Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Евтифеевой О.Э, Лукьяновой Т.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Алтайского края, поданную через суд первой инстанции 2 июля 2022 г, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 11 мая 2022 г.
по административному делу N 2а-207/2021 по административному исковому заявлению прокурора Кытмановского района в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Алтайского края, Управлению имущественных отношений Алтайского края о возложении обязанностей.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В, возражения прокурора пятого отдела (апелляционно - кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Афонина А.А, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Кытмановского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнения) о возложении обязанности включить в реестр имущества государственной собственности Алтайского края, зарегистрировать право собственности и поставить на кадастровый учет объекты биологических отходов - скотомогильники, расположенные в Кытмаповском районе Алтайского края на территории: 1) Тягунского сельсовета (п.Кытманушка) с координатами: "данные изъяты" - широта, "данные изъяты" - долгота, 2) Иовотарабинского сельсовета (с.Новая Тараба) с координатами: "данные изъяты" - широта, "данные изъяты" - долгота, 3) Кытмановского сельсовета (с.Старая Тараба) с координатами: "данные изъяты" - широта, "данные изъяты" - долгота, 4) Кытмановского сельсовета (с.Сосновый Лог) с координатами: "данные изъяты" - широта, "данные изъяты" - долгота, 5) Дмитро-Титовского сельсовета (с.Дмитро- Титово) с координатами: "данные изъяты" - широта, "данные изъяты" - долгота, 6) Тягунского сельсовета (с.Новоозерное) с координатами: "данные изъяты" - широта, "данные изъяты" - долгота, 7) Кытмановского сельсовета (с.Кытманово) с координатами: "данные изъяты" - широта, "данные изъяты" - долгота, 8) Тяхгинского сельсовета (с.Тяхта) с координатами; "данные изъяты" - широта, "данные изъяты" - долгота, 9) Октябрьского сельсовета (п.Октябрьский) с координатами: "данные изъяты" - широта, "данные изъяты" - долгота, 10) Порошинского сельсовета (с.Порошино) с координатами: "данные изъяты" - широта, "данные изъяты" - долгота, 11) Сунгайского сельсовета (с.Супгай) с координатами: "данные изъяты" - широта, "данные изъяты" - долгота, 12) Семено- Красиловского сельсовета (с.Семено-Красилово) с координатами: "данные изъяты" - широта, "данные изъяты" - долгота, 13) Червовского сельсовета (с.Червово) с координатами: "данные изъяты" - широта, "данные изъяты" - долгота, 14) Тягунского сельсовета (с.Заречное) с координатами: "данные изъяты" - широта, "данные изъяты" - долгота.
Требования мотивирует тем, что названные скотомогильники не оформлены в собственность Алтайского края, являются бесхозяйными, пять из них - действующие. В этой связи безопасность утилизации биологических отходов не обеспечена, чем создана реальная угроза заражения грунта, подземных вод, животных опасными инфекциями, что может привести к причинению вреда жизни и здоровью людей, возникновению чрезвычайных ситуаций. Непринятие мер к постановке на кадастровый учет данных объектов может повлечь утрату сведений об их месте нахождения, возможности осуществления контроля, однако мер к их постановке на кадастровый учет и принятию в собственность Алтайского края не принимается.
Решением Кытмановского районного суда Алтайского края от 22 декабря 2021 г. административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 11 мая 2022 г. принят отказ прокурора Кытмановского района Алтайского края от административного иска в части требований к Правительству Алтайского края, Управлению имущественных отношений Алтайского края о возложении обязанности включить в реестр имущества государственной собственности Алтайского края, поставить на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на скотомогильники, расположенные в Кытмановском районе Алтайского края на территории: 1) Тягунского сельсовета (п.Кытманушка) с координатами: "данные изъяты" - широта, "данные изъяты" - долгота, 2) Тягунского сельсовета (с.Новоозерное) с координатами: "данные изъяты" - широта, "данные изъяты" - долгота, 3) Кытмановского сельсовета (с.Кытманово) с координатами: "данные изъяты" - широта, "данные изъяты" - долгота, 4) Сунгайского сельсовета (с.Сунгай) с координатами: "данные изъяты" - широта, "данные изъяты" - долгота, к Правительству Алтайского края о возложении обязанности включить в реестр имущества государственной собственности Алтайского края, поставить на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на скотомогильник, расположенный на территории Тяхтинского сельсовета (с.Тяхта) с координатами: "данные изъяты" - широта, "данные изъяты" - долгота, а также к Управлению имущественных отношений Алтайского края о возложении обязанности включить в реестр имущества государственной собственности Алтайского края скотомогильник, расположенный на территории Тяхтинского сельсовета (с.Тяхта) с координатами: "данные изъяты" - широта, "данные изъяты" - долгота.
