Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Новожиловой И.А, судей Леонтьевой Т.В, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-880/2021 (УИД 75RS0008-01-2021-001153-47) по иску Козыкина Олега Ивановича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Краснокаменске Забайкальского края (межрайонное) о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, по кассационной жалобе Козыкина Олега Ивановича на решение Борзинского городского суда Забайкальского края от 27 декабря 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 12 апреля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Козыкин Олег Иванович (далее по тексту - Козыкин О.И.) обратился в Борзинский городской суд Забайкальского края с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Краснокаменске Забайкальского края (межрайонное) (далее по тексту - ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Краснокаменске Забайкальского края (межрайонное)) об обязании включить в стаж, дающий право на назначение пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N 437 "Об утверждении Списка должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в календарном исчислении, периоды работы с 10 января 1996 г. по 31 декабря 1997 г. и с 1 января 2004 г. по 31 декабря 2004 г. в Шерловогорской пожарной части N 27, с 1 января 2005 г. по 31 декабря 2008 г. в отряде пожарной охраны N 6 по охране Борзинского района Государственного учреждения "Противопожарная служба Читинской области", обязании назначить досрочную страховую пенсию с 4 марта 2021 г.
Протокольным определением Борзинского городского суда Забайкальского края от 29 сентября 2021 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: государственное учреждение "Центр обеспечения деятельности в области гражданской обороны и пожарной безопасности Забайкальского края" (далее по тексту - ГУ "Забайкалпожспас"), ФГКУ "1 пожарно-спасательный отряд Федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы ГУ МЧС России по Забайкальскому краю".
Определением Борзинского городского суда Забайкальского края от 28 октября 2021 г. произведена замена ненадлежащего ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Краснокаменске Забайкальского края (межрайонное) на надлежащего Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю (ОПФР по Забайкальскому краю).
Решением Борзинского городского суда Забайкальского края от 27 декабря 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 12 апреля 2022 г, исковые требования Козыкина О.И. удовлетворены частично. На ОПФР по Забайкальскому краю возложена обязанность включить в стаж Козыкина О.И. для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы в календарном исчислении с 10 января 1996 г. по 31 марта 1997 г. в должности пожарного бойца Шерловогорской пожарной части N 27 Управления Государственной противопожарной службы МВД по Читинской области, с 1 апреля 1997 г. по 31 декабря 1997 г, с 1 января 2004 г. по 31 декабря 2004 г. в должности начальника караула Шерловогорской пожарной части N 27 Управления Государственной противопожарной службы МВД по Читинской области. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Козыкин О.И. обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит решение Борзинского городского суда Забайкальского края от 27 декабря 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 12 апреля 2022 г. отменить в части, принять новое решение.
В обоснование доводов кассационной жалобы указал на незаконность и необоснованность судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций. Судами не установлены все юридически значимые обстоятельства, послужившие основанием для частичного отказа в удовлетворении исковых требований, не дана надлежащая правовая оценка совокупности доказательств, представленных по делу, выводы судов не соответствуют материалам дела, закон применен не верно, имеются процессуальные нарушения. Из анализа норм законодательства следует, что до 1 января 2005 г. отсутствовало понятие "противопожарная служба субъектов Российской Федерации", как и отсутствовала сама противопожарная служба субъектов Российской Федерации в принципе. Его общий стаж на соответствующих видах работ с учетом периодов, зачтенных пенсионным фондом, и периодов, подлежащих зачету по решению суда, составил 25 лет на дату обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости 4 марта 2021 г, у ответчика не имелось оснований для отказа ему в выплате пенсии. Подробно доводы приведены в кассационной жалобе.
