Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Чаус И.А.
судей Малоедовой Н.В, Чернецовой С.М.
с участием прокурора Павловой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4749/2021 по иску Мальковой Галины Васильевны к администрации г. Перми о взыскании компенсации за непроизведенный капитальный ремонт, по кассационной жалобе администрации города Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 17 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 23 марта 2022 года.
Заслушав доклад судьи Малоедовой Н.В, заключение прокурора Павловой О.А, полагавшей кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Малькова Г.В. обратилась в суд с иском к администрации города Перми, в котором просит взыскать компенсацию за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома, расположенного по адресу: "данные изъяты" в размере 637 065 руб, судебные расходы.
В обоснование заявленных требований указала, что являлась собственником жилого помещения - квартиры N "данные изъяты", расположенной в указанном доме. В 2017 году многоквартирный дом в установленном законом порядке был признан аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем 11 августа 2021 г. между истцом и ответчиком был заключен договор об изъятии жилого помещения, размер возмещения которым определен 4 006 795, 00 руб. При заключении договора об изъятии размер компенсации за непроизведенный капитальный ремонт не определялся.
Решением Ленинского районного суда г. Перми от 17 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 23 марта 2022 года, с администрации г. Перми в пользу Мальковой Г.В. взыскана компенсация за непроизведенный капитальный ремонт в размере 543 302, 00 руб, в удовлетворении остальной части требований отказано. С администрации г. Перми в пользу Мальковой Г.В. взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300, 00 руб, по оплате оценки в размере 15 000, 00 руб.
В кассационной жалобе заявитель просит об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании ст.ст. 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что отсутствуют установленные ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения судебных актов.
Судом установлено, что на основании договора купли-продажи квартиры от 19 августа 2002 Малькова Г.В. приобрела в собственность квартиру, общей площадью 81, 6 кв.м, расположенную по адресу: "данные изъяты" кв. 9 (л.д. 8).
Согласно заключению межведомственной комиссии при администрации Орджоникидзевского района г. Перми от 28 июля 2017 года N10/86 Комиссией выявлены основания для признания многоквартирного дома, расположенного по адресу: "данные изъяты", аварийным и подлежащим сносу (л.д. 59-60).
Многоквартирный жилой дом включен Постановлением Правительства Пермского края от 24 апреля 2018 года N217-п в региональную адресную программу по расселению аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019-2023 годы.
Распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми от 10 августа 2017 года NСЭД-059-11-01-04-133 многоквартирный дом, расположенный по адресу: "данные изъяты" признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 109), земельный участок под многоквартирным домом изъят для муниципальных нужд распоряжением начальника Департамента земельных отношений администрации г. Перми от 28.06.2021 N21-01-03-752 (л.д. 131).
Распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми от 31 мая 2021 года для муниципальных нужд изъято жилое помещение - трехкомнатная квартира N9 площадью 81, 6 кв.м, расположенная по адресу: г. Пермь, ул. Колвинская, д. 10 (л.д. 132).
Между муниципальным образованием город Пермь в лице управления жилищных отношений администрации г. Перми и истцом 11 августа 2021 года заключен договор N374-УЖО-БИ об изъятии жилого помещения (л.д. 11).
В договоре об изъятии размер возмещения за изымаемое жилое помещение определен сторонами на основании отчета об оценке ООО "Региональный центр независимой оценки" от 12 мая 2021 г. N 2021/638/1 в размере 4 006 795, 00 руб, включающий в себя рыночную стоимость жилого помещения 3 920 000, 00 руб, убытки: услуги по изготовлению отчета 8 000, 00 руб, услуги риелтора, грузоперевозки и грузчики, оплата госпошлины при покупке нового жилого помещения - 78 795, 00, 00 руб.
Согласно п. 1.5 договора возмещение за жилое помещение является окончательным и пересмотру не подлежит.
Факт аварийности многоквартирного дома сторонами не оспаривался, как и факт отсутствия проведенных капитальных ремонтов в многоквартирном доме. Согласно ответу ГБУ ПК "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края" от 18.11.2021 сведения о проведенных капитальных ремонтах отсутствуют (л.д. 57).
