Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Усенко Н.В. и Иванова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кузьменко А.С, действующего в интересах администрации муниципального образования г. Новороссийска Краснодарского края, на решение Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 28 декабря 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 12 апреля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Ланц И.Н. об оспаривании решения органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав объяснение представителя администрации муниципального образования г. Новороссийск по доверенности Муртазаева А.Ю, настаивавшего на удовлетворении кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ланц И.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории путем объединения земельных участков с кадастровыми номерами N и изменении вида разрешенного использования земельных участков на "гостиничное обслуживание".
Просила обязать административного ответчика изменить вид разрешенного использования арендуемых земельных участков с указанными кадастровыми номерами на "гостиничное обслуживание", утвердить схему расположения вновь образованного земельного участка, площадью 1326 кв. м на кадастровом плане территории и заключить с истцом договор аренды этого земельного участка с видом разрешенного использования - гостиничное обслуживание, с присвоением ему почтового адреса: "адрес"
Решением Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 28 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 12 апреля 2022 года, административное исковое заявление удовлетворено. Признано незаконным решение начальника управления имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования г. Новороссийск Краснодарского края от 11 ноября 2021 года N 02.02.7-16-7675/21 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории путем объединения земельных участков с кадастровыми номерами N в "адрес", и изменении вида разрешенного использования земельных участков на "гостиничное обслуживание".
На администрацию МО г. Новороссийск возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем принятия решения об изменении вида разрешенного использования названных земельных участков на "гостиничное обслуживание"; приведения видов разрешенного использования земельных участков в соответствии с классификатором видов разрешенного использования, установленных Правилами землепользования и застройки; утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории путем объединения земельных участков; заключения договора аренды вновь образованного земельного участка, площадью 1326 кв. м с основным видом разрешенного использования "гостиничное обслуживание" и присвоения почтового адреса: г. Новороссийск, ул. Рыбацкая, 1г.
В кассационной жалобе, поданной представителем администрации МО г. Новороссийск по доверенности Кузьменко А.С. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов как незаконных, и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 8 июня 2022 года, определением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 4 июля 2022 года, с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав объяснение представителя администрации МО г. Новороссийск по доверенности Муртазаева А.Ю, настаивавшего на доводах и требованиях кассационной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
Удовлетворяя исковые требования, суды указали, что объединение земельных участков с целью образования единого участка площадью 1326 кв. м с основным видом разрешенного использования "гостиничное обслуживание" не противоречит правилам землепользования и застройки администрации МО г. Новороссийск.
Суд кассационной инстанции считает такие выводы ошибочными в силу следующего.
Как следует из материалов дела, Ланц И.Н. обратилась управление имущественных и земельных отношений администрации МО г. Новороссийск с заявлением об объединении земельных участков с кадастровыми номерами N в районе ул. "адрес" и установлении единому земельному участку вида разрешенного использования "гостиничное обслуживание".
Письмом от 11 ноября 2021 года N 02.02.7-16-7675/21 в удовлетворении заявления отказано. В обоснование указано, что в соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 4 указанной статьи установлено, что образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.
При объединении смежных земельных участков образуется один земельный участок, и существование таких смежных земельных участков прекращается (пункт 1 статья 11.6).
Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 3 статьи 11.2).
В силу пункта 2 статьи 7, пункта 3 статьи 85 данного Кодекса допускается использование земельных участков их правообладателями в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
Постановлением главы администрации города-героя Новороссийска от 10 августа 2004 года N 1197 ООО "Новоросмедсервис" утвержден акт выбора земельного участка площадью 900 кв. м и разрешена разработка проектно-сметной документации под строительство культурно-оздоровительного комплекса в г. "адрес".
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
В свою очередь, орган местного самоуправления с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории, информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства испрашиваемого объекта.
В связи с отсутствием возражений населения по вопросу строительства культурно-оздоровительного комплекса на испрашиваемом земельном участке, администрацией МО г. Новороссийск 6 ноября 2002 года принято решение об утверждении акта выбора земельного участка ООО "Новоросмедсервис", площадью 900 кв. м в г. Новороссийске, п. Алексино, район ул. Рыбацкая и пр. Ленина.
Постановлением главы МО г. Новороссийск от 26 апреля 2006 года N 1210 ООО "Новоросмедсервис" предоставлен в аренду указанный земельный участок, 16 августа 2006 года заключен договор аренды земельного участка N 4700004125, сроком действия до 26 апреля 2025 года.
Данный земельный участок находится в муниципальной собственности МО г. Новороссийск, имеет кадастровый номер N2, установленные границы и площадь 904 кв. м, с видом разрешенного использования "под строительство культурно-оздоровительного комплекса", адресный ориентир: г. Новороссийск, ул. Рыбацкая, з/у 1Г.
