Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Булатовой Е.Е, судей Филатовой В.Ю, Юдиной С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поступившее 26 мая 2022 года гражданское дело по заявлению Зацепилина К.Н. к Управлению внутренних дел России по Орловской области о возложении обязанности зачесть в выслугу лет для назначения пенсии период нахождения в командировке в льготном исчислении, по кассационной жалобе Управления внутренних дел России по Орловской области на решение Советского районного суда города Орла от 22 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 30 марта 2022 года.
Заслушав доклад судьи Филатовой В.Ю, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Зацепилин К.Н. обратился в суд с иском к Управлению внутренних дел России по Орловской области о возложении обязанности зачесть в выслугу лет для назначения пенсии период нахождения в командировке в льготном исчислении.
Решением Советского районного суда города Орла от 22 ноября 2021 года, с учетом определения суда от 31 января 2022 года об исправлении описки, на Управление внутренних дел России по Орловской области возложена обязанность зачесть в выслугу лет Зацепилина К.Н. в льготном исчислении один день за три дня периоды его непосредственного участия в контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона 13 дней в августе 2003 года, 26 дней в сентябре 2003 года, 24 дня в октябре 2003 года, 26 дней в ноябре 2003 года, 24 дня в декабре 2003 года, 26 дней в январе 2004 года, 7 дней в феврале 2004 года, а всего 146 дней. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 30 марта 2022 года решение Советского районного суда города Орла от 22 ноября 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Управления внутренних дел России по Орловской области просит решение Советского районного суда города Орла от 22 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 30 марта 2022 года отменить, прекратить производство по делу, в связи с неправильным применением судом норм материального и процессуального права, ненадлежащей оценкой, данной судом, представленным доказательствам.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам по доводам, изложенным в кассационной жалобе (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Как установлено судом и следует из материалов дела, с 4 сентября 1999 года Зацепилин К.Н. являлся сотрудником органов внутренних дел.
На основании приказа УМВД по Орловской области от 17 ноября 2017 года N 497 л/с Зацепилин К.Н. уволен по пункта 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-Ф3 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии).
В период с 15 августа 2003 года по 8 февраля 2004 года Зацепилин К.Н. в числе других сотрудников УМВД по Орловской области находился в служебной командировке на территории Северо-Кавказского региона, где выполнял служебно-боевые задачи по защите территориальной целостности Российской Федерации.
Вступившим в законную силу решением Советского районного суда города Орла от 21 июня 2005 года дни пребывания Зацепилина К.Н. в служебной командировке в Северо-Кавказском регионе, а именно 13 дней в августе 2003 года, 26 дней в сентябре 2003 года, 24 дня в октябре 2003 года, 26 дней в ноябре 2003 года, 24 дня в декабре 2003 года, 26 дней в январе 2004 года, 7 дней в феврале 2004 года, а всего 146 дней признаны днями фактического участия в контртеррористических операций.
Зацепилин К.Н. обращался в УМВД по Орловской области с заявлением об осуществлении перерасчета выслуги лет, с включением в выслугу лет для назначения пенсии указанных в иске периодов его участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в льготном исчислении один день участия в контртеррористических мероприятиях за три дня службы, в удовлетворении которого было отказано.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда, исходил из того, что вступившее в законную силу решение суда в соответствии со статьей 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязательным для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан, организаций и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации, правоотношения между истцом и МВД России и обстоятельства фактического участия сотрудников ОВД в проведении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона РФ установлены приведенным решением суда.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что зачет в выслугу лет Зацепилина К.Н. в льготном исчислении один день за три дня в целях перерасчета пенсионного обеспечения подлежат периоды его непосредственного участия в контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона, установленным в указанном выше решении суда.
При разрешении заявленных требований судами неправильно применены нормы материального права.
Пенсионное обеспечение отдельных категорий лиц, к числу которых относятся лица, проходившие военную службу, сотрудники органов внутренних дел, регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (далее по тексту - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1).
Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, как следует из подпункта "а" части 1 статьи 1 этого Закона, распространяются в том числе на лиц, проходивших военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации.