Решение Кытмановского районного суда Алтайского края от 22 декабря 2021 г. отменено, производство по административному делу в части требований, от которых принят отказ, прекращено, в остальной части вынесено новое решение.
На Правительство Алтайского края, Управление имущественных отношений Алтайского края возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к включению в реестр государственного имущества Алтайского края сведения, постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности в отношении скотомогильников, расположенных в Кытмановском районе Алтайского края на территории: 1) Новотарабинского сельсовета (с.Новая Тараба) с координатами: "данные изъяты" - широта, "данные изъяты" - долгота, 2) Кытмановского сельсовета (с.Старая Тараба) с координатами: "данные изъяты" - широта, "данные изъяты" - долгота, 3) Кытмановского сельсовета (с.Сосновый Лог) с координатами: "данные изъяты" - широта, "данные изъяты" - долгота, 4) Дмитро-Титовского сельсовета (с.Дмитро-Титово) с координатами: "данные изъяты" - широта, "данные изъяты" - долгота, 5) Октябрьского сельсовета (и.Октябрьский) с координатами: "данные изъяты" - широта, "данные изъяты" - долгота, 6) Порошинского сельсовета (с.Порошино) с координатами: ("данные изъяты" - широта, "данные изъяты" - долгота, 7) Семено-Красиловского сельсовета (с.Семсно-Красилово) с координатами: "данные изъяты" - широта, "данные изъяты" - долгота, 8) Червовского сельсовета (с.Червово) с координатами: "данные изъяты" - широта, "данные изъяты" - долгота, 9) Тягунского сельсовета (с.Заречное) с координатами: "данные изъяты" - широта, "данные изъяты" - долгота.
На Управление имущественных отношений Алтайского края возложена обязанность в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу поставить на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на скотомогильник, расположенный на территории Тяхтинского сельсовета (с.Тяхта) с координатами: "данные изъяты" - широта, "данные изъяты" - долгота.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить апелляционное определение и оставить решение суда в силе.
Относительно доводов кассационной жалобы прокуратурой Алтайского края принесены возражения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции нарушений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.
Из материалов дела следует и установлено судами, что приказом Управления ветеринарии Алтайского края от 2 июля 2021 г. N 118-п в перечень скотомогильников (биотермических ям), подлежащих ликвидации в 2024 г. включены скотомогильники:
1) на территории Новотарабинского сельсовета (с.Новая Тараба), площадь 200 кв.м, 1 яма, первое захоронение в 1993 г, законсервирован;
2) на территории Кытмановского сельсовета (с.Старая Тараба) площадь 200 кв.м, I яма, первое захоронение в 2007 г, законсервирован;
3) на территории Кытмановского сельсовета (с.Сосновый Лог) площадь 200 кв.м, 1 яма, первое захоронение в 2008 г, законсервирован;
4) скотомогильник на территории Дмитро-Титовского сельсовета (с.Дмитро- Титово) площадь 100 кв.м, 1 яма, первое захоронение в 2007 г, законсервирован;
5) скотомогильник на территории Октябрьского сельсовета (и.Октябрьский) площадь 200 кв.м, 1 яма, первое захоронение в 2003 г, законсервирован;
6) скотомогильник на территории Порошинского сельсовета (с.Порошино) площадь 600 кв.м, 1 яма, первое захоронение в 2015 г, законсервирован;
7) скотомогильник на территории Семено-Красиловского сельсовета (с.Семено- Красилово) площадь 200 кв.м, 1 яма, первое захоронение в 1999 г, законсервирован;
8) скотомогильник на территории Червовского сельсовета (с.Червово) площадь 200 кв.м, 1 яма, первое захоронение в 1992 г, законсервирован;
9) скотомогильник на территории Тягунского сельсовета (с.Заречное) площадь 300 кв.м, 1 яма, первое захоронение в 1995 г, законсервирован.
На территории Кытмановского района имеется пять действующих скотомогильников, расположенных на территории Тягунского сельсовета (п.Кытманушка), Кытмановского сельсовета (с.Кытмаиово), Сунгайского сельсовета (с.Сунгай), Тягунского сельсовета (с.Новоозерное), Тяхтинского сельсовета (с.Тяхта).
