Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Фроловой Т.В, судей Латушкиной С.Б, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3958/2021, УИД 42RS0009-01-2021-006791-07 по иску Думчева Вадима Викторовича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Кемерово Кемеровской области - Кузбассу (межрайонное) о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости и включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 24 декабря 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 24 марта 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Думчев В.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Кемерово Кемеровской области - Кузбассу (межрайонное) (далее - УПФР по г. Кемерово Кемеровской области - Кузбассу (межрайонное) о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости и включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии.
В обоснование заявленных требований Думчев В.В. указал, что он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР по г. Кемерово Кемеровской области - Кузбассу (межрайонное) N от 31 марта 2021 г. в назначении пенсии отказано ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ.
В специальный страховой стаж на соответствующих видах работ пенсионным органом не включены периоды работы Думчева В.В. в должности машиниста-кочегара занятого на удалении золы в ЗАО "Котельщик" с 3 октября 1996 г. по 15 мая 1997 г, с 15 сентября 1997 г. по 28 марта 1998 г, с 30 марта 1998 г. по 15 мая 1998 г, с 15 сентября 1998 г. по 15 мая 1999 г, с 15 сентября 1999 г. по 15 мая 2000 г, с 15 сентября 2000 г. по 19 октября 2000 г, а также в должности инженера-маркшейдера в ОАО "Яшкинский цементно-шиферный комбинат" с 20 октября 2000 г. по 16 апреля 2001 г. Указанные периоды работы не включены в специальный страховой стаж по причине несоответствия записи профессии в трудовой книжке, профессиям, поименованным в Списке N 2, утверждённым Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N10.
Думчев В.В. полагает, что ненадлежащее оформление сведений при указании льготного характера работы не должно повлечь нарушение его прав на пенсионное обеспечение. ЗАО "Котельщик" и Яшкинский цементно-шиферный комбинат в настоящее время ликвидированы и получить справки об условиях и характере его работы не представляется возможным.
На основании изложенного, Думчев В.В. просил суд признать решение УПФР по г. Кемерово Кемеровской области - Кузбассу (межрайонное) N от 31 марта 2021 г. об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным; обязать ответчика включить в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. "О страховых пенсиях" периоды работы с 3 октября 1996 г. по 15 мая 1997 г.; с 15 сентября 1997 г. по 28 марта 1998 г.; с 30 марта 1998 г. по 15 мая 1998 г.; с 15 сентября 1998 г. по 15 мая 1999 г.; с 15 сентября 1999 г. по 15 мая 2000 г.; с 15 сентября 2000 г. по 19 октября 2000 г. в должности машинист - кочегар, занятый на удалении золы в ЗАО "Котельщик" и с 20 октября 2000 г. по 16 апреля 2001 г. в должности инженер - маркшейдер в ОАО "Яшкинский цементно-шиферный комбинат", и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 29 марта 2021 г.
Протокольным определением Центрального районного суда г. Кемерово от 24 декабря 2021 г. произведена замена ответчика УПФР по г. Кемерово Кемеровской области - Кузбассу (межрайонное) на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (далее также - ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу).
Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 24 декабря 2021 г. (с учетом определения об устранении описки от 29 декабря 2021 г.), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 24 марта 2022 г, исковые требования Думчева В.В. удовлетворены частично.
Признано незаконным решение УПФР по г. Кемерово Кемеровской области - Кузбассу (межрайонное) N от 31 марта 2021 г. об отказе Думчеву В.В. в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в части не включения в специальный стаж периодов работы с 3 октября 1996 г. по 15 мая 1997 г.; с 15 сентября 1997 г. по 28 марта 1998 г.; с 30 марта 1998 г. по 15 мая 1998 г.; с 15 сентября 1998 г. по 15 мая 1999 г.; с 15 сентября 1999 г. по 15 мая 2000 г.; с 15 сентября 2000 г. по 19 октября 2000 г. зольщиком ЗАО "Котельщик" и с 20 октября 2000 г. по 14 января 2001 г. и с 2 февраля 2001 г. по 16 апреля 2001 г. инженером - маркшейдером в ОАО "Яшкинский цементно-шиферный комбинат".
ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу обязано включить в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Думчеву В.В. периоды работы с 3 октября 1996 г. по 15 мая 1997 г.; с 15 сентября 1997 г. по 28 марта 1998 г.; с 30 марта 1998 г. по 15 мая 1998 г.; с 15 сентября 1998 г. по 15 мая 1999 г.; с 15 сентября 1999 г. по 15 мая 2000 г.; с 15 сентября 2000 г. по 19 октября 2000 г. зольщиком ЗАО "Котельщик" и с 20 октября 2000 г. по 14 января 2001 г. и со 2 февраля 2001 г. по 16 апреля 2001 г. инженером - маркшейдером в ОАО "Яшкинский цементно - шиферный комбинат".
ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу обязано назначить Думчеву В.В. досрочную страховую пенсию по старости с 29 марта 2021 г.
С ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу в пользу Думчева В.В. взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу просит отменить решение Центрального районного суда г. Кемерово от 24 декабря 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 24 марта 2022 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.
На основании части пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Думчев В.В. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 21 сентября 1998 г.
18 марта 2021 г. Думчев В.В. обратился в УПФР по г. Кемерово Кемеровской области - Кузбассу (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР по г. Кемерово Кемеровской области - Кузбассу (межрайонное) N от 31 марта 2021 г. в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа на соответствующих видах работ по Списку N 2 (в наличии - 0 лет 0 мес. 0 дней, при требуемом - 7 лет, 6 мес.). Также отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ (в наличии - 6 лет 01 мес. 11 дней, при требуемом - 12 лет 06 мес.).
В специальный страховой стаж, дающий основание для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не включены периоды работы Думчева В.В.:
- с 3 октября 1996 г. по 15 мая 1997 г. (07 мес. 13 дн.), с 15 сентября 1997 г. по 28 марта 1998 г. (06 мес. 14 дн.), с 30 марта 1998 г. по 15 мая 1998 г. (01 мес. 16 дн.), с 15 сентября 1998 г. по 15 мая 1999 г. (08 мес. 01 день), с 15 сентября 1999 г. по 15 мая 2000 г. (08 мес. 01 день), с 15 сентября 2000 г. по 19 октября 2000 г. (01 мес. 05 дней) - зольщик ЗАО "Котельщик", так как Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжёлыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утверждённым постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, профессия "зольщик" не поименована, стаж подтверждён индивидуальными сведениями без особых условий труда;
- с 20 октября 2000 г. по 16 апреля 2001 г. (05 мес. 26 дн.) - инженер-маркшейдер, так как Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжёлыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утверждённым постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, профессия "инженер-маркшейдер" не поименована, стаж подтверждён индивидуальными сведениями без особых условий труда.
Согласно записям в трудовой книжке Думчев В.В. 16 сентября 1996 г. принят слесарем 6 разряда в ЗАО "Котельщик", на основании приказа N-к от 2 октября 1996 г. переведён машинистом-кочегаром, занятым на удалении золы, 19 октября 2000 г. на основании приказа N-к от 19 октября 2000 г. уволен переводом в ОАО ЯЦШК, 20 октября 2000 г. на основании приказа N-к от 20 октября 2000 г. принят в ОАО Яшкинский цементно-шиферный комбинат в цех "карьер" на должность инженера- маркшейдера, проработал в указанном качестве до увольнения 16 апреля 2001 г. (приказ N-к от 16 апреля 2001 г.).