Согласно положениям подпункта "а" части 1 статьи 5 и подпункта "а" части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 лица, указанные в статье 1 данного Закона, приобретают право на пенсию за выслугу лет, если они имеют на день увольнения со службы выслугу лет на военной службе и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации 20 лет и более.
В выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 засчитывается, в частности, военная служба (часть 1 статьи 18 данного закона).
Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 этого Закона, в льготном исчислении (часть 2 статьи 18 названного Закона).
Согласно части 3 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 этого Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Статья 22 Федерального закона N 130-ФЗ от 25 июля 1998 года "О борьбе с терроризмом", действовавшая до 1 января 2007 года, предусматривала положение о том, что военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, проходящим (проходившим) службу во время участия в проведении контртеррористической операции - один день службы за три дня.
Порядок установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах определен Постановлением Правительства Российской Федерации N 280 от 31 марта 1994 года "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицам задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций", пунктом 2 которого предусмотрено предоставлять военнослужащим и сотрудникам дополнительные гарантии и компенсации только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации). Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Подпунктом "е" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (далее по тексту - постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941) предусмотрено в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывать на льготных условиях один день службы за три дня, время непосредственного участия в контртеррористической операции - на основании приказов, издаваемых командирами воинских частей, начальниками органов и подразделений федеральных органов исполнительной власти, военнослужащие и сотрудники которых привлекались для проведения контртеррористической операции, и утвержденных руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией не ранее 3 августа 1998 года или утвержденных руководителем контртеррористической операции не ранее 10 марта 2006 года, а также время непрерывного нахождения на лечении в госпиталях и других лечебных учреждениях в случае получения ранения, контузии, увечья или заболевания в связи с непосредственным участием в этой операции.
По смыслу приведенных нормативных положений, условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, в том числе в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов, определены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I. Данным законом предусмотрены специальные правила пенсионного обеспечения военнослужащих, в частности к основаниям их пенсионного обеспечения отнесено прохождение военной или приравненной к ней службы в течение установленной законом продолжительности времени выслуги лет.
Закрепляя для лиц, у которых имеется соответствующая выслуга право на получение пенсии за выслугу лет, указанный закон в статье 18 устанавливает правило, согласно которому время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении, а порядок исчисления выслуги лет определяется Правительством Российской Федерации.
Закон Российской Федерации от 21 января 1993 года N 4328-I "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", устанавливая в части 2 статьи 2 льготное исчисление выслуги лет военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах (один месяц военной службы за три месяца), вопросы пенсионного обеспечения при этом не регламентирует, они конкретизированы в иных нормативных актах, в том числе принятых Правительством Российской Федерации во исполнение положений статьи 7 данного закона. В целях льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии названной категории военнослужащих подлежит установлению факт выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах в порядке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года N 280. При этом учитывается только время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта.
Периоды выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, а также время непосредственного участия в контртеррористической операции определяются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп, то есть само по себе нахождение военнослужащего в период прохождения службы на территории, на которой объявлено чрезвычайное положение или которая отнесена к зоне вооруженного конфликта, проведения контртеррористической операции, не означает фактического участия военнослужащего в выполнении соответствующих задач, участия в контртеррористической операции.
Таким образом, с учетом действующего правового регулирования при разрешении спора о включении в выслугу лет военнослужащему периодов прохождения им службы в особых условиях (в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, в условиях проведения контртеррористической операции) юридически значимым обстоятельством является установление времени фактического выполнения им задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта, и времени непосредственного участия в контртеррористической операции, непрерывного нахождения на лечении в госпиталях и других лечебных учреждениях в случае получения ранения, контузии, увечья или заболевания в связи с непосредственным участием в этой операции.
Судом первой инстанции нормативные положения, регулирующие спорные отношения, во внимание приняты не были, в связи с чем не были установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора.