Распоряжением Правительства Алтайского края от 6 октября 2020 г. N312-р в редакции, действующей с 8 июня 2021 г, в соответствии Перечнем (пункты 66-70) вышеуказанные скотомогильники приняты в собственность (первые три 6 октября 2020 г, остальные - 8 июня 2021 г.). Этим же распоряжением Управлению имущественных отношений Алтайского края поручено обеспечить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности Алтайского края в отношении приведенного имущества.
Как следует из выписок из реестра краевого имущества от 6 сентября, 9 декабря 2021 г, названные скотомогильники не позднее 6 сентября 2021 г. включены в реестр имущества государственной собственности Алтайского края.
Управлением имущественных отношений Алтайского края 5 июля 2021 г. был заключен государственный контракт N по изготовлению технических планов на скотомогильники, в том числе в отношении скотомогильника в Тяхтинском сельсовете (с.Тяхта), с установлением срока исполнения - 30 календарных дней со дня заключения договора.
В материалы дела представлен технический план в отношении названного скотомогильника с указанием даты изготовления подрядчиком "данные изъяты" 3 августа 2021 г.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводам об отсутствии оснований для возложения на административных ответчиков обязанности включить девять недействующих скотомогильников в реестр государственного имущества Алтайского края, принять меры для их постановки на кадастровый учет и регистрации права собственности, поскольку в их отношении принято решение о ликвидации, в связи с чем расходование средств краевого бюджета на проведение кадастровых работ и государственную регистрацию права собственности нецелесообразно, оснований для возложения на Управление имущественных отношений Алтайского края обязанности по поставке на кадастровый учет и регистрации права собственности на скотомогильник, расположенный на территории Тяхтинского сельсовета (с.Тяхта), не имеется, поскольку бездействия не усматривается, собственник определен, мероприятия по его постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности осуществляются.
Судом апелляционной инстанции принят отказ прокурора Кытмановского района Алтайского края от административного иска и прекращено производство по административному делу в части требований к Правительству Алтайского края, Управлению имущественных отношений Алтайского края о возложении обязанности включить в реестр имущества государственной собственности Алтайского края, поставить на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на скотомогильники, расположенные в Кытмановском районе Алтайского края на территории: 1) Тягунского сельсовета (п.Кытманушка) с координатами: "данные изъяты" - широта, "данные изъяты" - долгота, 2) Тягунского сельсовета (с.Новоозерное) с координатами: "данные изъяты" - широта, "данные изъяты" - долгота, 3) Кытмановского сельсовета (с.Кытманово) с координатами: "данные изъяты" - широта, "данные изъяты" - долгота, 4) Сунгайского сельсовета (с.Сунгай) с координатами: "данные изъяты" - широта, "данные изъяты" - долгота, к Правительству Алтайского края о возложении обязанности включить в реестр имущества государственной собственности Алтайского края, поставить на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на скотомогильник, расположенный на территории Тяхтинского сельсовета (с.Тяхта) с координатами: "данные изъяты" - широта, "данные изъяты" - долгота, к Управлению имущественных отношений Алтайского края о возложении обязанности включить в реестр имущества государственной собственности Алтайского края скотомогильник, расположенный на территории Тяхтинского сельсовета (с.Тяхта) с координатами: "данные изъяты" - широта, "данные изъяты" - долгота.
Отменяя решение суда, судебная коллегия указала, что скотомогильники независимо от принятия решения об их предстоящей ликвидации подлежат принятию в собственность Алтайского края с последующим осуществлением кадастрового учета и регистрацией права собственности. Исходя из специфики скотомогильников как объектов права, являющихся, прежде всего, земельными участками, под поверхностью которых погребены биологические отходы (трупы животных) либо их гуммированные остатки, оказывающие негативное влияние на окружающую среду, для реализации конституционных прав граждан необходимо исключить бесхозяйность названных объектов. Требования о возложении обязанностей по включению в реестр имущества государственной собственности Алтайского края, осуществлению кадастрового учета подлежащих ликвидации скотомогильников и регистрации права собственности на таковые направлены на защиту конституционных прав граждан, а потому подлежат удовлетворению.
Оснований не согласиться с обоснованностью и правомерностью указанных выводов суда апелляционной инстанции не имеется. Все выводы, приведённые в апелляционном определении, мотивированы, основаны на обстоятельствах, установленных судами по результатам надлежащей правовой оценки представленных доказательств, и не противоречат нормам закона, регулирующим спорные правоотношения.