ОПФР по Забайкальскому краю в возражениях на кассационную жалобу, представленных в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, указав на отсутствие оснований для назначения Козыкину О.И. досрочной страховой пенсии по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку досрочная пенсия по указанному основанию устанавливается исключительно работникам государственной противопожарной службы МЧС России, законность и обоснованность решения Борзинского городского суда Забайкальского края от 27 декабря 2021 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 12 апреля 2022 г, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 4 марта 2021 г. Козыкин О.И. обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Краснокаменске Забайкальского края (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Краснокаменске Забайкальского края (межрайонное) от 2 июня 2021 г. N 610 Козыкину О.И. отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого специального стажа (25 лет).
Пенсионным фондом в специальный стаж Козыкина О.И. не включены периоды работы: с 10 января 1996 г. по 31 декабря 1997 г. в Шерловогорской пожарной части N 27, в связи с отсутствием документального подтверждения постоянной занятости в течение полного рабочего дня; с 1 января 2004 г. по 31 декабря 2004 г. в Шерловогорской пожарной части N 27, с 1 января 2005 г. по 31 декабря 2008 г. в отряде пожарной охраны N 6 по охране Борзинского района Государственного учреждения "Противопожарная служба Читинской области", 27 октября 2017 г. в ФГКУ "1 отряд ФПС по Забайкальскому краю", так как указанные периоды выпиской из индивидуального лицевого счета не подтверждаются как стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
По представленным документам страховой стаж Козыкина О.И. на момент обращения в пенсионный фонд составил 38 лет 1 месяц 20 дней, специальный стаж в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" - 18 лет 00 месяцев 1 день.
Не согласившись с решением пенсионного фонда, Козыкин О.И. обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования в части включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в календарном исчислении, периода работы Козыкина О.И. с 10 января 1996 г..по 31 марта 1997 г..в должности пожарного бойца Шерловогорской пожарной части N 27 Управления Государственной противопожарной службы МВД по Читинской области, с 1 апреля 1997 г..по 31 декабря 1997 г, с 1 января 2004 г..по 31 декабря 2004 г..в должности начальника караула Шерловогорской пожарной части N 27 Управления Государственной противопожарной службы МВД по Читинской области, и отказывая в удовлетворении исковых требований в части включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периодов работы Козыкина О.И. с 1 января 2005 г..по 31 декабря 2008 г..в отряде пожарной охраны N 6 по охране Борзинского района Государственного учреждения "Противопожарная служба Читинской области", суд первой инстанции, руководствуясь статьями 14, 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г..N 665 "О списках работ, производств, профессий должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", Списком должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии
по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г..N 437, статьями 4, 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 г..N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г..N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности", оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, в том числе историческую справку ГУ "Забайкалпожспас" от 24 декабря 2021 г..N 2080, в которой указано, что ГУ "Противопожарная служба Читинской области" создано 1 декабря 2004 г..постановлением Администрации Читинской области от 2 ноября 2004 г..N 195-А/П "О создании государственного учреждения "Противопожарная служба Читинской области", с 26 декабря 2008 г..ГУ "Противопожарная служба Читинской области" переименовано в ГУ "Противопожарная служба Забайкальского края" (приказ от 27 января 2009 г..N 784), 10 апреля 2015 г..на основании распоряжения Правительства Забайкальского края от 24 октября 2015 г..N 636-р ГУ "Противопожарная служба Забайкальского края" реорганизована в форме слияния с ГУ "Центр обеспечения деятельности в области гражданской обороны и пожарной безопасности Забайкальского края"; Устав ГУ "Противопожарная служба Читинской области", утвержденного 24 ноября 2004 г, в котором целями учреждения указаны осуществление и обеспечение тушения пожаров и проведение, связанных с ними, аварийно-спасательных работ на территории Читинской области (за исключением пожаров на объектах критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия России, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), спасение людей
и имущества при пожарах, учредителем пожарной части являлась Читинская область (пункт 1.6), источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являлись средства областного бюджета (пункт 4.9); выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Козыкина О.И, зарегистрированного в системе обязательного пенсионного страхования с 22 января 1999 года, согласно которой периоды работы с 1 января 2004 г..по 31 декабря 2004 г..в отряде пожарной охраны N 3 Борзинского района УГПС УВД Читинской области, с 1 июля 2005 г..по 31 декабря 2008 г..в ГУ "Противопожарная служба Забайкальского края", с 1 января 2005 г..по 30 июня 2005 г..в отряде пожарной охраны N 6 по охране Борзинского района ГУ "Противопожарная служба Читинской области" представлены работодателем в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации без указания кода льготных условий труда 28-ПЖ, исходил из того, что после 1 января 2005 г..сотрудники противопожарной службы субъекта Российской Федерации не имеют права на назначение пенсии по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ.
