дело N 2-2680/2021
8г-14943/2022
г. Краснодар 1 сентября 2022 года
Резолютивная часть определения объявлена 1 сентября 2022 года.
Определение в полном объеме изготовлено 7 сентября 2022 года.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе:
председательствующего Харитонова А.С, судей Комбаровой И.В, Мельникова В.А, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Керчи Республики Крым на решение Керченского городского суда Республики Крым от 21 декабря 2021 года (судья Захарова Е.П.) и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 23 марта 2021 года (судьи Хмарук Н.С, Калюбина А.Г, Лозовой С.В.) по иску заместителя прокурора города Керчи в интересах Лютовой Анны Сергеевны к Администрации города Керчи Республики Крым, Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Керчи Республики Крым о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым, заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Харитонова А.С,
УСТАНОВИЛ:
заместитель прокурора города Керчи в интересах Лютовой Анны Сергеевны обратился с иском в суд к Администрации города Керчи и просил суд обязать Администрацию города Керчи предоставить благоустроенное жилое помещение по норме предоставления не менее 25 кв. м. общей площади жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений.
Требования мотивированы тем, что Лютова А.С. отнесена к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, достигшего возраста 18 лет, которая в силу норм действующего законодательства, в частности ЖК РФ, подлежит обеспечению жилым помещением. Однако до настоящего времени Лютова А.С. Администрацией города Керчи жильем не обеспечена.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 21 декабря 2021 года исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 23 марта 2021 года решение Керченского городского суда Республики Крым от 21 декабря 2021 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Администрации города Керчи Республики Крым - без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Администрация города Керчи Республики Крым обратилась в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, принять новое постановление по делу, которым в исковых требованиях отказать.
В кассационной жалобе заявитель указывает, что в данном случае на Администрацию города Керчи не представляется возможным возложить обязанность по предоставлению благоустроенного жилья без предоставления финансовых ресурсов, поскольку данные требования противоречат законодательству Российской Федерации. В связи с недофинансированием со стороны исполнительного органа на выполнение возложенных законодателем полномочий по приобретению и предоставлению вышеуказанной категории лиц благоустроенного жилья за счет субвенций из бюджета Республики Крым исполнение решение суда не предоставляется возможным. На основании этого, считает, что судами неверно истолкованы нормы материального права, а именно содержание и смысл действующего законодательства понимаются неверно, что привело, к неправильным выводам о возложении на ответчика обязанности по выполнению отдельных делегированных государственных полномочий - предоставлению благоустроенных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, без обеспечения финансовыми ресурсами из бюджета Республики Крым и как следствие, к принятию неверных судебных актов.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, кассационный суд общей юрисдикции пришел к выводу, что оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Как усматривается из материалов дела, согласно свидетельству о рождении серии 1-АП N 198366 Лютова Анна Сергеевна родилась "данные изъяты" года в г. Керчь Автономной Республики Крым Украина, родителями записаны: отец - Лютов Сергей Иванович, мать - Лютова Ирина Викторовна.
Заочным решением Керченского городского суда Автономной Республики Крым от 15 мая 2013 года Лютова Ирина Викторовна, "данные изъяты" года рождения, уроженка города Керчи лишена родительских прав в отношении дочери - Лютовой Анны Сергеевны, "данные изъяты" года рождения.
Сведения об отце Лютове Сергее Ивановиче указаны в свидетельстве о рождении со слов матери.
На основании постановления Администрации города Керчь "О включении Лютова А.С в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по г. Керчь" от 12 ноября 2015 года N 904/1-п, Лютова А.С, 1999 года рождения включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями.
Решением исполнительного комитета Керченского городского совета Автономной Республики Крым от 12 июля 2013 года N 350 решено обеспечить малолетнюю Лютову Анну Сергеевну, "данные изъяты" года рождения по достижении совершеннолетия вне очереди жилым помещением согласно действующему законодательству.
Из сообщения Администрации города Керчи Республики Крым от 23 ноября 2021 года N 12424/02-23 следует, что по состоянию на 23 ноября 2021 года очередность Лютовой А.С. по спискам детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения - N 32.
Согласно справке о регистрации N 553, выданной Управлением жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Керчи, Лютова А.С. зарегистрирована по адресу: "адрес" по настоящее время.
Согласно акту социального обследования семьи (клиента) от 22 ноября 2021 года N 1658 Лютова А.С. зарегистрирована в жилом помещении без удобств.
Из справки Государственного бюджетного учреждения Республики Крым "Керченский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи" от 22 ноября 2021 года N 01-09/2442 усматривается, что на данный момент Лютова А.С. проживает по адресу: г. "адрес", где она арендует жилое помещение. По окончании обучения Лютова А.С. планирует вернуться в родной город Керчь, но не имеет никакого жилого помещения для проживания и нуждается в жилом помещении.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии у Лютовой А.С. права на получение жилого помещения в соответствии с Законом N 159-ФЗ, Законом N 46-3PK/2015.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
В силу статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, лицам, из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений однократно предоставляются благо-устроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижению ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения или полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В соответствии с частью 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилье помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 8 Федерального Закона N 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Пунктом 2 постановления Совета Министров Республики Крым от 15 июля 2015 года N 404 "О некоторых вопросах по защите жилищных и имущественных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Крым обязаны принять меры к своевременному обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым.
