Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Курдюковой Н.А, судей Рыжова В.М, Шабановой О.Н, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО1, ФИО2, ФИО3, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО4, к администрации городского округа Балашиха Московской области об обязании предоставить жилое помещение с учетом нормы предоставления, по кассационной жалобе ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО1, ФИО2, ФИО3 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 28.02.2022, заслушав доклад судьи Шабановой О.Н, судебная коллегия
установила:
ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО1, ФИО2, ФИО3, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО1, обратились в суд с иском к администрации городского округа Балашиха Московской области об обязании предоставить жилое помещение с учетом нормы предоставления.
Решением ФИО5 городского суда Московской области от 24 мая 2021 года исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 28 февраля 2022 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе ФИО7, ФИО6, ФИО8, ФИО9, ФИО1, ФИО2, ФИО3, действующей также в интересах несовершеннолетней ФИО1, ставится вопрос об отмене определения суда апелляционной инстанции, как постановленного при неправильном применении норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции не допущено.
Судами установлено, что решением Совета депутатов городского округа Балашиха Московской области от 30 сентября 2015 года установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере не более 9 кв.м общей площади на одного члена семьи; норма предоставления площади жилого помещения не менее 18 кв.м общей площади на одного человека.
Постановлением администрации городского округа Балашиха от 17 декабря 2019 года N 1391-ПА утверждена муниципальная программа городского округа Балашиха "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" (далее - Программа).
В соответствии с пунктом 2 раздела 1 Программы, гражданам, занимающим по договору социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда, которые признаны аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, жилое помещение муниципального жилищного фонда может предоставляться по договору социального найма по норме предоставления, установленной муниципальными образованиями Московской области. В случае отсутствия подходящего по площади жилого помещения в связи с проектным решением общая площадь жилого помещения может отличаться от установленной нормы предоставления не более чем на 10 процентов. При этом гражданам может быть предоставлено несколько жилых помещений, общая площадь которых не отличается от установленной нормы предоставления более чем на 10 процентов.
Дом N по улице "адрес" включен в Адресный перечень многоквартирных домов, признанных аварийными, согласно разделу 12 Программы. Планируемая дата окончания переселения граждан из указанного дома - 31 декабря 2021 года.
Судом установлено, что в жилом помещении - квартире N, расположенной по адресу: "адрес", зарегистрированы по месту жительства: ФИО3 (с ДД.ММ.ГГГГ), ФИО8 (с ДД.ММ.ГГГГ), ФИО9 (с ДД.ММ.ГГГГ), ФИО2 (с ДД.ММ.ГГГГ), ФИО6 (с ДД.ММ.ГГГГ), ФИО1 (с ДД.ММ.ГГГГ), ФИО1 (с ДД.ММ.ГГГГ), ФИО7 (с ДД.ММ.ГГГГ). Указанное жилое помещение является муниципальным.
Распоряжением Главы Балашихинского района Московской области от 1 августа 2003 года N 683р "О признании жилых домов NN 4, 5, 7, 19, 22, 24, 25 и 26 по "адрес" непригодными для проживания" утвержден прилагаемый акт межведомственной комиссии по проведению обследования жилых помещений на территории Балашихинского района от 10 апреля 2003 года N 1-619. Жилые дом NN 4, 5, 7, 19, 22, 24, 25 и 26 по "адрес" признаны непригодными для проживания с последующим сносом и расселением.
Постановлением администрации городского округа Балашиха от 15 апреля 2019 года многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", признан аварийным и подлежащим сносу. Поручено подготовить необходимую документацию для включения указанного жилого дома в адресную программу Московской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области на 2016-2020 годы".
Постановлением администрации городского округа Балашиха от 31 мая 2019 года N 698-ПА в постановление администрации городского округа Балашиха от 15 апреля 2019 года N 572-ПА внесены изменения. Правовому управлению администрации городского округа Балашиха поручено осуществить необходимые мероприятия по отселению жителей из жилого дома по адресу: "адрес", в срок до 31 декабря 2020 года.
Постановлением администрации городского округа Балашиха от 11 марта 2020 года N 156-ПА в постановление администрации городского округа Балашиха от 15 апреля 2019 года N 572-ПА внесены изменения. Управлению строительного комплекса администрации городского округа Балашиха поручено подготовить необходимую документацию для включения жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", в муниципальную программу городского округа Балашиха "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" и обеспечить ее реализацию в срок до 31 декабря 2020 года. Общественной комиссии по жилищным вопросам администрации после поступления жилых помещений в муниципальную собственность (в рамках реализации муниципальной программы городского округа Балашиха "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда") поручено рассмотреть вопрос о заключении соответствующих договоров социального найма с гражданами.