Из архивной справки Районного архива администрации Яшкинского муниципального района от 16 октября 2018 г. N следует, что Думчев В.В. 16 сентября 1996 г. был принят в ЗАО "Котельщик" слесарем 4 разряда (приказ N от 16 сентября 1996 г.), 3 октября 1996 г. переведён зольщиком 3 разряда (приказ N от 2 октября 1996 г.). Думчеву В.В, зольщику предоставлен очередной отпуск с 19 августа 1997 г. по 16 сентября 1997 г. на 25 рабочих дней, в том числе 1 день за вредные условия труда (приказ N от 20 августа 1997 г.), с 30 апреля 1998 г. по 2 июня 1998 г. - на 26 рабочих дней, в том числе 2 дня за вредные условия труда (приказ N от 5 мая 1998 г.). Думчеву В.В, машинисту (кочегару) котельной, занятому на золоудалении, предоставлен очередной отпуск с 13 мая 1999 г. по 18 июня 1999 г. на 31 рабочий день, в том числе 6 дней за вредные условия труда (приказ N от 11 мая 1999 г.), с 5 мая 2000 г. по 10 июня 2000 г. - на 31 рабочий день, в том числе 6 дней за вредные условия труда (приказ N от 27 апреля 2000 г.). 19 октября 2000 г. Думчев В.В. уволен по пункту 5 статьи 29 КЗоТ РФ, перевод, приказ N от 20 октября 2000 г. Данная справка также содержит сведения о предоставленных истцу отпусков без содержания, а именно 29 марта 1998 г, с 16 июня 1998 г. по 21 июня 1998 г.
Из информационного письма - сообщения от 9 июня 2014 г. N следует, что в котельной ЗАО "Котельщик" Яшкинского района Кемеровской области эксплуатировались паровые котлы ДКВР-20-13-3 шт. и КЕ-25-14-2 шт. Эксплуатировались котлы на твёрдом топливе (каменный уголь), период работы - отопительный сезон.
Из личной карточки Думчева В.В. следует, что в период его работы с 2 октября 1996 г. по 19 октября 2000 г. указана профессия "зольщик".
Архивной справкой от 16 октября 2018 г. N подтверждается, что в документах районного архива Яшкинского муниципального района имеются сведения о том, что Думчев В.В. 20 октября 2000 г. был принят в ОАО "Яшкинский цементно-шиферный комбинат" в цех Карьер инженером-маркшейдером, приказ N от 20 октября 2000 г. (так в документе). Думчеву В.В, (так в документе), цех карьер, с 15 января 2001 г. по 1 февраля 2001 г. предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, приказ N от 12 января 2001 г. (так в документе). Думчев В.В. (так в документе), инженер-маркшейдер цеха карьер, 16 апреля 2001 г. уволен по статье 31 КЗоТ РФ, собственное желание, приказ N от 16 апреля 2001 г. (так в документе).
Определением Центрального районного суда г. Кемерово от 23 сентября 2021 г. по ходатайству истца назначена государственная экспертиза условий труда, проведение которой поручено специалистам Министерства труда и занятости населения Кузбасса.
В заключении государственной экспертизы условий труда N от 8 декабря 2021 г. эксперт пришёл к выводам о том, что характер и условий труда Думчева В.В. в периоды его работы с 3 октября 1996 г. по 15 мая 1997 г, с 15 сентября 1997 г. по 28 марта 1998 г, с 30 марта 1998 г. по 15 мая 1998 г, с 15 сентября 1998 г. по 15 мая 1999 г, с 15 сентября 1999 г. по 15 мая 2000 г, с 15 сентября 2000 г. по 19 октября 2000 г. в качестве машиниста - кочегара, занятого на удалении золы и с 20 октября 2000 г. по 14 января 2001 г, со 2 февраля 2001 г. по 16 апреля 2001 г. качестве инженера-маркшейдера в ОАО "Яшкинский цементношиферный комбинат" соответствуют характеру и условиям труда Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утверждённого постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Думчева В.В. о признании за ним права на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", суд первой инстанции, руководствовался положениями пункта 2 части 1 статьи 30, частей 2, 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", оценив в совокупности представленные по делу доказательства по правилам статей 12, 56, 67 ГПК РФ, в том числе заключение экспертизы условий труда N от 8 декабря 2021 г, исходил из того, что работа Думчева В.В. в период с 3 октября 1996 г. по 15 мая 1997 г.; с 15 сентября 1997 г. по 28 марта 1998 г.; с 30 марта 1998 г. по 15 мая 1998 г.; с 15 сентября 1998 г. по 15 мая 1999 г.; с 15 сентября 1999 г. по 15 мая 2000 г.; с 15 сентября 2000 г. по 19 октября 2000 г. зольщиком ЗАО "Котельщик" и с 20 октября 2000 г. по 14 января 2001 г. и со 2 февраля 2001 г. по 16 апреля 2001 г. инженером - маркшейдером в ОАО "Яшкинский цементно - шиферный комбинат" соответствует работе, предусмотренной Списком N 2 от 26 января 1991 г, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
С учётом достижения истцом возраста 57 лет (в срок на 29 марта 2021 г.) и наличия у него специального стажа 9 лет месяца 11 дней, суд пришёл к выводу, что истец имеет право на назначение пенсии с 29 марта 2021 г.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Выводы судебных инстанций соответствуют установленным обстоятельствам дела и согласуются с положениями норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ) законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учётом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в редакции, действующей на момент обращения истца с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьёй 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 названного Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжёлыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьёй 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В статье 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ приведён перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного закона.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжёлыми условиями труда, применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжёлыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утверждённый Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N 2 от 26 января 1991 г.);