Статья 9 Закона Республики Крым от 26 ноября 2014 года N 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечение родителей, и лиц из их числа в Республике Крым" предусматривает, что органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе: 1) по формированию Списка, установлению факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении; 2) по формированию специализированного жилищного фонда для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 3) по приобретению жилых помещений, предназначенных для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; 4) по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; 5) по осуществлению деятельности в части работ по ремонту жилых помещений, в которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
Положениями Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 92).
Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте (статья 99).
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (статья 109.1).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции, с которым согласилась апелляционная судебная коллегия, пришел к выводу, что в нарушение требований статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ ответчиком истцу не предоставлено благоустроенное жилое помещение, в связи с чем удовлетворил требования.
При этом судами обоснованно не приняты во внимание доводы Администрации города Керчи об отсутствии финансирования на цели предоставления жилого помещения за счет местного бюджета, поскольку предоставление специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений. Положения перечисленных норм не содержат указания и на срок предоставления данной категории граждан специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.
Согласно статье 11 Закона Республики Крым "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым" от 18 декабря 2014 года N 46-ЗРК/2014, финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета Республики Крым.
Общий объем субвенций на осуществление полномочий, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 8 настоящего Закона, определяется исходя из количества лиц, имеющих право на предоставление жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом, нормы предоставления жилого помещения, установленной настоящим Законом, и стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Субвенции, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, распределяются между всеми городскими округами, муниципальными районами пропорционально количеству лиц, которым должно быть предоставлено жилое помещение в очередном финансовом году в соответствующем муниципальном образовании, и количеству лиц, имеющих жилые помещения, за которыми сохранено право пользования, и утверждаются законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на очередной финансовый год и плановый период по каждому муниципальному образованию.
Советом министров Республики Крым принято постановление от 27 июля 2016 года N 359, которым утвержден Порядок расходования субвенции из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - Порядок).
Согласно пункту 4 данного Порядка, предоставление бюджетных средств бюджетам муниципальных образований в Республике Крым осуществляется главным распорядителем бюджетных средств в пределах субвенции, предусмотренной на указанные цели, и утвержденных лимитов бюджетных обязательств на основании, в порядке и сроки, предусмотренные соглашениями, заключенными между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и органом местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, а также на основании заявки на перечисление субвенции из бюджета Республики Крым бюджету муниципального образования.
Распределение субвенций между бюджетами муниципальных образований Республики Крым устанавливается законом Республики Крым о бюджете на очередной финансовый год и плановый период (пункт 5 Порядка).
При этом пунктом 6 данного Порядка установлены условия предоставления субвенций, наличие в бюджете Республики Крым бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств Республики Крым.
Условия предоставления субвенций, установленные пунктом 6 настоящего Порядка, должны быть исполнены органами местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым в полном объеме до даты заключения соглашения о предоставлении субвенции между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и администрацией муниципального образования.
Предоставление субвенций осуществляется в соответствии с настоящим Порядком и соглашением о предоставлении субвенции, заключенным между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и органом местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым.
Информация, указанная в заявке на перечисление субвенции, учитывается Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым при формировании прогноза кассовых выплат по расходам бюджета Республики Крым, необходимого для составления в установленном порядке кассового плана исполнения бюджета Республики Крым (пункты 7, 8, 9 данного Порядка).
Таким образом, отсутствие в настоящее время финансирования Администрации города Керчи Республики Крым со стороны органа исполнительной власти Республики Крым не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем.
Кассационный суд не усматривает оснований не согласиться с выводами нижестоящих судов.
Выводы судов по существу спора соответствуют установленным фактическим обстоятельствам и применимым нормам материального права.
Несогласие заявителя с выводами судов, основанными на оценке доказательств и нормах законодательства, не свидетельствует о неправильном применении и (или) нарушении ими норм материального и (или) процессуального права, повлиявшем на исход дела.
Доводы кассационной жалобы также не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судами были допущены существенные нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены вынесенных судебных постановлений.
Суды полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применил нормы права.
С учетом вышеизложенного, доводы кассационной жалобы о том, что судами нарушены нормы материального и процессуального права, подлежат отклонению как не соответствующие материалам дела и основанные на ошибочном понимании норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии с указанными нормами процессуального права судом установлен перечень указанных выше имеющих значение для дела обстоятельств, должным образом распределено бремя доказывания между сторонами.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 379.6 ГПК РФ).
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ не имеется.
На основании изложенного Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 379.7, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил:
решение Керченского городского суда Республики Крым от 21 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 23 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий А.С. Харитонов
Судьи И.В. Комбарова
В.А. Мельников
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.