Исходя из подлежащих применению в данном случае правовых норм, при разрешении исковых требований Зацепилина К.Н. о возложении обязанности засчитать время непосредственного участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона в срок службы в специальном звании на льготных условиях в выслугу лет для назначения пенсии 13 дней в августе 2003 года, 26 дней в сентябре 2003 года, 24 дня в октябре 2003 года, 26 дней в ноябре 2003 года, 24 дня в декабре 2003 года, 26 дней в январе 2004 года, 7 дней в феврале 2004 года, а всего 146 дней суду следовало установить время фактического выполнения Зацепилиным К.Н. в спорные периоды задач на территории Северо-Кавказского региона либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта, а также установить время непосредственного участия его в контртеррористической операции.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования Зацепилина К.Н. в части возложения на ответчика обязанности зачесть в выслугу лет истца в льготном исчислении один день за три периоды его непосредственного участия в контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона 13 дней в августе 2003 года, 26 дней в сентябре 2003 года, 24 дня в октябре 2003 года, 26 дней в ноябре 2003 года, 24 дня в декабре 2003 года, 26 дней в январе 2004 года, 7 дней в феврале 2004 года, а всего 146 дней, несмотря на то, что изложил в решении положения нормативных актов, регулирующие порядок установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах и участия в контртеррористической операции, однако обстоятельства фактического участия истца в спорные периоды службы в выполнении задач на территории Чеченской Республики или в местностях, прилегающих к территории Чеченской Республики, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, а также его непосредственного участия в контртеррористических операциях не устанавливал.
В обоснование вывода о необходимости засчитать в льготном исчислении (один месяц военной службы за три месяца) спорные периоды военной службы Зацепилина К.Н, суд первой инстанции как на основное и единственное доказательство, подтверждающее право истца на льготное исчисление этих периодов, сослался на вступившее в законную силу решение Советского районного суда города Орла от 21 июля 2005 года по иску Зацепилина К.Н. к Управлению внутренних дел Орловской области Министерству внутренних дел Российской Федерации Объединенной группировке войск (сил) в Чеченской Республике о признании 146 дней днями фактического участия в контртеррористической операции, признании недействительными приказов руководителя группы управления временной оперативной группировки органов внутренних дел и подразделений МВД России, взыскании денежных средств.
Между тем судом не учтено, что решение суда от 21 июля 2005 года не является преюдициальным для настоящего спора, учитывая, что в рамках указанного дела устанавливались обстоятельства, связанные с льготным исчислением стажа, время фактического выполнения Зацепилиным К.Н. в спорные периоды задач на территории Чеченской Республики либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта, а также время непосредственного участия его в контртеррористической операции в целях льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии. Факт непосредственного участия в боевых действиях может быть подтвержден лишь соответствующими средствами доказывания, к которым относятся приказы командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп, свидетельствующие о выполнении истцом служебно-боевых задач на соответствующей территории в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах. Данные приказы в материалы дела представлены не были.
Из представленного в материалы дела ответчиком расчета выслуги лет для назначения пенсии следует, что оспариваемый период учитывался в выслугу лет для назначения пенсии по линии МВД как с учетом выполнения задач по охране общественного порядка при чрезвычайном положении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации из расчета 1 день службы за 1, 5 дня, так и участия в боевых действиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации из расчета 1 день службы за три дня за время непосредственного участия в таких операциях на основании изданных приказов. Таким образом, заявленный период был учтен, в связи с чем выслуга лет Зацепилина К.Н. составила в календарном исчислении 22 года 3месяца 10 дней, в льготном исчислении 24 года 8 месяцев 16 дней. Судами указанные обстоятельства не обсуждались, не получили каких-либо суждений в судебных постановлениях.
С учетом изложенного, выводы суда о наличии оснований для возложения на Управление внутренних дел России по Орловской области обязанности зачесть в выслугу лет Зацепилина К.Н. в льготном исчислении один день за три дня периоды его непосредственного участия в контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона спорные периоды постановлены без выяснения и установления обстоятельств, имеющих значение для дела, без распределения бремени доказывания, вследствие чего выводы судебных инстанций постановлены в отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих фактическое участие истца в названные выше периоды в выполнении задач на территории Чеченской Республики или в местностях, прилегающих к территории Чеченской Республики, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, а также его непосредственного участия в контртеррористических операциях.
С учетом изложенного обжалуемые судебные постановления в части удовлетворения исковых требований Зацепилина К.Н. нельзя признать законными, поскольку они приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, что является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда города Орла от 22 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 30 марта 2022 года отменить.
Направить гражданское дело на новое рассмотрение в Советский районный суд города Орла.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.