Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Степанова П.В, судей Тетюева С.В. и Феофиловой Л.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Лебедева Александра Васильевича на решение Троицкого районного суда Челябинской области от 21 июля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 10 августа 2022 года по административному делу N 2а-432/2022 по административному исковому заявлению Лебедева Александра Васильевича об оспаривании бездействия территориальной избирательной комиссии Троицкого района Челябинской области, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанова П.В, объяснения Лебедева А.В, подержавшего доводы кассационной жалобы, возражения представителя территориальной избирательной комиссии Троицкого района Челябинской области Мусабаева А.С, представителя Избирательной комиссии Челябинской области Кашновой В.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трошкиной А.В, полагавшей необходимым судебные акты оставить без изменения, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
в связи с досрочным прекращением полномочий одного из депутатов Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва, избранного по Троицкому одномандатному избирательному округу N 25 постановлением Избирательной комиссии Челябинской области от 9 июня 2022 года N 12/388-7 назначены дополнительные выборы кандидата на 11 сентября 2022 года.
Постановлением Избирательной комиссии Челябинской области от 9 июня 2022 года N 12/389-7 полномочия окружной избирательной комиссии по дополнительным выборам возложены на территориальную избирательную комиссию города Троицка.
Лебедев А.В, считая, что территориальной избирательной комиссией Троицкого района Челябинской области (далее - ТИК) допущено неправомерное бездействие по вопросам, связанным с организацией и обеспечением подготовки проведения дополнительных выборов при сборе подписей избирателей с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - ЕПГУ), выражающееся в том, что в личном кабинете избирателя (административного истца) невозможно проставление подписи в поддержку выдвижения кандидата, обратился в суд с настоящим административным иском.
Решением Троицкого районного суда Челябинской области от 21 июля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 10 августа 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В поступившей в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе административный истец просит об отмене состоявшихся по делу судебных актов, как незаконных, принятых с нарушением требований норм материального и процессуального права, и о принятии нового решения, в котором указать механизм защиты избирательных прав при проведении дополнительных выборов депутата.
Полагает, что апелляционное определение вынесено незаконным составом суда.
ТИК представлены письменные возражения относительно доводов кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения относительно неё, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований для отмены обжалуемых судебных актов не находит.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Особенности порядка производства по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации установлены главой 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в которой определены: субъекты, наделенные правом на обращение в суд с административным иском о защите избирательных прав; лица, которые могут являться административными ответчиками по данным делам; категории дел о защите избирательных прав; порядок и сроки их рассмотрения; порядок и сроки предъявления административных исковых заявлений о защите избирательных прав; особенности принятия судом решений по данной категории дел.
В частности, в статье 239 названной главы установлено, что избиратели вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) избирательной комиссии, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме (часть 1).
Определенный законодателем круг лиц, наделенных правом на обращение в суд в порядке главы 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, свидетельствует о том, что судебной защите подлежит не только право граждан избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления (активное избирательное право), но также их право быть избранными в указанные органы (пассивное избирательное право).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федеральный закон N 67-ФЗ), имеющим прямое действие и подлежащим применению на всей территории Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 1).
В силу пункта 8 статьи 20 Федерального закона N 67-ФЗ компетенция, полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также референдумов субъектов Российской Федерации, местных референдумов устанавливаются названным Федеральным законом, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
В целях обеспечения реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, а также оказания содействия комиссиям в реализации их полномочий может быть использована федеральная государственная информационная система "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (пункт 20 статьи 20 Федерального закона N 67-ФЗ).
В соответствии с пунктом 16.1 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации сбор подписей избирателей может осуществляться с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)". При этом законом субъекта Российской Федерации должно быть установлено количество подписей избирателей, которое может быть собрано с использованием указанной системы и которое не может превышать половину количества подписей избирателей, необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов.
Такая возможность предусмотрена Законом Челябинской области от 25 августа 2005 года N 398-ЗО "О выборах депутатов Законодательного Собрания Челябинской области".
Избиратель может поддержать выдвижение кандидата, списка кандидатов путем проставления подписи в подписном листе либо с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (пункт 16.3 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ).
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 24.10.2011 N 861 "О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)" Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации определено оператором, в том числе, федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
Постановлением ЦИК России от 04.06.2020 N 251/1852-7 утвержден Порядок сбора подписей избирателей с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Порядок), который помимо прочего определяет порядок проставления подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов с использованием ЕПГУ.
Гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом на соответствующих выборах, зарегистрированный на ЕПГУ, имеющий подтвержденную учетную запись, сведения о котором сопоставлены с регистром избирателей, участников референдума ГАС "Выборы", может поддержать выдвижение кандидата, списка кандидатов путем проставления подписи с использованием ЕПГУ в соответствии с пунктом 2.6 Порядка.
