Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Чирковой Т.Н.
судей Сапрыгиной Л.Ю., Ладейщиковой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Ханты-Мансийского автономного округа-Югры" на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 07 июня 2022 года по административному делу N2а-3720/2022 по административному исковому заявлению Исмаилова Аскера Рамизовича к призывной комиссии города Сургут, военному комиссариату города Сургут и Сургутского района, Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Ханты-Мансийского автономного округа-Югры" о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Чирковой Т.Н, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Исмаилов А.Р. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения призывной комиссии города Сургут от 10 декабря 2021 года о призыве на военную службу.
Требования мотивировал тем, что решение о призыве принято без обязательных диагностических исследований, без учета имеющихся у него заболеваний и жалоб на состояние здоровья, предполагающих необходимость проведения дополнительных обследований для уточнения диагноза заболевания.
Решением Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 25 февраля 2022 года административный иск оставлен без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 07 июня 2022 года решение суда отменено, принято новое решение об удовлетворении требований административного истца.
В кассационной жалобе, поданной 13 июля 2022 года, Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Ханты-Мансийского автономного округа-Югры" (далее - Военный комиссариат) просит отменить апелляционное определение как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Неявившиеся в судебное заседание лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом и заблаговременно, о причинах неявки не уведомили, поэтому судебная коллегия рассмотрела административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких оснований по настоящему административному делу не установлено.
Защита Отечества как одна из конституционных обязанностей гражданина Российской Федерации может быть реализована им, в частности, посредством несения военной службы в соответствии с федеральным законом, каковым в настоящее время является Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон о воинской обязанности).
Основной формой реализации данной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому согласно названному Федеральному закону подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22, статьи 23 и 24).
Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы статьей 26 Закона о воинской обязанности.
В силу пункта 1 статьи 5 названного Закона проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.
Пунктом 1 статьи 5.1 Закона о воинской обязанности установлено, что граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, а также в иных случаях, перечисленных в названной норме, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей.
Согласно пункту 3 этой статьи порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 названной статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.
В соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года (далее - Положение), призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте, призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования (пункт 20).
Пунктом 14 Положения, в частности, предусмотрено, что до начала освидетельствования при призыве на военную службу граждане проходят в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения следующие обязательные диагностические исследования: флюорография (рентгенография) легких в 2 проекциях (если она не проводилась или если в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев) с обязательным представлением при освидетельствовании флюорограмм (рентгенограмм); общий (клинический) анализ крови; общий анализ мочи; электрокардиография в покое; исследование крови на антитела к вирусу иммунодефицита человека, маркеры гепатита "В" и "С".
Обязанность проведения вышеназванных диагностических исследований закреплена также в пункте 7 действующей на момент возникновения спорных правоотношений Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 мая 2001 года N 240/168.
Врач-специалист, привлекаемый к медицинскому освидетельствованию призывника, изучив его анамнез, результаты клинико-инструментального исследования и оценив состояние здоровья, выносит заключение о категории его годности к военной службе (пункт 9 вышеназванной Инструкции).
Приведенные требования, регламентирующие процедуру проведения медицинского освидетельствования граждан Российской Федерации, подлежащих призыву на военную службу, предусматривают обязательное проведение всех вышеперечисленных исследований, в том числе диагностических, до принятия решения призывной комиссией об их призыве на военную службу.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что 08 декабря 2021 года в ходе мероприятий по призыву на военную службу Исмаилов А.Р. прошел медицинское освидетельствование, организованное призывной комиссией города Сургут.
В листе медицинского освидетельствования от 08 декабря 2021 года данные о результатах специальных исследований (лабораторных, рентгенологических, инструментальных и других) отсутствуют (л.д. 41).
Согласно медицинскому обоснованию Исмаилову А.Р. установлена категория годности "данные изъяты" (л.д. 42).
Решением призывной комиссии от 10 декабря 2021 года Исмаилов А.Р. признан годным к военной службе с "данные изъяты", призван на военную службу в другие части сухопутных войск (л.д. 43)
Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено и не оспаривается подателем жалобы, что решение о призыве на военную службу в отношении Исмаилова А.Р. принято без проведения всех необходимых исследований, фактически на основании данных объективного осмотра, зафиксированных в листе медицинского освидетельствования.
Отказывая в удовлетворении требований административного истца, суд первой инстанции исходил из того, что Исмаилов А.Р. не доказал наличие у него заболеваний, препятствующих определению категории годности к военной службе и требующих проведение дополнительных обследований.
Суд апелляционной инстанции этот вывод признал ошибочным, поскольку проведение всех предусмотренных нормативными правовыми актами исследований является необходимым для определения категории годности к военной службе.
Выводы суда апелляционной инстанции мотивированы, соответствуют требованиям закона и материалам административного дела, оснований для признания их неправильными не имеется.
Поскольку процедура медицинского освидетельствования в силу пункта 1 статьи 26 Закона о воинской обязанности включается в процедуру призыва гражданина на военную службу, установленные при рассмотрении дела ее нарушения правомерно признаны основанием для признания незаконным решения о призыве Исмаилова А.Р. на военную службу.
Суждения в кассационной жалобе о том, что Исмаилов А.Р. не был ограничен в праве предоставления медицинских документов о состоянии здоровья, выводы суда апелляционной инстанции не опровергают, поскольку обязательными, по смыслу вышеприведенных норм, для принятия решения о годности к военной службе являются результаты клинико-инструментального исследования, обязанность по организации которых возложена призывную комиссию.
Материалами дела достоверно подтверждено, что мер к проведению диагностического обследования Исмаилова А.Р. административными ответчиками не принималось, в том числе при освидетельствовании 08 декабря 2021 года, направления на исследования ему не выдавались.
Доказательств, свидетельствующих об обратном, административным ответчиком, на котором в силу положений части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лежит бремя доказывания законности оспариваемого решения, не представлено.
Ссылки в кассационной жалобе на судебные постановления, вынесенные по иным делам, не могут быть приняты во внимание, так как каждое административное дело рассматривается с учетом конкретных обстоятельств и представленных доказательств, не аналогичных обстоятельствам данного дела.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судом апелляционной инстанции были допущены существенные нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены судебного постановления.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329, статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 07 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Военного комиссариата - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 31 августа 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.