Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Евтифеевой О.Э, Черемисина Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва, поданную через суд первой инстанции 17 июня 2022 г, кассационную жалобу Монгуш Снежаны Дурановны, поданную в суд кассационной инстанции 30 июля 2022г.
на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 26 мая 2022 г.
по административному делу N 2а-579/2021 по административному исковому заявлению Монгуш Снежаны Дурановны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва о признании незаконным отказа в государственной регистрации права и возложении обязанности зарегистрировать право собственности.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В, объяснения Чемезова Р.В, Куулар О.П, представляющих интересы Монгуш С.Д, Артыны Д.К, представляющей интересы Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва, поддержавших доводы кассационных жалоб, пояснения Кара-Сал Л.С, представляющей интересы Министерства земельных и имущественных отношений Респубики Тыва, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Монгуш С.Д. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности и возложении обязанности зарегистрировать право собственности.
Требования мотивирует тем, что 23 октября 2019 г. уведомлением N Росреестр отказал административному истцу в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером N общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенный по адресу: "адрес", с северной стороны гостиницы "Кызыл" с указанием на то, что вышеуказанный земельный участок относится к местам общего пользования, что является иным основанием для отказа в государственной регистрации права. Отказ полагает незаконным, поскольку вступившими в законную силу судебными актами были устранены все расхождения, явившиеся основанием, для приостановления государственной регистрации 7 декабря 2016 г. Все обстоятельства, подтверждающие право собственности на земельный участок, были установлены судебными актами, не подлежат доказыванию вновь.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 18 мая 2021 г. административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 26 мая 2022 г. решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 18 мая 2021 г. отменено, принято по делу новое решение, которым административное исковое заявление удовлетворено, признано решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва от 23 октября 2019 г. N об отказе государственной регистрации прав незаконным; на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва возложена обязанность рассмотреть повторно заявление Монгуш Снежаны Дурановны от 24 ноября 2016 г. о государственной регистрации права на земельный участок с кадастровым номером: N общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенный по адресу: "адрес" с северной стороны гостиницы "Кызыл" в течение 15 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу; на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва возложена обязанность сообщить об исполнении решения суда в месячный срок после вступления решения в законную силу административному истцу и в Кызылский городской суд Республики Тыва.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Республике Тыва просит отменить апелляционное определение и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В кассационной жалобе Монгуш С.Д. просит изменить апелляционное определение в части отказа в удовлетворении требования о возложении на административного ответчика обязанности по совершению действий по государственной регистрации права собственности на земельный участок и в указанной части принять новый судебный акт.
Относительно доводов кассационных жалоб Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва, Монгуш С.Д. представлены возражения и отзыв.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции нарушений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.
Из материалов дела следует и установлено судами, что на основании договора N от 26 августа 2016 г. купли-продажи земельного участка в собственность физическим и юридическим лицам, заключенного между Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва и Монгуш С.Д, по результатам проведенных торгов 4 августа 2016 г. во исполнение решения Кызылского городского суда от 25 марта 2016 г. по делу N 2-2206/2016, которым на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва была возложена обязанность завершить открытый аукцион по продаже земельного участка, исполнение которого проведено в ходе исполнительного производства N, возбужденного 9 июня 2016 г, в соответствии с протоколом результата завершения торгов по продаже земельного участка с разрешенным использованием (назначением) под строительство магазина, и распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва N N от 2 августа 2016 г. "Во исполнение решения суда" в собственность Монгуш С.Д. был передан земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес" с северной стороны гостиницы "Кызыл", в целях использования под строительство магазина площадью "данные изъяты" кв.м. Земельный участок передан на основании акта приема-передачи от 26 августа 2016 г.
24 ноября 2016 г. Монгуш С.Д. обратилась в Управление Росреестра по Республике Тыва с заявлением о регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", с северной стороны гостиницы "Кызыл", общей площадью "данные изъяты" кв.м.
Уведомлением Управления Росреестра по Республике Тыва от 7 декабря 2016 г. N государственная регистрация была приостановлена на основании пункта 4 статьи 19 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Основанием для приостановления государственной регистрации права явилось наличие в Едином государственном реестре прав (ЕГРП) в отношении испрашиваемого земельного участка запрета на совершение регистрационных действий на основании определений Кызылского городского суда Республики Тыва от 1 апреля 2011 г..и от 25 июня 2012 г..Государственная регистрация приостановлена до отмены указанных запретов. В уведомлении также сообщалось о том, что в протоколе открытого аукциона по продаже земельного участка от 4 августа 2016 г, представленного в качестве правоустанавливающего документа, указано, что аукцион проводился на основании статьи 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации, тогда как указанная статья регулирует порядок отвода земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Имелись ссылки на нарушение пунктов 3 и 32 Правил организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г..N 808. В уведомлении указывалось, что в приложенном к договору купли-продажи земельного участка "Расчёте оплаты по договору" написано, что выкуп земельного участка производится на основании Постановления Правительства Республики Тыва от 22 апреля 2016 г..N 122 "Об утверждении Порядка определения цены земельных участков при заключении договоров купли-продажи земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Тыва, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, приобретаемых без проведения торгов, если иное не установлено федеральными законами", тогда как Монгуш С.Д. не является собственником здания, сооружения, помещения, расположенных на земельном участке, в связи с чем указанный Порядок применяться не может.
