного кварталов микрорайона 10-10А города Реутов Московской области, утвержденного распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области от 18 февраля 2015 года N П59/33. Оспариваемое разрешение выдано уже после начала строительства, в то время как изначально возводимый ООО "ИТ-Коммуникации" объект был включен в реестр самовольных построек. По утверждению административных истцов, оспариваемым разрешением на строительство нарушено их право на благоприятные условия жизнедеятельности: квартиры, в которых они проживают, расположены в многоквартирном жилом доме по адресу: "адрес", то есть в непосредственной близости от строящегося торгового центра. С его возведением будут нарушены нормы инсоляции и пожарной безопасности, проживание в принадлежащих им квартирах будет лишено какой-либо приватности: расстояние от окон квартир до торгового центра будет составлять 13, 5 метров.
Решением Реутовского городского суда Московской области от 20 мая 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 19 января 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления.
В кассационной жалобе, поданной 24 июня 2022 года через суд первой инстанции, административные истцы, указывая на то, что обжалуемые судебные акты вынесены с нарушением норм материального и процессуального права, просят их отменить и принять новое решение об удовлетворении административного иска.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, земельный участок площадью 920 кв. м с кадастровым номером N расположен по адресу: "адрес", имеет категорию "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "общественное питание, магазины", с 2018 года находится в аренде у ООО "ИТ-Коммуникации".
В соответствии с Генеральным планом городского округа Реутов Московской области, утвержденным решением Совета депутатов городского округа Реутов Московской области от 29 июня 2011 года N 134/16, указанный выше земельный участок расположен в зоне "застройки многоэтажными жилыми домами" (9 этажей и более). В данной зоне допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, спортивных объектов, озелененных территорий общего пользования, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Реутов Московской области, утвержденными решением Совета депутатов города Реутов от 27 декабря 2017 года N 109/2017-НА, земельный участок с кадастровым номером N относится к территориальной зоне Ж-1 ("Зона многоквартирной жилой застройки"), для которой предусмотрен максимальный процент застройки для вида разрешенного использования "магазины" - 60 процентов, минимальные отступы от границ земельного участка 3 метра.
Согласно Проекту планировки и проекту межевания северо-восточного и южного кварталов микрорайона 10-10А города Реутов Московской области, утвержденному распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области от 18 февраля 2015 года N П59/33, на земельном участке по вышеуказанному адресу предусмотрено строительство объекта, обозначенного как "К-8" ("Здание с торговыми помещениями и предприятиями общественного питания"), высотой три этажа на участке площадью 1 200 кв. м, площадью застройки 560 кв. м.
Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области было принято распоряжение от 25 марта 2020 года N "О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства для земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес"", которым предоставлено разрешение на следующие отклонения при осуществлении строительства: в части уменьшения минимальных отступов от границ земельного участка до 1 м и до 1, 5 м, а также в части увеличения максимального процента застройки земельного участка - до 80 процентов.
Указанное распоряжение являлось предметом судебной проверки по делу N. В рамках рассмотрения указанного административного дела, апелляционным определением Московского областного суда от 17 мая 2021 года отменено решение Реутовского районного суда Московской области от 30 ноября 2020 года и принято новое решение об отказе в удовлетворении иска о признании незаконным распоряжения комитета по архитектуре и градостроительству Московской области от 25 марта 2020 года N. При этом суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что объект капитального строительства, который планируется возвести на земельном участке с кадастровым номером N, не будет представлять опасности для жизни и здоровья человека и окружающей среды, все требования технических регламентов и иных нормативных документов при уменьшении минимальных отступов от границ земельного участка с 3 м до 1 м и увеличении процента застройки с 60 процентов до 80 процентов соблюдаются; по нормам инсоляции тень от проектируемого объекта падает в основное время солнцестояния на соседние земельные участки и не затеняет объекты капитального строительства.
Министерством жилищной политики Московской области ООО "ИТ-Коммуникации" было выдано оспариваемое административными истцами разрешение на строительство от 1 июня 2020 года N на земельном участке с кадастровым номером N трехэтажного здания магазина общей площадью 2 210 кв. м по адресу: "адрес".
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что оспариваемое разрешение выдано уполномоченным органом с соблюдением установленной процедуры, каких-либо доказательств подтверждающих незаконность действий административного ответчика административными истцами не представлено.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами.
В соответствии с Положением о Министерстве жилищной политики Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 2 октября 2018 года N 688/35, с 9 ноября 2018 года Министерство жилищной политики Московской области осуществляет, в том числе выдачу (внесение изменений, в том числе в связи с необходимостью продления срока действия) разрешений на строительство, выдачу (отказ в выдаче) разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городских поселений, сельских поселений, городских округов, а также в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществить на территории двух и более поселений (за исключением объектов индивидуального жилищного строительства) (пункт 13.2 указанного Постановления).
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 указанной статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с данным Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом.
Выдача разрешения на строительство в Московской области осуществляется в соответствии с Административным регламентом министерства жилищной политики Московской области по предоставлению государственной услуги, утвержденным распоряжением министерства жилищной политики Московской области от 15 февраля 2019 года N 20 (далее - Регламент), действовавшим на дату выдачи оспариваемых разрешений.
Порядок выдачи разрешений на строительство в отношении объектов капитального строительства, в том числе и основания для отказа в их выдаче, перечень документов, которые должны быть представлены заявителем для его выдачи регламентирован статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу части 11 названной статьи уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; в случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводят проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Правильно применив указанные положения, суды пришли к обоснованным выводам о том, что ООО "ИТ-Коммуникации" в целях получения разрешения на строительство в уполномоченный орган был представлен полный пакет необходимых документов, в том числе градостроительный план земельного участка, распоряжение комитета по архитектуре и градостроительству Московской области от 25 марта 2020 года N о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, признанное законным в рамках административного дела N по его оспариванию, а также положительные заключения экспертизы проектной документации, подготовленные "данные изъяты" и "данные изъяты".
Министерством жилищной политики Московской области в соответствии с частью 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации была проведена проверка наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, проверка соответствия проектной документации требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Все юридически значимые обстоятельства определены судами правильно, исследованы, доказательства оценены в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами при рассмотрении дела не допущено.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Реутовского городского суда Московской области от 20 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 19 января 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Тузова Сергея Игоревича и Луценко Александра Николаевича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 6 сентября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.