Выпиской из постановления администрации городского округа Балашиха от 17 июля 2020 года N 461-ПА "О жилищных вопросах" от 7 сентября 2020 года N 6/641-ПА подтверждено, что ФИО6 на 8 человек совместно с ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО3, ФИО1 предоставлено жилое помещение, состоящее из двухкомнатной квартиры общей площадью 38, 4 кв.м (в том числе жилой площадью 24, 6 кв.м), расположенное по адресу: "адрес", на основании статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с расселением аварийного жилого дома. Постановлено также заключить с ФИО6 договор социального найма на предоставляемое жилое помещение с включением в договор членов семьи.
Из письменного сообщения начальника отдела приватизации и оформления договоров правового управления администрации городского округа Балашиха от 10 сентября 2020 года следует, что постановлением главы Балашихинского района от 25 декабря 1997 года N 1405 ФИО6 и члены ее семьи (ФИО3 - дочь, ФИО8 - дочь, ФИО2 - внучка, ФИО13 - внук, ФИО7 - зять, ФИО1ВА. - зять) приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. По состоянию на II квартал 2020 года номер общей очереди в списках граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма - 1396.
ФИО6 обращалась к ответчику, на обращение дан письменный ответ от 30 сентября 2020 года N 101ТГ-12750, согласно которому указано, что Решением Совета депутатов городского округа Балашиха от 30 сентября 2015 года N 16/10 учетная норма площади жилого помещения в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлена в размере не более 9 кв.м общей площади на одного члена семьи. Норма предоставления площади жилого помещения установлена не менее 18 кв.м общей площади на одного человека.
Постановлением администрации городского округа Балашиха от 17 декабря 2019 года N 1391-ПА утверждена муниципальная программа Городского округа Балашиха "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда".
Решением ФИО5 городского суда Московской области от 1 декабря 2020 года по гражданскому делу N 2-5645/2020 ФИО6, ФИО3, ФИО2, ФИО1, ФИО1, ФИО8, ФИО9, ФИО7 признаны прекратившими право пользования жилым помещением общей площадью 33, 2 кв.м в квартире, расположенной по адресу: "адрес". Указано, что данное решение является основанием для снятия с регистрационного учета по указанному адресу. ФИО6, ФИО3, ФИО2, ФИО1, ФИО1, ФИО8, ФИО9, ФИО7 выселены из квартиры, расположенной по адресу: "адрес". ФИО6, ФИО3, ФИО2, ФИО1, ФИО1, ФИО8, ФИО9, ФИО7 вселены в квартиру по адресу: "адрес" "адрес". На ФИО14 возложена обязанность заключить с администрацией городского округа Балашиха договор социального найма в отношении квартиры, расположенной по адресу: "адрес".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 17 марта 2021 года решение Балашихинского городского суда Московской области от 1 декабря 2020 года отменено, по делу постановлено новое решение, которым иск администрации г.о. Балашиха к ФИО6, ФИО1, ФИО3, также действующей в интересах несовершеннолетней ФИО1, ФИО2, ФИО7, ФИО8, также действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО9, о переселении из занимаемого жилого помещения, снятии с регистрационного учета и заключении договора социального найма оставлен без удовлетворения. Апелляционная жалоба и апелляционное представление ФИО5 городского прокурора Московской области удовлетворены.
Вступившим в законную силу решением суда установлено, что 12 июля 2021 года между муниципальным образованием городского округа Балашиха Московской области (наймодателем) и ФИО6 (нанимателем) заключен договор N34/Р-199 социального найма жилого помещения - квартиры, состоящей из двух комнат общей площадью 33, 2 кв.м, в том числе жилой площадью 22, 8 кв.м, расположенной по адресу: "адрес". Совместно с нанимателем в жилом помещении зарегистрированы следующие члены семьи: ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО1, ФИО2, ФИО2, ФИО3, ФИО1 Из представленной выписки из домовой книги следует, что указанные лица вселены и проживают в квартире длительное время, в частности, ФИО6 - с 1978 года. Многоквартирным жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением главы Балашихинского района от 25 декабря 1997 года N 1405 ФИО6 и члены ее семьи (ФИО3 - дочь, ФИО8 - дочь, ФИО15 - муж) приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. По состоянию на III квартал 2020 года номер общей очереди в списках граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма - 1396.
Ранее Балашихинский городской суд Московской области рассмотрел гражданское дело N 2-653/2021 по иску ФИО16 к администрации городского округа Балашиха о признании незаконным и отмене решения в части предоставления жилого помещения, признании незаконным, отмене постановления администрации Городского округа Балашиха от 17 июля 2020 года N 461-ПА, обязании предоставить жилое помещение с учетом нормы предоставления.