Согласно дополнительному соглашению от 5 февраля 2018 года об уступке прав и обязанностей по договору аренды арендатором данного земельного участка является Ланц И.Н.
Земельный участок с кадастровым номером N, расположенный в районе ул. Рыбацкая г. Новороссийска, площадью 422 кв. м, находится в муниципальной собственности МО г. Новороссийск, состоит на государственном кадастровом учете с установленными границами и видом разрешенного использования "коммунальное обслуживание (код 3.1)".
Постановлением администрации МО г. Новороссийск от 7 декабря 2016 года N 10240 земельный участок с кадастровым номером N предоставлен ООО "Лилия-Р" в аренду для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения, на основании подпункта 4 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, без проведения торгов.
Вид разрешенного использования данного земельного участка не предполагает осуществление строительства объектов коммерческого назначения, предназначен исключительно для размещения объектов обеспечения коммунальными услугами, в частности: поставки воды, тепла, электричества, газа, предоставления услуг связи, отвода канализационных стоков, очистки и уборки объектов недвижимости (котельных, водозаборов, очистных сооружений, насосных станций, водопроводов, линий электропередач, трансформаторных и т.п.).
Ланц И.Н. является арендатором земельного участка с кадастровым номером N на основании договора цессии от 26 апреля 2021 года, заключенного с ООО "Лилия-Р".
Согласно статье 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, исчерпывающий перечень которых приведен в части 2 указанной статьи. Находящийся в муниципальной собственности земельный участок, предназначенный для "гостиничного обслуживания" может быть предоставлен гражданам и юридическим лицам после проведения торгов.
Учитывая, что указанный земельный участок предоставлен в аренду без проведения торгов для конкретного вида разрешенного использования "коммунальное обслуживание (код 3.1)", он может использоваться исключительно в указанных целях.
Пунктом 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка с видом разрешенного использования "гостиничное обслуживание", находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов не предусмотрено.
Объединение арендуемых земельных участков с изменением их вида разрешенного использования на "гостиничное обслуживание" не соответствует уставленным законом правилам предоставления земельных участков, находящихся в публичной собственности и имеет целью обход аукционных (конкурентных) процедур.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 3 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14 ноября 2018 года, самостоятельное изменение арендатором вида разрешенного использования земельного участка на иной из числа видов, предусмотренных градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда участок предоставлялся в аренду для определенного вида использования.
Из содержания подпункта 8 пункта 1 статьи 1, пункта 2 статьи 7, статьи 85 Земельного кодекса, пункта 9 статьи 1, частей 1, 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которые могут вестись землепользователем на предоставленном ему участке.
Земельным кодексом установлены различные порядок и процедуры предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для целей строительства и для целей, не связанных со строительством.
Из систематического анализа приведенных правовых норм следует, что произвольное изменение вида разрешенного использования земельного участка в рамках видов, предусмотренных градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда такое изменение не соответствует установленным законом правилам предоставления земельных участков, находящихся в публичной собственности.
Рассматриваемые земельные участки предоставлены на основании решения органа местного самоуправления с предварительным согласованием места размещения объекта и без проведения аукциона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом либо в соответствии с условиями договора, либо в соответствии с назначением имущества, если в договоре такие условия не определены.
Предоставление земельных участков в аренду было обусловлено обязанностью их использования арендатором исключительно в целях, в которых он предоставлялся.
Таким образом, неверным представляется вывод нижестоящих судов о незаконности оспариваемого решения органа местного самоуправления.
Кроме того, согласно пункту 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должно содержаться, в частности, указание на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению.
Суд не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, так как иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации и судов общей юрисдикции (статьи 10, 11, 118 Конституции Российской Федерации). Принимая решение о возложении обязанности принять решение по конкретному вопросу, суд не вправе предрешать, какое решение должно быть принято компетентным органом при реализации его полномочий.
В рассматриваемом деле суды не вправе были возлагать на орган местного самоуправления обязанность выполнить распорядительные действия в пользу истца в отношении объектов муниципальной собственности.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
На основании пункта 5 части 1 статьи 329 поименованного Кодекса суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе отменить либо изменить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новый судебный акт, не передавая административное дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций допущены ошибки в применении норм материального права, а также в оценке обстоятельств настоящего дела, судебная коллегия считает необходимым судебные акты нижестоящих судов отменить.
В силу того, что для исправления допущенных ошибок, после отмены судебных актов не требуются установление новых обстоятельств, представление, исследование и оценка доказательств, то суд кассационной инстанции полагает возможным принять новый судебный акт, не передавая дело на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 328 и 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 28 декабря 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 12 апреля 2022 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления Ланц И.Н. об оспаривании решения управления имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования г. Новороссийск отказать.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 16 августа 2022 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.В. Усенко
А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.