Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лукьянова Т.Г., рассмотрев без проведения судебного заседания кассационную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства, поданную 5 июля 2022 года, на определение судьи Бийского городского суда Алтайского края от 21 марта 2022 года и апелляционное определение судьи Алтайского краевого суда от 31 мая 2022 года
по административному материалу N 9а-197/2022 по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства к Администрации муниципального образования города Бийск о возложении обязанности исключить сведения о границах населенного пункта из Единого государственного реестра недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз, кассатор) обратилось в Бийский городской суд Алтайского края с административным исковым заявлением к Администрации муниципального образования города Бийск о возложении обязанности исключить сведения о границах населенного пункта из Единого государственного реестра недвижимости.
В обоснование требований указано, что решением Алтайского краевого суда от 26 февраля 2020 года признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Думы города Бийска Алтайского края от 23 декабря 2010 года N 193 "Об утверждении Генерального плана городского округа город Бийск" в части включения в границы города Бийска лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: Алтайского края, Бийского лесничества Бийско-Катунского участкового лесничества квартал 35 выделы 2, 4, 6, 14, 20, 21, 23, 35, 36, площадью 0, 9506 га, квартал 60 выдел 2, 4, площадью 1, 1137 га, квартал 61 выдел 2, 4, 22, площадью 1, 1946 га, квартал 62 выделы 1, 12, 21, площадью 0, 9964 га. Решение вступило в законную силу 21 июня 2020 года. В ходе проверки установлено, что Администрация города Бийска Алтайского края решение Алтайского краевого суда от 26 февраля 2020 года не исполнила в части исключения сведений из ЕГРН о границах населенного пункта, входящего в состав городского округа город Бийск. Таким образом, если действия (бездействие) органа местного самоуправления нарушают права и законные интересы, создают препятствия к осуществлению прав и реализации законных интересов Российской Федерации, в том числе в части изменения границ лесов, лесничеств и лесопарков, Рослесхоз, осуществляя контроль и надзор в области лесных отношений вправе в соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обратиться в суд с административным исковым заявлением. Федеральное агентство лесного хозяйства в силу изложенных обстоятельств лишено права реализации предоставленных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений, а именно полномочий, предусмотренных п. 5 Положения о Рослесхозе.
Определением судьи Бийского городского суда Алтайского края от 21 марта 2022 года, оставленным без изменения определением судьи Алтайского краевого суда от 31 мая 2022 года, административное исковое заявление возвращено.
В кассационной жалобе Федеральным агентством лесного хозяйства ставится вопрос об отмене судебных актов и направлении материала в суд для рассмотрения по существу. Выражают несогласие с выводами судов о подсудности дела арбитражному суду, поскольку заявленные требования не относятся к делам по экономическим спорам и другим делам, связанным с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Полагают, что заявленный административный иск подан в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
В соответствии с требованиями статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается без проведения судебного заседания.
Изучив материал, доводы кассационной жалобы, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Возвращая административное исковое заявление по основанию пункта 2 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья районного суда указал, что административное дело неподсудно данному суду. Критериями отнесения того или иного дела к компетенции арбитражных судов являются экономический характер требования и субъектный состав участников спора, поскольку поданный иск связан с осуществлением хозяйственной деятельности в сфере управления лесным фондом, сторонами по делу являются органы государственной власти, иск предъявлен в защиту экономических интересов, указанный спор относится к компетенции арбитражного суда.
Судья апелляционной инстанции согласился с выводом судьи первой инстанции, указав, что поскольку предметом административного иска является оспаривание бездействия по не направлению документов для исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений о границах муниципального образования в части включения земельных участков лесного фонда, спор связан с реализацией правомочий собственника земельных участков, что относится к экономической сфере деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, носит экономический характер, а потому подсуден арбитражному суду.
Суд кассационной инстанции не может согласится с выводами судов первой и апелляционной инстанций в связи со следующим.
Конституцией Российской Федерации каждому гарантировано право на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (часть 1 статьи 47).
Из содержания Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736 (далее - Положение о Рослесхозе), следует, что таким уполномоченным федеральным органом исполнительной власти является Рослесхоз, осуществляющий функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений (пункт 1).
