Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гречкань Н.И, судей Чернецовой С.М, Малоедовой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело N2-26/2022 по иску Белых Светланы Васильевны к Пермскому краевому государственному унитарному предприятию "Теплоэнерго" о возложении обязанности произвести перерасчет за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и возложении обязанности не производить начисления за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, по кассационной жалобе акционерного общества "Пермский региональный оператор ТКО" на решение Кизеловского городского суда Пермского края от 8 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 16 мая 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Чернецовой С.М. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Белых С.В. обратилась с иском к Пермскому краевому государственному унитарному предприятию "Теплоэнерго" о возложении обязанности произвести списание выставленного счета за услугу по обращению с ТКО в период с 01 января 2019 года по 31 января 2022 года в сумме 9070, 20 руб, возложении обязанности не производить начисления за услугу по обращению с ТКО с 01 февраля 2022 года до момента организации специальной площадки.
В обоснование требований указала, что является собственником жилого дома по адресу: "данные изъяты", ей приходят квитанции за вывоз мусора с января 2019 года. Она их не оплачивает, т.к. контейнерная площадка по сбору накоплений ТКО по ул. Северная отсутствует. Услуга по вывозу ТКО ей не предоставляется.
Решением Кизеловского городского суда Пермского края от 8 февраля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 16 мая 2022 года, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе АО "Пермский региональный оператор ТКО" просит вышеуказанные акты отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права. В обоснование жалобы приводит довод о том, что обязанность по организации контейнерных площадок лежит на органах местного самоуправления, однако отсутствие контейнеров в шаговой доступности не свидетельствует о том, что жители территории не могли быть потребителями услуги по вывозу ТКО.
Судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции установила, что участники процесса надлежащим образом и своевременно извещены о времени и месте судебного разбирательства. Кроме того, информация о слушании по настоящему делу заблаговременно размещена на официальном сайте суда.
В судебное заседание Седьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, не явились, о причинах неявки не сообщали, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли. На основании ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Согласно ч.1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права, если эти нарушения привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что основания для отмены обжалуемых судебных постановлений отсутствуют.
При рассмотрении дела установлено, что Белых С.В. является собственником жилого дома по адресу: "данные изъяты"
ПКГУП "Теплоэнерго" является исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО на территории Пермского края.
Как следует из квитанций по оплате за услугу по обращению с ТКО Белых С.В. в период с 01 января 2019 года по январь 2022 года ПКГУП "Теплоэнерго" ежемесячно производятся начисления, указан адрес: "данные изъяты".
Из письма в адрес Главы администрации города Кизела от 02 декабря 2021 года следует, что в соответствии с приложениями N2 к порядку ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории г. Кизела, территория обслуживания места сбора бытовых отходов и мусора не определена для дома частной застройки по "данные изъяты". По состоянию на 30 ноября 2021 года Администрацией города Кизела в соответствии с постановлением от 14 марта 2019 N 182 "Об утверждении адресной схемы размещения мест (площадок) сбора и накопления твердых коммунальных отходов на территории города Кизела", в форме адресной схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города Кизела, не определены места накопления отходов (контейнерные площадки), информация о наличии согласованного места сбора ТКО с ПКГУП "Теплоэнерго" по адресу: "данные изъяты", отсутствует.
Из постановления N 182 от 14 марта 2019 администрации города Кизела "Об утверждении адресной схемы размещения мест(площадок) сбора и накопления твердых коммунальных отходов на территории города Кизела" следует, что адресная программа утверждена. В адресной схеме размещения мест адреса "данные изъяты" не имеется, содержаться сведения о размещении мест (площадок) накопления ТКО по ул. Советская, 2а (придомовая территория) и ул. Углегеологов, 8 (напротив дома).
В реестре мест(площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории г.Кизела, жилой дом по адресу: "данные изъяты" г.Кизел также отсутствует. Исходя из реестра по ул.Советская, 2а контейнерные площадки установлены для жителей МКД N 2а, по ул.Углегеологов, 8 установлены контейнерные площадки для жителей МКД NN6 и 8 ул.Углегеологов.
Ответчиком в период с января 2019 года по настоящее время осуществляется забор мусора с контейнерных площадок по адресу "данные изъяты" в г.Кизел. Кольцевой (мешковой) сбор с объездом частного сектора специализированным автотранспортом отсутствует.