Согласно уведомлению, также указано на несоответствие представленных в качестве правоустанавливающих документов требованиям законодательства. В частности, указано на несоответствие указанного основания проведения аукциона, нарушение порядка определения цены по договору купли-продажи земельного участка. В связи с указанными недостатками сообщено о направлении межведомственных запросов в Кызылский городской суд Республики Тыва, мэрию г..Кызыла, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва, в том числе запросов о предоставлении отчёта независимого оценщика, а также запроса о предоставлении информации об отнесении земельного участка к местам общего пользования. Указано также на несоответствие площади земельного участка, указанной в договоре сведениям о характеристиках земельного участка, внесенных в ЕГРП.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 17 октября 2017 г, вступившим в законную силу 21 февраля 2018 г, решение Управления Росреестра по Республике Тыва от 7 декабря 2016 г. о приостановлении государственной регистрации права собственности на земельный участок оставлено без изменения. Согласно мотивировочной части указанного решения, установлено наличие оснований для приостановления государственной регистрации права в связи с наличием запретов, установленных судом.
Определением Кызылского городского суда Республики Тыва от 17 апреля 2017 г, вступившего в законную силу 23 мая 2017 г, отменены меры по обеспечению иска, примененные на основании определения суда от 25 июня 2012 г, сведения об отмене запрета поступили в Управление Росреестра по Республике Тыва 12 мая 2017 г.
Монгуш С.Д. в орган регистрацию с заявлением был представлен протокол результатов завершения торгов от 4 августа 2016 г, содержащий указание, что аукцион был проведён на основании статьи 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации, с целью устранения недостатков поименованных в уведомлении о приостановлении государственной регистрации права собственности от 7 декабря 2016 г. был представлен протокол результатов завершения торгов от 4 августа 2016 г, в котором ссылка на статью 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации отсутствовала.
Уведомлением от 23 октября 2019 г. N Управлением Росреестра по Республике Тыва отказано в государственной регистрации права собственности на земельный участок на основании статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" по основанию, указанному в пункте 7 части 1 статьи 26 указанного Федерального закона.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что в ходе проведения экспертизы документов, Управлением Росреестра выявлены нарушения действующего законодательства при заключении договора купли-продажи земельного участка, и с учетом того, что определением суда был наложен запрет на совершение регистрационных действий, указанное не являлось единственным основанием для приостановления осуществления государственной регистрации права, поскольку причины, препятствующие государственной регистрации прав, устранены не были, административным ответчиком 23 октября 2019 г. обоснованно вынесено оспариваемое уведомление об отказе в государственной регистрации, которое требованиям закона соответствовало.
С выводами суда первой инстанции не согласился суд апелляционной инстанции. Отменяя решение суда, судебная коллегия, исследовав и оценив в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь положениями части 15 статьи 39.12 Земельного кодекс Российской Федерации, пункта 4 статьи 19 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущества и сделок с ним", статей 26, 27 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", пунктов 218-223 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 7 июня 2017 г. N 278, указала, что оспариваемый отказ в регистрации права земельного участка по приведённым в уведомлении основаниям является незаконным. Письмом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от 27 октября 2016 г, адресованным Монгуш С.Д, Министерство признало факт заключения договора купли-продажи земельного участка с ней, кроме того, решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 4 февраля 2021 г, вступившем в законную силу 12 марта 2021 г, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва отказано в признании недействительными результатов завершения торгов и договора купли-продажи земельного участка.
Оснований не согласиться с обоснованностью и правомерностью указанных выводов суда апелляционной инстанции не имеется. Все выводы, приведённые в апелляционном определении, мотивированы, основаны на обстоятельствах, установленных судами по результатам надлежащей правовой оценки представленных доказательств, и не противоречат нормам закона, регулирующим спорные правоотношения.
Оспаривая законность принятых по настоящему делу судебных актов, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Республики Тыва настаивают на необоснованности выводов суда апелляционной инстанции по существу заявленного требования, поскольку представленные на регистрацию документы не позволяли сделать вывод о соблюдении процедуры приобретения имущества у муниципального образования на торгах в частности ввиду отсутствия оценки земельного участка в целях определения начальной продажной цены. Данные доводы являлись предметом оценки суда апелляционной инстанции, обоснованно отклонены, поскольку соблюдение процедуры проведения торгов, а также законность заключённого договора купли-продажи земельного участка являлись предметом судебного контроля в рамках гражданского дела, при этом продавцу в удовлетворении требования было отказано. При таких данных у органа регистрации отсутствовали основания для отказа в регистрации по данному мотиву. Иные доводы данной кассационной жалобы, указывающие на наличие оснований для отказа в регистрации права ввиду недостатков представленных документов, подлежат отклонению, поскольку всем этим доводам уже дана надлежащая оценка судебной коллегией при исследовании доказательств в ходе судебного разбирательства, ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда апелляционной инстанции, в кассационной жалобе не содержится. Выводы суда, изложенные в апелляционном определении полностью подтверждены совокупностью собранных по делу доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка, в том числе исходя из критериев их допустимости и достоверности. Переоценка, представленных в материалах дела доказательств, по доводам заявителя не может быть осуществлена на стадии кассационного производства в силу положений части 3 статьи 329 КАС РФ.
Доводы административного истца о необходимости возложения на административного ответчика обязанности по осуществлению регистрационных действий подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм процессуального права. Признавая незаконными действия органа регистрации, суд не вправе вмешиваться в его компетенцию, применительно к обстоятельствам настоящего дела, возложение на административного ответчика обязанности повторного рассмотрения заявления влечет восстановление права административного истца.
Изложенные в кассационных жалобах доводы правовых оснований к отмене апелляционного определения не содержат, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции, и выражению несогласия с произведённой оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Оснований для отмены апелляционного определения по доводам, изложенным в кассационных жалобах, Судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 26 мая 2022 г. оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 6 сентября 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.