В подтверждение размера компенсации за непроизведенный капитальный ремонт истцом к исковому заявлению представлен отчет об оценке N 8952, выполненный ООО "Компания "Центр недвижимости" (л.д. 16-49), в котором размер компенсации определен 637 065, 00 руб.
Как следует из копии технического паспорта на домовладение по состоянию на 1999 г. (л.д. 34 оборот-45), заключения о техническом состоянии конструкций жилого дома N "данные изъяты", выполненного ООО "ПК Каллистрат" в июле 2017 года (л.д. 61-107), дом 1959 года постройки, сведения о проведенных капитальных ремонтах отсутствуют, фундамент, междуэтажное и чердачное перекрытия, конструкции крыши на момент обследования находились в аварийном состоянии, наружные стены находились в ограниченно-работоспособном состоянии, физический износ здания составлял 75%, проведение капитального ремонта на момент обследования не целесообразно.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.16 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", Обзором судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 г.), исходил из того, что наймодателем обязанность по производству капитального ремонта дома по адресу: "данные изъяты" не исполнялась, в результате чего произошло снижение уровня надежности здания, что является основанием для включения суммы компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в размер возмещения за изымаемое жилое помещение, однако, условия договора об изъятии принадлежащего истцу жилого помещения, заключенного между сторонами 11 августа 2021 года указание на такую компенсации не содержат, и пришел к выводу об удовлетворении требований Мальковой Г.В.
Определяя размер компенсации за непроизведенный капитальный ремонт, суд первой инстанции, руководствовался отчетом об оценке N 8952, выполненным ООО "Компания "Центр недвижимости", за исключением из расчетов сумм на работы по ремонту оконных и дверных внутриподъездных проемов, поскольку указанные виды работ не предусмотрены положениями ст. 166 Жилищного кодекса Российской Федерации, и установилразмер компенсации в сумме 543 302, 00 руб.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Выводы судов основаны на исследовании представленных доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам права, регулирующим возникшие отношения.
Доводы кассационной жалобы о том, что администрацией выполнены надлежащим образом все обязательства в соответствии с условиями заключенного между сторонами договора, размер возмещения был определен на основании отчета об оценке, в который включена компенсации за капитальный ремонт, исходя из сравнительного анализа объектов недвижимости, принятых во внимание оценщиком, обстоятельства снижения уровня надежности здания в связи с не проведением капитального ремонта спорного многоквартирного дома, судами не устанавливались и не исследовались, доказательств того, что непринятие мер по капитальному ремонту привело к признанию дома аварийным не представлено, как и доказательств необходимости проведения капитального ремонта, основанием для отмены судебных актов не являются.
Согласно положениям части 7 статьи 32 Жилищного кодекса РФ при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Как разъяснено в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г, выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.
Статьей 16 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусмотрено сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого помещения в доме, требующем капитального ремонта.
Невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, может служить основанием для предъявления собственником жилого помещения, приобретшим право собственности в порядке приватизации либо по иному основанию, требований о включении компенсации за произведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения.
Из материалов дела следует и установлено судом, что обязанность по проведению капитального ремонта многоквартирного дома по адресу: "данные изъяты" ответчиком исполнена не была. Вместе с тем, размер компенсации за непроизведенный капитальный ремонт договором не устанавливался.
Учитывая, что выплата компенсации за непроизведенный капитальный ремонт прямо предусмотрена законом, а соглашением сторон ее размер не определялся, у суда не имелось оснований для отказа в иске.
Вопреки доводам жалобы, как правомерно и обоснованно указал суд апелляционной инстанции, положения п.1.5 договора, устанавливающие окончательность цены, могут быть применены только к стоимости изымаемого помещения и дополнительных расходов, оговоренных договором, но не являются основанием для ограничения права истца на получение соответствующей компенсации, установленной законом.
По существу доводы кассационной жалобы направлены на установление иных обстоятельств и переоценку доказательств, которым судом первой и апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не могут служить основанием в пределах действия статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке.
Иных доводов жалобы, способных повлечь отмену принятых судебных актов, не имеется.
Таким образом, принятые судебные акты сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для их отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Перми от 17 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 23 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Перми - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.