Согласно представленным картографическим данным минимальное расстояние от адреса: "данные изъяты" до места расположения контейнерной площадки по адресу: г.Кизел, ул. "данные изъяты" составляет 1, 21 км, до ул "данные изъяты" расстояние составляет 1, 18 км. Указанное обстоятельство сторонами не оспаривалось.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствовался положениями ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 10 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучия населения", ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 14 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Правилами N 354, Правилами N 1156, п. 3.7.6 Правил и. норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170, п. 2.2.5 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест", утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 года N4690-88, и исходил из того, что истцу не оказывается услуга по обращению с ТКО, поскольку на территории, прилегающей к жилому дому истца, на расстоянии не более 100 м отсутствует контейнерная площадка для сбора бытовых отходов и мусора. Минимальное расстояние от данного жилого дома до места расположения ближайшей контейнерной площадки составляет более 1 км.
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции признал законными и обоснованными.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судами по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка.
Доводы кассационной жалобы о том, что материалы дела не содержат доказательств того, что услуга по вывозу ТКО истцу не предоставлялась, являются несостоятельными.
Согласно п.п. 148(1), 148(2) Правил N 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, из числа договоров, указанных в п.п. 148(4) - 148(6) названных Правил. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных названными Правилами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила N 1156) и форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - типовой договор).
В соответствии с п. 10 Правил N 1156 складирование ТКО в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Требования к расположению контейнерных площадок установлены пунктом 3.7.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 N 170, пунктом 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 05 августа 1988 N4690-88, согласно которым площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м.
Порядок предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, их права и обязанности, определены в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 N 354.
Поскольку ответчик указал только один способ вывоза ТКО - с контейнерных площадок, которые расположены на расстоянии более 1 км. от дома истца, доказательств применения иного способа накопления ТКО и извещения об этом истца, не предоставил, то суды правомерно пришли к выводу о том, что услуга по вывозу ТКО фактически истцу не оказывалась.
Вопреки доводам кассатора осуществление собственником жилого дома складирования отходов в местах (на площадках) накопления ТКО в спорный период не представлялось возможным ввиду отсутствия таких мест, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п. 3.7.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 N 170; п. 8.2.5 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 N 64).
В нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлено доказательства вывоза отходов в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2.2645-10, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 N 170 (от мест, удаленных не более 100 м), а также использования истцом ближайших площадок для накопления мусора согласно схеме, осуществления мешкового сбора мусора.
Таким образом, обществом не доказан факт оказания услуги по обращению с ТКО в необходимых для потребителя объемах и надлежащего качества (установленной периодичности).
Кроме того, ч. 15.1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что региональный оператор по обращению с ТКО отвечает за оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, начиная с места накопления ТКО, если иное не установлено договором.
Поскольку место накопления ТКО по адресу: Пермская область, г. Кизл, ул. Северная, 10 за период с 01 января 2019 по 31 января 2022 не было организовано, пакеты или другие емкости для сбора ТКО отсутствовали, то региональный оператор не нес ответственности за данную услугу и не вправе был выставлять плату за нее.
Презюмировать виновность истца в нарушении требований действующего законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, а именно в складировании отходов в неустановленных местах, не имелось.
То обстоятельство, что организация мест накопления ТКО и определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО отнесены к компетенции органа местного самоуправления, не освобождало ответчика от оказания услуги по вывозу ТКО иным способом (бесконтейнерным).
Поскольку региональным оператором не была своевременно выполнены встречная обязанность по размещению контейнера для вывоза ТКО для дома, принадлежащего истцу, либо по предоставлению пакетов или других емкостей, в случае отсутствия контейнерной площадки (п. 1 ст. 328 Гражданского кодекса Российской Федерации), а потребитель в связи с этим не имел возможности соблюсти п. 10 Правил N 1156, разместить ТКО в контейнерах или других емкостях, предоставленных региональным оператором, соответственно пользоваться услугами по обращению с ТКО, то вправе был приостановить исполнение своего обязательства по их оплате (п. 2 ст. 328 Гражданского кодекса Российской Федерации) и требовать перерасчета.
Принятые по делу решение суда первой инстанции и определение апелляционной инстанции вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Кизеловского городского суда Пермского края от 8 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 16 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Пермский региональный оператор ТКО" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.