Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Чиркова Т.Н., рассмотрев жалобу начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ханты-Мансийскому автономного округу - Югре в г. Нягани и Октябрьском районе "данные изъяты" на вступившие в законную силу постановление судьи Няганского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 марта 2022 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 мая 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Газпром энергосбыт Тюмень" (далее - АО "Газпром энергосбыт Тюмень", Общество),
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Няганского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 марта 2022 года, оставленным без изменения решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 мая 2022 года, в отношении АО "Газпром энергосбыт Тюмень" прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
В жалобе на вступившие в законную силу судебные акты должностное лицо, направившее материал на рассмотрение в суд, просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение.
АО "Газпром энергосбыт Тюмень" представлены возражения на доводы жалобы, в которых оно просит оставить судебные акты без изменения.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, и возражений на них, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 200 000 до 500 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в числе прочего, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу статьи 11 Закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Как следует из протокола об административном правонарушении, в период с 24 сентября 2021 года по 06 октября 2021 года в Няганском офисе АО "Газпром энергосбыт Тюмень", расположенном по адресу: г. Нягань, 7 мкр, д. 1, пом. 314, сформировался очаг новой коронавирусной инфекции (nCoV-19), с 9 заболевшими. В ходе эпидемиологического расследования установлено, что 9 работников офиса заболели новой коронавирусной инфекцией в период с 29 сентября по 06 октября 2021 года, то есть в один инкубационный период (14 дней).
04 октября 2021 года произведен отбор пробы смывов с поверхностей помещений офиса на наличие возбудителя новой коронавирусной инфекции.
В ходе осмотра помещений офиса выявлены нарушение пункта 4.4 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID -19), пункта 2, пункта 10, пункта 41 СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" (далее - СанПиН 3.3686-21), статьи 11, части 1 статьи 29 Закона N 52-ФЗ, а именно: на 6 рабочих кабинетов установлен один бактерицидный облучатель воздуха (Дезар) в рабочем состоянии в корриде на входе в помещение N314, что не позволяет эффективно проводить обеззараживание воздуха во всех помещениях офиса; в отобранных смывах поверхностей: с телефонной трубки, с рабочего места, с чайника в комнате отдыха, с помпы кулера, с выключателя в комнате отдыха, с дверных ручек в коридоре, с холодильника, с ручек входных дверей, с дверных ручек женского туалета, с рабочего места "данные изъяты" обнаружены РНК коронавируса SARS-COV-2.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием в бездействии АО "Газпром энергосбыт Тюмень" состава вмененного правонарушения, судья городского суда исходил из того, что протокол об административном правонарушении составлен с существенными нарушениями требований КоАП РФ, поскольку в нем не указаны технические характеристики бактерицидного облучателя и не определена площадь занимаемого Обществом помещения; кроме того, судья указал, что Обществу вменено нарушение общих требований, а оценить выполнение им пункта 41 СанПиН 3.3686-21 не представляется возможным. Указанные недостатки, по мнению судьи городского суда, не могут быть устранены на стадии рассмотрения дела и ввиду невозможности возращения протокола об административном правонарушении составившему его должностному лицу влекут признание протокола недопустимым доказательством и прекращение производства по делу.
С выводами судьи городского суда согласился судья окружного суда при пересмотре дела по жалобе должностного лица.
Этот вывод судебных инстанций постановлен с нарушением норм КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 названного Кодекса.
В силу части 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Согласно правовой позиции, сформулированной в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).
Протокол об административном правонарушении в отношении АО "Газпром энергосбыт Тюмень" отвечает требованиям, предусмотренным статьей 28.2 КоАП РФ. Вопреки суждениям нижестоящих судебных инстанций в протоколе об административном правонарушении событие правонарушения описано с указанием на конкретные нарушения санитарных правил и гигиенических нормативов.
Оснований для вывода о наличии в протоколе об административном нарушении недостатков и неполноты, которые не могли быть восполнены при рассмотрении дела, у судей городского и окружного судов не имелось, иного из материалов дела не следует.
Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение всех обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, определены в статье 26.1 КоАП РФ.
На основании статьи 26.10 КоАП РФ судья, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела.
Согласно пункту 41 СанПиН 3.3686-21 в эпидемических очагах проводятся текущая и заключительная дезинфекция, дезинвазия, дезинсекция и дератизация.
Вывод судьи городского суда о том, что оценить наличие у Общества обязанности по соблюдению требований пункта 41 СанПиН 3.3686-21 не представляется возможным, мотивирован тем, что в материалы дела не представлены данные, подтверждающие уведомление АО "Газпром энергосбыт Тюмень" о подтверждении диагноза "коронавирусная инфекция, вызванная вирусом CОVID-19)" у его сотрудников.
При этом судьей городского суда мер к выяснению указанного обстоятельства не принято, как и не дана оценка иным, кроме протокола об административном правонарушении, материалам дела, в частности, объяснениям Общества, из которых следует, что на момент проведения отбора проб 04 октября 2021 года оно имело информацию о госпитализации четырех сотрудников, работающих в помещении N314.
Полагая существенными данные о площади помещения, технических характеристиках бактерицидного облучателя, судья городского суда мер к получению данных сведений не принял, при этом не дал оценку результатам отбора проб с поверхностей офиса.
Изложенное свидетельствует о том, что судьей городского суда было допущено существенное (фундаментальное) нарушение процессуальных требований КоАП РФ, повлиявшее на исход дела, которое судьей окружного суда не устранено, что не позволяет признать обжалуемые судебные акты законными.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление судьи городского суда от 28 марта 2022 года, решение судьи суда автономного округа от 24 мая 2022 года не могут быть признаны законными и подлежат отмене.
Поскольку на момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения Общества к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек, дело подлежит направлению в городской суд на новое рассмотрение, при котором следует учесть изложенное и всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства дела в их совокупности в соответствии с требованиями статей 24.1, 26.1 КоАП РФ.
При этом доводы, изложенные в возражениях Общества на жалобу, могут быть заявлены и подлежат проверке при новом рассмотрении дела судьей городского суда.
При таких данных, руководствуясь статьями 30.12-30.18 КоАП РФ, постановил:
постановление судьи Няганского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 марта 2022 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 мая 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Газпром энергосбыт Тюмень" отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Няганский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Судья Т.Н. Чиркова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.