Рослесхоз осуществляет в порядке и пределах, которые определены законодательством Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 данного Положения сфере деятельности (пункт 5.2 Положения о Рослесхозе).
Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства" названный орган согласовывает включение земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов, исключение земельных участков из границ населенных пунктов и включение их в состав земель лесного фонда, установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков земель лесного фонда.
Пунктом 5.4.2 Положения о Рослесхозе (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения от 11 июня 2011 г. N 37/2-214) установлены полномочия по рассмотрению в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда или земельных участков земель лесного фонда в земли других (иных) категорий, а пунктом 5.4.3 Положения - полномочия по рассмотрению схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции.
Пунктом 5.4.2 Положения о Рослесхозе установлены полномочия по рассмотрению в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда или земельных участков земель лесного фонда в земли других (иных) категорий, а пунктом 5.4.3 Положения - полномочия по рассмотрению схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции.
Таким образом, законодатель установилвозможность изменения категории земель лесного фонда, относящихся к федеральной собственности, при изменении границ населенных пунктов, исключительно по согласованию с собственником - Российской Федерацией в лице уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
Конституционный Суд Российской Федерации указал, что лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
В силу части 1 статьи 125 и части 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из материала следует, что решением Алтайского краевого суда от 26 февраля 2020 года признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Думы города Бийска Алтайского края от 23 декабря 2010 года N 193 "Об утверждении Генерального плана городского округа город Бийск" в части включения в границы города Бийска лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: Алтайского края, Бийского лесничества Бийско-Катунского участкового лесничества квартал 35 выделы 2, 4, 6, 14, 20, 21, 23, 35, 36, площадью 0, 9506 га, квартал 60 выдел 2, 4, площадью 1, 1137 га, квартал 61 выдел 2, 4, 22, площадью 1, 1946 га, квартал 62 выделы 1, 12, 21, площадью 0, 9964 га. Решение вступило в законную силу 21 июня 2020 года.
В соответствии с частью 1 статьи 40 КАС РФ государственные органы, должностные лица, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации могут обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, публичных интересов в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, данным кодексом и другими федеральными законами.
По смыслу пункта 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" согласно положениям статей 39, 40, части 4 статьи 218 КАС РФ органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, неопределенного круга лиц (публичных интересов).
Как следует из содержания административного искового заявления Федерального агентства лесного хозяйства, требования о возложении обязанности на Администрацию муниципального образования города Бийск исключить сведения о границах населенного пункта из Единого государственного реестра недвижимости предъявлены в защиту прав и законных интересов Российской Федерации. Рослесхоз в обоснование требований ссылается на неисполнение Администрацией муниципального образования города Бийск решения Алтайского краевого суда от 26 февраля 2020 года, которым признано недействующим решение Думы города Бийска Алтайского края от 23 декабря 2010 года N 193 "Об утверждении Генерального плана городского округа город Бийск" в части включения в границы города Бийска лесных участков, расположенных на землях лесного фонда.
Таким образом, Рослесхоз при осуществлении полномочий собственника земель лесного фонда - Российской Федерации является субъектом отношений оспариваемого бездействия, и вправе оспорить его в порядке статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ввиду чего доводы об обратном, приведенные в обжалуемых судебных актах, нельзя признать законными.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если дело неподсудно данному суду.
Принимая во внимание предмет и основания заявленных требований, исходя из содержания указанных норм права, с учетом того, что истец обращается и иском в связи с неисполнением судебного акта, принятого в соответствии с положениями КАС РФ, выводы судов о подсудности заявленных требований арбитражному суду, не могут быть признаны законными и обоснованными, основания для возвращения административного иска, установленные пунктом 2 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отсутствовали, судебные акты подлежат отмене с направлением материала на рассмотрение в суд первой инстанции для разрешения со стадии принятия.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
определение судьи Бийского городского суда Алтайского края от 21 марта 2022 года и апелляционное определение судьи Алтайского краевого суда от 31 мая 2022 года отменить, административный материал направить в суд первой инстанции для разрешения со стадии принятия.
Судья Т.Г. Лукьянова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.