Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Чиркова Т.Н., рассмотрев жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью "Альфа Пермь" (далее - ООО "Альфа Пермь", Общество) Лихачевой М.А. на вступившие в законную силу постановление судьи Губахинского городского суда Пермского края от 18 февраля 2022 года, решение судьи Пермского краевого суда от 13 апреля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Альфа Пермь",
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Губахинского городского суда Пермского края от 18 февраля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Пермского краевого суда от 13 апреля 2022 года, ООО "Альфа Пермь" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе на вступившие в законную силу судебные акты директор Общества Лихачева М.А. просит об их отмене и о прекращении производства по делу ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, помимо прочего, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно статье 11 Федерального закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Пунктами 1 и 3 статьи 29 Федерального закона N 52-ФЗ предусмотрено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, включена коронавирусная инфекция (2019-nCoV).
В связи с угрозой распространения в Пермском крае инфекций, вызванных новым коронавирусом COVID-2019, на территории Пермского края введен режим повышенной готовности.
В силу пункта 4.1 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - СП 3.1.3597-20, в редакции на момент совершения нарушения) противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19 включают комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространение инфекции.
Согласно пункту 4.4 СП 3.1.3597-20 мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются: соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1, 5 до 2 метров; выполнение требований биологической безопасности в медицинских организациях и лабораториях, проводящих исследования с потенциально инфицированным биологическим материалом; организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха; обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации; организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу; использование мер социального разобщения (временное прекращение работы предприятий общественного питания, розничной торговли (за исключением торговли товаров первой необходимости), переход на удаленный режим работы, перевод на дистанционное обучение образовательных организаций; ограничение или отмена проведения массовых мероприятий (развлекательных, культурных, спортивных).
Пунктом 2.8 Методических рекомендаций МР 3.1/2.3.5.0191-20 в рамках профилактических мер по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), сокращения контактов между сотрудниками для ограничения воздушно-капельного и контактного механизмов передачи инфекции на предприятиях (в организациях) работодателям указано на организацию и осуществление такого мероприятия как применение в помещениях с постоянным нахождением работников бактерицидных облучателей воздуха рециркуляторного типа.
Приложением 2 к МР 3.1/3.5.0172/1-20 установлено, что в течение смены необходимо обрабатывать руки в перчатках антисептиками (не менее 75% этилового спирта или не менее 70% изопропилового спирта по массе в составе средства) после каждого контакта с людьми, вещами и предметами, индивидуального и общественного пользования.
В соответствии с частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 200 000 до 500 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
В ходе рассмотрения дела установлено, что при осмотре 01 декабря 2021 года в период с 11 часов 10 минут до 11 часов 39 минут помещений магазина "Красное&Белое", расположенного по адресу: г. "данные изъяты", используемого для предпринимательской деятельности ООО "Альфа Пермь", выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в виде невыполнения санитарно-эпидемиологических мероприятий при осуществлении деятельности (реализация продуктов питания) в период введения в Пермском крае режима повышенной готовности ввиду угрозы распространения новой коронавирусной инфекции COVID-2019, а именно: не организованы места для обработки рук кожными антисептиками либо дезинфицирующими салфетками реже, чем один раз в 2 часа на кассах в торговом зале (рабочие места продавцов кассиров), в течение осмотра при реализации товара покупателям, не обрабатывались руки в перчатках антисептиками (не менее 75% этилового спирта или не менее 70% изопропилового спирта по массе в составе средства) после каждого контакта с людьми, вещами и предметами (реализуемые товары); не обеспечено применение устройств для обеззараживания воздуха на рабочем месте заведующего магазином; не обеспечен контроль за применением средств индивидуальной защиты при отпуске пищевой продукции (часть посетителей-покупателей без масок).
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении Общества дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, и зафиксированы в протоколе об административном правонарушении, который составлен уполномоченным должностным лицом без участия законного представителя юридического лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте его составления, отвечает требованиям статьи 28.2 КоАП РФ, не содержит недостатков, влекущих признание его недопустимым доказательством.
Факт совершения ООО "Альфа Пермь" административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, которым судьями дана оценка в соответствии с требованиями статей 26.2 и 26.11 КоАП РФ.
