Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного
суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Кожевниковой Л.П, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N54RS0035-01-2021-001638-14 (2-8/2022) по иску Ш.В.В. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Ш.В.В. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 26 мая 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, объяснения Шкурко В.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Ш.В.В. обратился с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области (далее- ОПФР по Новосибирской области) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости (л.д. 20, т.2).
В обоснование требований указал, что 18 января 2021 г. обратился в Управление пенсионного фонда в г. Татарске (далее- УПФР в г. Татарске) за назначением досрочной страховой пенсией по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее- Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), так как имел стаж на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и страховой стаж работы не менее 25 лет. В назначении пенсии ему было отказано, в связи с отсутствием требуемого стажа, с чем он не согласен, считает отказ незаконным.
Просил суд с учетом уточненных исковых требований решение УПФР в г. Татарске от 17 февраля 2021 г. признать незаконным, обязать ответчика включить в льготный стаж периоды работы: с 1 сентября 1998г. по 13 января 2000 г. кочегаром в производственном предприятии жилищно-коммунального хозяйства Кыштовского райисполкома (далее- ППЖКХ Кыштовского райисполкома); с 1 февраля 2001 г. по 15 мая 2001 г, с 15 октября 2001 г. по 15 мая 2002 г, с 1 октября 2002 г. по 15 мая 2003 г, с 1 октября 2003 г. по 15 мая 2004 г. - кочегаром в Кыштовском РОВД Кыштовского района Новосибирской области; с 17 сентября 2012 г. по 15 апреля 2013 г, с 15 октября 2013 г. по 2 апреля 2014 г, с 19 ноября 2014 г. по 29 мая 2015 г, с 19 октября 2015 г. по 30 апреля 2016 г. машинистом (кочегаром) котельной на угле в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении дополнительного образования детей Кыштовской детской школе искусств Кыштовского района Новосибирской области (далее- МКОУДОД Кыштовская детская школа искусств); с 15 сентября 2016 г. по 22 мая 2017 г, с 7 сентября 2017 г. по 7 июня 2018 г, с 3 сентября 2018 г. по 28 мая 2019 г, с 2 сентября 2018 г. по 12 мая 2020 г, с 4 сентября 2020 г. по 17 января 2021 г. кочегаром котельной на угле в обществе с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Союз" (далее -ООО УК "Союз"), возложить на ответчика обязанность назначить пенсию с момента обращения для назначения пенсии с 18 января 2021 г.
Решением Венгеровского районного суда Новосибирской области от 25 января 2022 г. исковые требования удовлетворены частично, суд незаконным решение пенсионного органа от 17 февраля 2021 г. N в части не включения в специальный стаж работы истца периодов работы: кочегаром в Кыштовском ППЖКХ с 1 ноября 1998 г. по 30 апреля 1999 г, с 1 октября 1999 г. по 4 января 2000 г.; кочегаром в Кыштовском РОВД с 1 января 2002 г. по 15 мая 2002 г, с 1 октября 2002 г. по 31 декабря 2002 г.; кочегаром в МКОУДОД "Кыштовская детская школа искусств" с 17 сентября 2012 г. по 31 мая 2013 г, с 15 октября 2013 г. по 2 апреля 2014 г, с 19 ноября 2014 г. по 29 мая 2015 г, с 19 октября 2015 г. по 30 апреля 2016 г.; машинистом котельных установок в ООО УК "Союз" с 15 сентября 2016 г. по 22 мая 2017 г, с 7 сентября 2017 г. по 7 июня 2018 г, с 3 сентября 2018 г. по 28 мая 2019 г, с 2 сентября 2019 г. по 12 мая 2020 г, дающих право для назначения досрочной пенсии по старости по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ. Суд возложил на пенсионный орган обязанность включить указанные периоды в стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному п. 2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28декабря 2013г. N 400 - ФЗ, назначить истцу пенсию по старости по указанному основанию с 14 ноября 2021 г. В удовлетворении остальной части исковых требований суд отказал.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 26 мая 2022 г. решение Венгеровского районного суда Новосибирской области от 25 января 2022 г. в части включения в специальный стаж периодов работы истца с 1 ноября 1998 г. по 31 декабря 1998 г. в должности кочегара в Кыштовском ППЖК, в должности машиниста котельных установок в ООО "Управляющая компания "Союз" с 15 сентября 2016 г. по 22 мая 2017 г, с 7 сентября 2017 г. по 7 июня 2018 г, с 3 сентября 2018 г. по 28 мая 2019 г, с 2 сентября 2019 г. по 12 мая 2020 г, в части признания незаконным решения пенсионного органа от 17 февраля 2021 г. N по указанным периодам, в части досрочного назначения истцу пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400 с 14 ноября 2021 г. отменено с принятием в указанной части нового решение, об отказе в удовлетворении данных требований. Суд апелляционной инстанции указал, что период работы в должности кочегара в Кыштовском ППЖК подлежит включению с 1 сентября 2019 г. по 30 апреля 2019 г. и с 1 октября 1999 г. по 4 января 2000 г. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Ш.В.В. ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 26 мая 2002 г, как незаконного принятого с нарушением норм материального права, ссылаясь на то, что в спорные периоды работал в тяжелых условиях труда, вины истца в том, что работодатель не оплачивал предусмотренные законодательством взносы и не выдал ему справку, подтверждающую льготный характер работы, не имеется.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции представитель ответчика не явился о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен. На основании ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для удовлетворения жалобы.