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжёлыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утверждённый Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учёта периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г. (далее - Список N 2 от 22 августа 1956 г.).
Списком N 2 от 22 августа 1956 г. предусматривалась профессия "зольщик" (раздел XIV "Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство для производственных целей", раздел XXXII "Общие профессии") "кочегары производственных котельных и производственных печей" (раздел XXXII "Общие профессии").
Согласно Списку N 2 от 26 января 1991 г. право на льготное пенсионное обеспечение предоставлено "машинистам (кочегарам) котельной на угле и сланце, в том числе занятым на удалении золы" (раздел XXXIII "Общие профессии", позиция 23200000-13786), а также "маркшейдерам, маркшейдерам участковым" (раздел I Горные работы", позиция 2010100б-23181).
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 2 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, суммируются периоды следующих работ: работы с тяжёлыми условиями труда; работа в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах.
Суммирование периодов работ, указанных в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется в следующем порядке путём прибавления: к периодам работ, указанных в подпункте 2, - периодов работ, указанных в подпункте 1, а также периодов работ, указанных в подпунктах 5 - 7, 9, 12, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона (пункт 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516).
В силу пункта 4 указанных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьёй 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
При подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчёта и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила от 2 октября 2014 г. N 1015).
Пунктом 4 названных правил определено, что при подсчёте страхового стажа подтверждаются: а) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил (далее соответственно - периоды работы, периоды иной деятельности, иные периоды), до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - регистрация гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; б) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
Пунктом 10 Правил предусмотрено, периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 Правил от 2 октября 2014 г. N 1015.
Согласно пункту 11 Правил от 2 октября 2014 г. N 1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
Аналогичные положения содержатся и в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.
Из статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учёта являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования").
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учёт в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования").
На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счёт с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учёта (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования".
Исходя из положений подпункта 10.1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" в общей части индивидуального лицевого счёта застрахованного лица указываются в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в случае, если класс условий труда на рабочем месте по данной работе соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда), за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьёй 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также периоды, в течение которых работодателем в пользу работника уплачивались взносы по пенсионным договорам негосударственного пенсионного обеспечения, обязательным условием которых является выплата негосударственной пенсии ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с выполнением определённых пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работ на рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда признаны вредными и (или) опасными.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учёта, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учёту кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет приём и учёт сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учёта, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьёй 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчётности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведённых нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учёт используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счёт застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учёта могут быть подтверждены в судебном порядке путём представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 ГПК РФ.
