материал N М-31/2022
88а-23535/2022
город Саратов 26 августа 2022 года
Судья судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции Кривенков О.В, рассмотрев в порядке статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационную жалобу Бухаровой Софьи Дмитриевны на определение судьи Тульского областного суда от 21 января 2022 года и апелляционное определение судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 23 марта 2022 года по материалу по административному исковому заявлению Бухаровой Софьи Дмитриевны об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Бухарова С.Д. обратилась в Тульский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости равной их рыночной стоимости объектов недвижимости: 1) земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2016 года; 2) земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2016 года; 3) нежилого здания с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года; 4) нежилого здания с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года.
Определением судьи Тульского областного суда от 21 января 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 23 марта 2022 года, отказано в принятии административного искового заявления в части требований об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года нежилого здания с кадастровым номером N и нежилого здания с кадастровым номером N.
В кассационной жалобе, поданной 13 июля 2022 года, через областной суд и поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 28 июля 2022 года, Бухарова С.Д. просит отменить судебные акты и направить дело на рассмотрение по существу в Тульский областной суд. Считает, что отказ в принятии административного иска фактически лишил административного истца возможности оспаривания кадастровой стоимости объектов недвижимости.
В соответствии с частью 2 статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается судьей суда кассационной инстанции единолично без проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судья приходит к следующему.
В части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких нарушений судами допущено не было.
Судья Тульского областного суда, с которым согласился судья апелляционного суда, отказывая в принятии административного искового заявления Бухаровой С.Д. об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года нежилого здания с кадастровым номером N и нежилого здания с кадастровым номером N, судья исходил из того, что административным истцом не соблюден обязательный внесудебный порядок пересмотра кадастровой стоимости указанных объектов.
Судья кассационного суда находит данный вывод правильным, соответствующим действующему правовому регулированию.
Порядок установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости установлен статьями 22, 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон о государственной кадастровой оценке, Федеральный закон N 237-ФЗ).
В статье 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 269-ФЗ) установлен порядок перехода от применения статьи 22 к применению статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке, которым предусмотрено принятие высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке.
Постановлением Правительства Тульской области от 21 сентября 2021 года N 595 установлена дата перехода к применению положений статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости - 1 января 2022 года.
Следовательно, с 1 января 2022 года на основании пункта 3 части 2 статьи 6 Федерального закона N 269-ФЗ в Тульской области применяются положения статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости.
В статье 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке установлено, что кадастровая стоимость объектов недвижимости может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных данной статьей) (часть 1). Заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета (часть 2). Решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (часть 15).
Таким образом, установленный статьей 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке порядок рассмотрения заявлений является внесудебным порядком установления кадастровой стоимости, несоблюдение которого влечет последствия, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которому суд отказывает в принятии административного искового заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной стоимости, как не подлежащего рассмотрению в суде.
Оспариваемая кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером N и нежилого здания с кадастровым номером N установлена постановлением Правительства Тульской области от 13 ноября 2019 года N 540, и в соответствии с положениями Закона о государственной кадастровой оценке на момент обращения носит актуальный характер.
Обращение административного истца в суд последовало 19 января 2022 года, то есть после перехода к применению на территории Тульской области положений статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
Сведений о соблюдении внесудебного порядка установления кадастровой стоимости административный истец не приводит.
При таком положении выводы судов о наличии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для отказа в принятии административного искового заявления, являются правильными.
На основании изложенного судья кассационной инстанции признает постановленные судебные акты принятыми в соответствии с нормами процессуального права, оснований, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 327.1, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
определил:
определение судьи Тульского областного суда от 21 января 2022 года и апелляционное определение судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 23 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Бухаровой Софьи Дмитриевны - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Судья О.В. Кривенков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.