Поскольку специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, на момент обращения с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости, составил менее 25 лет, суд не установилправовых оснований для удовлетворения исковых требований Козыкина О.И. об обязании пенсионного фонда назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения, с 4 марта 2021 г.
Проверив законность решения суда первой инстанции в обжалуемой части, в части отказа во включении в специальный стаж периода работы в ГУ "Противопожарная служба Читинской области" с 1 января 2005 г. по 31 декабря 2008 г, а также в части отказа в назначении страховой пенсии по старости, суд апелляционной инстанции с выводами суда и их правовым обоснованием согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее по тексту - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Согласно подпункту "л" пункта 1 указанного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населении территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, применяется Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N 437.
Указанным Списком предусмотрены должности пожарный (боец, респираторщик), начальники караула пожарной части (команды), части пожарной охраны.
В соответствии с положениями статей 4 и 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, пожарная охрана подразделялась на государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.
В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 1995 г. N 211 "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона пожарной безопасности" установление пенсии ранее общеустановленного пенсионного возраста (пенсия за выслугу лет) лицам указанной категории было также закреплено в пункте "о" части 1 статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
На основании Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В силу подпункта 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначалась ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" были внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 г. В соответствии с указанными изменениями Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации (часть 5 статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
Таким образом, досрочная страховая пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной федеральной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации данной нормой не установлено.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно абзаца 1 пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила от 2 октября 2014 г. N 1015).
Согласно пункту 10 указанных Правил, в случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные данные о периодах работы либо отсутствуют информация об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (пункт 11).
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае возникновении спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, в том числе в страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, порядке исчисления этого стажа, сведения о наличии такого стажа могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязанностью лица, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, и установив, что в период работы с 1 января 2005 г. по 31 декабря 2008 г. Козыкин О.И. работал в противопожарной службе субъекта Российской Федерации - в отряде пожарной охраны N 6 по охране Борзинского района Государственного учреждения "Противопожарная служба Читинской области", суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии у Козыкина О.И. права на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, поскольку правом на такую пенсию обладают только сотрудники федеральной противопожарной службы.
Доводы кассационной жалобы Козыкина О.И. об обратном не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
Предусмотренная действующим законодательством дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для сотрудников федеральной противопожарной службы и противопожарной службы субъектов Российской Федерации основана на объективных различиях в характере и содержании их профессиональной деятельности, обусловленных законодательно закрепленным разграничением функций, и не может, расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, занятых в противопожарных службах субъектов Российской Федерации.
Разрешение вопроса о расширении круга лиц, имеющих право на досрочное назначение страховой пенсии, за счет включения в него сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, является исключительной прерогативой законодателя и не относится к полномочиям судов общей юрисдикции.
Соответствующая правовая позиция изложена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2009 г. N 552-О-О "По запросу Шарьинского городского суда Костромской области о проверке конституционности подпункта 9 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и примененным нормам материального права.
В обжалуемых судебных постановлениях приведено исчерпывающее толкование норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Борзинского городского суда Забайкальского края от 27 декабря 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 12 апреля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Козыкина Олега Ивановича - без удовлетворения.
Председательствующий И.А. Новожилова
Судьи Т.В. Леонтьева
О.С. Андуганова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.