Решением суда от 4 февраля 2021 года иск ФИО6 к администрации городского округа Балашиха о признании незаконным, отмене решения от 3 июля 2020 года, протокол N 5 в части предоставления ФИО1, ФИО3, ФИО1, ФИО2, ФИО7, ФИО8, ФИО9, жилого помещения, состоящего из двухкомнатной квартиры площадью 38, 4 кв.м, расположенной по адресу: "адрес", обязании принять новое решение о предоставлении жилого помещения с учетом нормы предоставления жилой площади не менее 18 кв.м на человека; признании незаконным и отмене постановления администрации городского округа Балашиха от 17 июля 2020 года N 461-ПА в части предоставления ФИО1, ФИО3, ФИО1, ФИО2, ФИО7, ФИО8, ФИО9 жилого помещения, состоящего из двухкомнатной квартиры площадью 38, 4 кв.м, расположенной по адресу: "адрес", и заключения договора социального найма на предоставляемое жилое помещение и включение в договор совместно проживающих членов семьи ФИО1, ФИО3, ФИО1, ФИО2, ФИО7, ФИО8, ФИО9, обязании принять новое решение о предоставлении жилого помещения с учетом нормы предоставления жилой площади не менее 18 кв.м общей площади на человека - оставлен без удовлетворения.
Указанное выше решение суда обжалуется в апелляционном порядке, ко дню рассмотрения дела в суде первой инстанции в законную силу не вступило.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, руководствуясь статьями 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 1, 2, 4, 10, 11, 14, 49, 50, 51, 52, 57, 60, 85, 86, 87, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также статей 56, 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, и исходил из того, что истцы полностью отвечают требованиям предоставления жилья по договору социального найма по норме предоставления в связи с утвержденной муниципальной программой городского округа Балашиха "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" (постановление администрации Городского округа Балашиха от 17 декабря 2019 года N 1391-ПА).
Однако обязанности, возложенные законом, в части, касающейся истцов, ответчиком надлежащим образом не выполнены. Так, из материалов дела следует, что истцы длительное время проживают в жилом доме, признанном аварийным и подлежащим сносу. При этом, ранее срок переселения истцов из данного жилого дома был перенесен, что явно нарушает предоставленное законом право истцов на безопасное жилище.
Истцы, применительно к утвержденной ответчиком муниципальной программе, имеют право на предоставление жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма по норме предоставления, установленной муниципальными образованиями Московской области.
Такая норма предоставления площади жилого помещения установлена не менее 18 кв.м общей площади на одного человека Решением Совета депутатов городского округа Балашиха от 30 сентября 2015 года N 16/10 "Об установлении учетной нормы площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и нормы предоставления площади жилого помещения".
На основании изложенного, суд первой инстанции обязал ответчика в срок до 31 декабря 2021 года предоставить истцам жилое помещение с учетом нормы предоставления жилой площади не менее 18 кв.м общей площади на человека, что соответствует Решению Совета депутатов городского округа Балашиха от 30 сентября 2015 года N 16/10 и Муниципальной программе городского округа Балашиха "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда", утвержденной постановлением администрации городского округа Балашиха от 17 декабря 2019 года N 1391-ПА.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении исковых требования, суд апелляционной инстанции указал, что оснований для удовлетворении исковых требований ФИО6 к администрации г.о. Балашиха об обязании принять новое решение о предоставлении жилого помещения с учетом нормы предоставления жилой площади не менее 18 кв.м общей площади на человека не имеется, поскольку согласно нормам жилищного права улучшение жилищных условий по количественным показателям не предусмотрено при переселении граждан из жилого помещения, расположенного в доме, подлежащем сносу, такое предоставление носит компенсационный характер.
При этом суд апелляционной инстанции учел, что определением судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 9 февраля 2022 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 14 июля 2021 года оставлено без изменения.
С учетом преюдициального значения апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 14 июля 2021 года, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оснований для удовлетворения исковых требований об обязании администрации городского округа Балашиха в срок до 31 декабря 2021 года предоставить истцам жилое помещение с учетом нормы предоставления жилой площади не менее 18 кв.м общей площади на человека не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции основанными на всестороннем и полном исследовании представленных сторонами в обоснование своих требований и возражений доказательств, оценка которых произведена по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные отношения сторон.
Все изложенные в жалобе доводы, в том числе связанные с несогласием заявителя с выводами суда апелляционной инстанции, являлись предметом исследования, по существу сводятся к несогласию с выводами суда, изложенными в обжалуемом судебном постановлении и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене апелляционного определения являться не могут, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Принимая во внимание, что при рассмотрении дела судом не допущено существенного нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного постановления, а также отсутствие в кассационной жалобе указания на обстоятельства, которые могли бы в силу ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации явиться основанием к отмене принятого по делу судебного акта, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.4-379.6, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 28 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО7, ФИО6, ФИО8, ФИО9, ФИО1, ФИО2, действующей также в интересах несовершеннолетней ФИО4, ФИО3 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.