Наличие в торговом зале устройства для обеззараживания воздуха не указывает на его использование на рабочем месте заведующего магазином.
Судья краевого суда обоснованно указал, что вышеуказанное помещение с постоянным нахождением работников не оборудовано устройством для обеззараживания воздуха, периодичность применения оборудования не подтверждена допустимыми доказательствами. При этом материалами дела подтверждено, что рециркулятор был установлен в торговом зале, а в подсобном помещении, где находится рабочее место заведующего, он отсутствовал на момент проверки со ссылкой на наличие вентиляции в помещении.
Фотографии антисептиков, места для обработки рук, приказы директора Общества об организации мероприятий по дезинфекции, представленные при рассмотрении дела, не опровергают факт нарушений, выявленный уполномоченным должностным лицом при осмотре помещения магазина, подтвержденный достаточной совокупностью доказательств, в том числе протоколом осмотра от 01 декабря 2021 года, видеозаписью к нему.
Доводы жалобы в части использования устройства для обеззараживания воздуха, антисептиков и других мер индивидуальной защиты, направленных на разрыв механизма инфекции, не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых актов, направлены на переоценку установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств дела и доказательств.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм законодательства не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм КоАП РФ, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Вместе с тем, доводы жалобы о том, что необеспечение контроля за применением средств индивидуальной защиты при отпуске пищевой продукции (часть посетителей без масок) не образует нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а свидетельствует о невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности, заслуживают внимание.
Соответствующее требование об организации использования физическими лицами средств индивидуальной защиты (масок) при нахождении в торговом объекте или ином месте выполнения работ на момент выявления нарушения было закреплено в пункте 12.6 Указа Губернатора Пермского края от 20 августа 2020 года N 121 (в настоящее время норма отменена, а действие Указа приостановлено).
С учетом того, что остальные нарушения, допущенные ООО "Альфа Пермь", указывают на наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, оснований для переквалификации на часть 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ не имеется.
При невозможности переквалификации нарушение в виде необеспечения контроля за применением средств индивидуальной защиты при отпуске пищевой продукции подлежит исключению из общего объема вмененных нарушений, что не влияет на законность привлечения Общества к административной ответственности.
Вопреки доводам жалобы, выявленные в деятельности ООО "Альфа Пермь" нарушения указывают на наличие в его бездействии объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Рассматривая дело, судьи пришли к обоснованным выводам о виновности Общества в совершении правонарушения, поскольку оно имело реальную возможность для соблюдения действующих санитарных правил и выполнения противоэпидемических мероприятий в период возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, но не предприняло всех возможных мер. Иного из материалов дела не следует.
Оснований не согласиться с оценкой доказательств как относимых, допустимых, достоверных и в своей совокупности достаточных для установления виновности ООО "Альфа Пермь" в совершении вмененного административного правонарушения не имеется. Неустранимых сомнений в его виновности в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, не усматривается.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении и пересмотре дела требования статей 24.1, 26.1 КоАП РФ выполнены. Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела, соблюдены.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении судьей в соответствии с требованиями статей 29.7, 29.9 КоАП РФ вынесено постановление по делу об административном правонарушении, в котором содержатся сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, не нарушен.
Административное наказание в виде штрафа назначено ООО "Альфа Пермь" с учетом исключительных обстоятельств ниже минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, является обоснованным и справедливым.
При пересмотре дела по жалобе судьей краевого суда дело проверено в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, в полном объеме, исследованы все представленные в материалы дела доказательства, доводам жалобы дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и КоАП РФ, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
При таких данных, руководствуясь статьями 30.13-30.18 КоАП РФ, постановил:
постановление судьи Губахинского городского суда Пермского края от 18 февраля 2022 года, решение судьи Пермского краевого суда от 13 апреля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Альфа Пермь" изменить, исключить указание на то, что Обществом не обеспечен контроль за применением средств индивидуальной защиты при отпуске пищевой продукции (часть посетителей-покупателей без масок).
В остальной части эти судебные акты оставить без изменения, жалобу директора ООО "Альфа Пермь" Лихачевой М.А. - без удовлетворения.
Судья Т.Н. Чиркова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.