Для реализации указанной функции предусмотрен личный кабинет избирателя - персональный раздел ЕПГУ, предоставляющий пользователю ЕПГУ - физическому лицу, обладающему подтвержденной учетной записью, сведения о котором сопоставлены с регистром избирателей, участников референдума ГАС "Выборы", - доступ к размещенным на ЕПГУ цифровым сервисам для соответствующих участников избирательного процесса, в том числе по проставлению подписи в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.
К бездействию относится неисполнение (уклонение от исполнения) наделенными публичными полномочиями органом или лицом обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия
Согласно пункту 8 статьи 25 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" окружная избирательная комиссия осуществляет полномочия, перечисленные в данном пункте, а также иные в соответствии с законом.
Полномочия территориальных избирательных комиссий определены статьей 26 указанного Федерального закона.
Регулирование порядка сбора подписей избирателей в отношении сбора подписей избирателей с использованием ЕПГУ, равно как и обеспечения функционирования цифровых сервисов для участников избирательного процесса в полномочия указанных комиссий не входит.
Суды нижестоящих инстанций, установив, что Лебедев А.В. в ТИК, территориальную избирательную комиссию города Троицка, за оказанием ему содействия в вопросе обеспечения возможности выдвижения кандидата, путем проставления подписи с использованием ЕПГУ, не обращался, свое пассивное избирательное право реализовал, посредством заполнения подписного листа в поддержку своего самовыдвижения, при этом его подпись была признана действительной, а ТИК вменяемого ей оспариваемого бездействия, по вопросам, входящим к компетенцию комиссии, не допустила, пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований административного истца.
Разрешая заявленные требования, суды обеих инстанций подробно исследовали вопрос о полномочиях ТИК в связи с проведением дополнительных выборов, проанализировали соответствующие приведённые в обжалуемых актах нормы Федерального закона N 67-ФЗ, изучив процедуру
проставления подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов с использованием ЕПГУ и сопоставив с федеральным правовым регулированием, пришли к правильному заключению, что нарушений законодательства о выборах, ТИК не допущено.
Кроме того, полномочия окружной избирательной комиссии возложены на иную избирательную комиссию, которой также не допущено соответствующих нарушений.
Судебная коллегия считает, что при таких обстоятельствах нет оснований, предусмотренных статьей 200 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для вынесения частного определения.
Оснований полагать, что дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в незаконном составе, у Судебной коллегии не имеется.
Судья "данные изъяты". приказом Верховного Суда Российской Федерации от 08 декабря 2021 г. N 90КД/119 в соответствии со статьей 7.1 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации" с 01 января 2022 года привлечена к осуществлению правосудия в качестве судьи Челябинского областного суда.
Вопреки доводам кассационной жалобы дело правомерно рассмотрено по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Процессуальных нарушений, которые бы привели или могли привести к принятию неправильного решения, в том числе и тех, на которые указанно в кассационной жалобе, предшествующими судебными инстанциями при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Ссылки в кассационной жалобе, как и доводы административного иска, не могут служить основанием для удовлетворения требований Лебедева А.В, так как оспариваемое бездействие ни пассивного избирательного права административного истца, ни его активного избирательного права как избирателя не нарушает.
Вопреки доводам жалобы, исходя из характера заявленных требований, дело было рассмотрено с соблюдение правил подсудности, оснований для передачи дела для рассмотрения по существу в Верховный Суд Российской Федерации, не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции также находит обоснованным и соглашается с выводом суда апелляционной инстанции о том, что содержание и толкование соответствующих норм Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не вызывает сложностей, в связи с чем отсутствует необходимость обращения в Конституционный Суд Российской Федерации с соответствующим запросом.
Привлечение специалиста на стадии кассационного пересмотра, вступивших в законную силу судебных актов, процессуальным законом не допускается.
Оценка доказательств не относится к компетенции суда кассационной инстанции, а несогласие с оценкой доказательств судами первой и апелляционной инстанций и с их выводами об установленных на основе оценки доказательств обстоятельствах дела не является основанием для кассационного пересмотра судебных актов.
Материалы административного дела исследованы судами полно и объективно, обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судами правильно, всем установленным обстоятельствам дана надлежащая оценка, нормы материального права применены верно, процессуальных нарушений, влекущих отмену обжалуемых актов, судами не допущено.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты являются законным, оснований для их отмены по доводам, содержащимся в кассационной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Троицкого районного суда Челябинской области от 21 июля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 10 августа 2022 года ставить без изменения, кассационную жалобу Лебедева Александра Васильевича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Время рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции исключается из указанного выше шестимесячного срока.
Настоящее определение изготовлено в полном объеме 07 сентября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.