Оспаривая законность апелляционного определения, заявитель указывается, что для возложения обязанности устранить нарушение прав неопределённого круга лиц, судом должны быть признаны незаконными действия (бездействия) органа исполнительной власти и установлено нарушение прав, однако административным истцом не были заявлены вышеуказанные требования. Выражает несогласие с выводами суда о возложении обязанности на подателя кассационной жалобы принять меры к включению в реестр государственного имущества Алтайского края сведения, постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности в отношении перечисленных скотомогильников. В полномочия Правительства Алтайского края, являющегося высшим исполнительным органом субъекта, не входят обязанности по ведению реестра краевого имущества, постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности объектов биологических отходов.
С доводами административного ответчика, изложенными в кассационной жалобе, согласиться нельзя исходя из следующего.
Осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Согласно положениям Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации: осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды - расходным обязательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 2 Федерального закона N 52-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу положений статьи 6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами.
Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации, относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также предусматривает возможность нахождения в собственности субъекта Российской Федерации имущества, необходимого для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильников (биотермических ям) (подпункт 49 пункта 2 статьи 26.3, подпункт "ц" пункта 2 статьи 26.11).
Скотомогильник - определенный в соответствии с природоохранными, санитарными и ветеринарными требованиями законодательства земельный участок, имеющий ограждение, специально оборудованный земляными ямами (траншеями) и (или) биотермическими ямами (ямами Беккари) для захоронения биологических отходов (пункт 3 Единых ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований, предъявляемых к объектам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утвержденных решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 февраля 2018 г. N 27).
Учитывая вышеизложенные нормы права, регулирующие спорные правоотношения, судебная колления, исходя из того, что на территории Кытмановского района Алтайского края находятся бесхозяйные скотомогильники, скотомогильники относятся к объектам недвижимого имущества, и в силу закона являются государственной собственностью, субъектами которой могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации, административный ответчик обязан обеспечить исполнение федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в отношении данных объектов, пришла к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований.
Вопреки доводам административного ответчика, отсутствие признания судом незаконного бездействия не является основанием для отмены правильного по существу судебного акта.
Данные доводы административного ответчика являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, им дана правовая и фактическая оценка, не согласиться с которой у Судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется оснований.
Судом апелляционной инстанции правомерно указано, что поскольку исходя из положений части 1 статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для удовлетворения заявленных требований необходимо установление факта неисполнения административным ответчиком возложенной на него законом обязанности, а административным ответчиком в нарушение требований части 2 статьи 62, части 1 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не было представлено доказательств проведения организационно-властных мероприятий, направленных на реализацию предусмотренных законом полномочий в сфере защиты населения от опасных болезней и в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, отсутствуют доказательства принятия в собственность Алтайского края спорных бесхозяйных скотомогильников, соответствующее незаконное бездействие явилось основанием для возложения на ответчика указанных в решении суда конкретных обязанностей в целях устранения нарушений прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
При наличии у Правительства края права зарегистрировать право собственности на скотомогильник, оформление прав на него, с учетом целей создания скотомогильников, является необходимым для защиты публичных интересов.
Не могут являться основанием для отмены судебного акта доводы кассационной жалобы об отсутствии у административного ответчика обязанности оформления права собственности на спорные скотомогильники, поскольку в данном случае, указанное имущество необходимо для реализации полномочий субъекта Российской Федерации в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, для организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней; наличие бесхозяйных скотомогильников может создать угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, тем самым нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права граждан на благоприятную окружающую среду.
Принятие в отношении спорных девяти скотомогильников управлением ветеринарии Алтайского края решения о ликвидации, не свидетельствует об отсутствии у Правительства Алтайского края обязанности принять их в собственность Алтайского края, поскольку, как правомерно указал суд апелляционной инстанции, исходя из специфики скотомогильников как объектов права, являющихся, прежде всего, земельными участками, под поверхностью которых погребены биологические отходы либо их гуммированные остатки, оказывающие негативное влияние на окружающую среду, для реализации конституционных прав граждан необходимо исключить бесхозяйность названных объектов и на период проведения работ, связанных с ликвидацией. Период ликвидации спорных скотомогильников определен до 2025 г, в связи с чем отсутствие собственника и, как следствие, контроля за состоянием скотомогильников может повлечь существенный вред окружающей среде, привести к чрезвычайной ситуации. Кроме того, принятие в собственность требуется и для исполнения обязанности по установлению санитарно-защитных зон в соответствии с Правилами установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 г. N 222.
Каких-либо новых доводов, способных на стадии кассационного рассмотрения поставить под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу судебного постановления и повлечь его отмену либо изменение, в кассационной жалобе не приведено.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, в том числе и тех, что указаны в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не допущено.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судом, рассматривавшим административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены оспариваемого судебного постановления в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 11 мая 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 8 сентября 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.