Правильно применив к спорным отношениям приведённые нормативные акты, устанавливающие порядок и условия подтверждения стажа, наличие которого даёт право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, дав надлежащую оценку представленным в материалы дела доказательствам, суд первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя исковые требования о включении в специальный страховой стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ периоды его работы с 3 октября 1996 г. по 15 мая 1997 г.; с 15 сентября 1997 г. по 28 марта 1998 г.; с 30 марта 1998 г. по 15 мая 1998 г.; с 15 сентября 1998 г. по 15 мая 1999 г.; с 15 сентября 1999 г. по 15 мая 2000 г.; с 15 сентября 2000 г. по 19 октября 2000 г. зольщиком ЗАО "Котельщик" и с 20 октября 2000 г. по 14 января 2001 г. и со 2 февраля 2001 г. по 16 апреля 2001 г. инженером - маркшейдером в ОАО "Яшкинский цементно - шиферный комбинат" и возлагая на ответчика обязанность назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости, обоснованно исходил из того, что в спорные периоды истец работал по профессиям и в условиях, предусмотренных Списком N 2 от 26 января 1991 г, в связи с чем, довод кассационной жалобы об обратном является несостоятельным, как не подтверждённый материалами дела.
Правомерность данных выводов подтверждается, в том числе и заключением государственной экспертизы условий труда от 8 декабря 2021 г. N, согласно которому характер и условия труда Думчева В.В. в указанные периоды соответствуют работам, предусмотренным Списком N 2 от 26 января 1991 г.
Доводы кассационной жалобы о том, что профессии "зольщик" и "инженер-маркшейдер" не поименованы в Списке N 2 от 26 января 1991 г, отмену обжалуемых судебных актов не влекут.
Как следует из заключения государственной экспертизы условий труда при пересмотре Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (Выпуск 1. Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства (утв. Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31 января 1985 г. N 31/3-30)) наименование профессии "зольщик", предусмотренное по ранее действовавшим разделам ЕТКС издания 1969-1973 гг, было унифицировано в наименование профессии "машинист (кочегар) котельной". Унификация профессии "зольщик" в профессию "машинист (кочегар) котельной" прослеживается и в "Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих. Выпуск 67. Перечень алфавит профессий рабочих, помещённых в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, с указанием наименований профессий по ранее действовавшему ЕТКС" (утв. Госкомтрудом СССР).
Использование работодателем ненормированного наименования должности "инженер-маркшейдер" не является препятствием для включения в специальный стаж периода работы в данном качестве, так как слово "инженер" указывает не на самостоятельную должность, а лишь на уровень образования и квалификации. Право на пенсию по Списку N 2 от 26 января 1991 г. (позиция 2010100Б-23181) подтверждает и запись в личной карточке Думчева В.В, в которой местом работы истца с 20 октября 2000 г. по 16 января 2001 г. обозначен цех карьер, должность инженер-маркшейдер, далее указана норма закона ЗП12Б код 2010100Б-23181.
Доводы кассационной жалобы о том, что заключение государственной экспертизы труда, которое суд взял за основу решения, не является нормативным документом и не может применяться органами пенсионного обеспечения при назначении пенсии, отмену обжалуемых судебных постановлений не влекут.
Как следует из материалов дела государственная экспертиза условий труда назначена судом по ходатайству стороны истца с целью определения отношения работы истца в спорные периоды времени к работам, дающим право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", экспертиза поручена специалистам Министерства труда и занятости населения Кузбасса.
Заключение государственной экспертизы труда обоснованно принято судом в качестве допустимого доказательства, поскольку в силу статей 55, 86 ГПК РФ относится к доказательствам, учитываемым при рассмотрении дел в рамках гражданского судопроизводства. Судом дана надлежащая оценка указанному доказательству как в отдельности, так и в совокупности с другими доказательствами в соответствии с частью 3 статьи 86, и статьёй 67 ГПК РФ.
Выражая несогласие с судебными актами, заявитель приводит доводы, которые были предметом исследования и оценки судами первой и апелляционной инстанций, и по существу сводятся к иному толкованию норм материального и процессуального права и оспариванию указанных выше обстоятельств, основанных на оценке доказательств по делу, они не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке и основанием к отмене решения суда и определения судебной коллегии служить не могут, поскольку применительно к положениям статей 379.7, 390 ГПК РФ, кассационным судом общей юрисдикции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты.
Приведённые в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованных постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Центрального районного суда г. Кемерово от 24 декабря 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 24 марта 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.