Судами установлено и следует из материалов дела, что основании заявления Ш.В.В. решением пенсионного органа от 17 февраля 2021 г. N в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по указанному основанию истцу включены периоды работы истца: машинистом-кочегаром котельной в МУП "ЖКХ МОКС" с 1 октября 2004 г. по 30 апреля 2005 г. (00 лет 07 месяцев 00 дней), с 1 октября 2005 г. по 31 мая 2003 г. (00 лет 08 месяцев 01 день), с 1 октября 2006 г. по 31 октября 2006 г. (00 лет 01 месяц 00 дней) - всего 01 год 04 месяца 02 дня.
Из специального стажа Ш.В.В. исключены вышеупомянутые периоды работы, всего исключено 08 лет 09 месяцев 23 дня. В назначении пенсии Ш.В.В. отказано, в связи с отсутствием на момент подачи заявления о назначении пенсии специального стажа.
Согласно сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица Ш.В.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, его страховой стаж составляет 37 лет 0 месяцев 11 дней.
Ш.В.В. не согласившись с данным решением, обратился в суд с вышеуказанным иском.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствуясь постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, Списком N 2 "Общие профессии", утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, пришел к выводу о том, что характер работы истца в спорные периоды подтверждается представленными доказательствами, в связи с чем возложил на ответчика обязанность включить вышеуказанные периоды в стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному п. 2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400- ФЗ и назначить ему пенсию с 14 ноября 2021 г.
Суд апелляционной инстанции не соглашаясь с выводами суда первой инстанции в части включения в специальный стаж периодов работы истца с 1 ноября 1998 г. по 31 декабря 1998 г. в должности кочегара в Кыштовском ППЖК, указал, что действительно в трудовой книжке Ш.В.В. имеется запись о том, что с 1 сентября 1998 г. он переведен кочегаром в Кыштовском ППЖКХ, в должности которого работал по 13 января 2000 г. Однако, период работы истца за ноябрь и декабрь 1998 года по расчетной ведомости оплачен как за работу по должности экскаваторщик в отделе "Автотранспорт", а именно: ноябрь 1998 г. за 192 час, декабрь за 240 час.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что указанный период был включен в стаж работы кочегара судом первой инстанции необоснованно, как необоснованно признал решение пенсионного органа по указанному периоду незаконным.
Суд апелляционной инстанции также отметил, что согласно расчетно-платежным ведомостям по заработной плате рабочих и служащих ППЖКХ Кыштовского района, в том числе Ш.В.В, его рабочим местом являлась баня, в спорные периоды был занят полный рабочий день: в 1998 г. ноябрь -192 час, декабрь - 240 час.; в 1999 г. январь - 255 час, февраль- 240 час, март- 216 час, апрель - 255 час, октябрь - 170 час, ноябрь - 222 час, декабрь - 193 час.; в 2000 г. январь - 160 час. Неполный рабочий день истец был занят: в 1998 г. сентябрь - 24 час, октябрь - 0 час, в 1999 г. май - 63 час, июнь - 8 час, июль - 52 час, август - 26 час, сентябрь - 56 час, поэтому суд первой инстанции правомерно не включил указанные периоды в специальный стаж.
Учитывая, что материалами дела подтверждается работа котельной бани-прачечной, расположенной на ул. Ленина в с.Кыштовка, относящейся к ППЖКХ Кыштовского района на каменном угле, шлак от переработки которого, складировался на территории бани и прачечной, работа истца в должности кочегара в котельной на твердом топливе в периоде с 1 января 1999 г. по 30 апреля 1999 г. и с 1 октября 1999 г. по 4 января 2000 г. подтверждена документально, также подтверждена занятость на полный рабочий день в указанный период, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о включении указанных периодов в специальный стаж истца.
Приходя к выводу об отсутствии основании для включения в специальный стаж периодов работы истца в должности машиниста котельных установок в ООО УК "Союз" с 15 сентября 2016 г. по 22 мая 2017 г, с 7 сентября 2017 г. по 7 июня 2018 г, с 3 сентября 2018 г. по 28 мая 2019 г, с 2 сентября 2019 г. по 12 мая 2020 г, суд апелляционной инстанции отметил, что согласно карты аттестации рабочего места по условиям труда N от 11 июня 2020 г. условия труда истца в должности машинист котельной установки отнесены в строке 3.0 к итоговому классу труда по вредным (опасным) факторам установлен 2, в строке 040 отмечено, что не имеется права на досрочное назначение трудовой пенсии.
Судом апелляционной инстанции, в целях проверки доводов апелляционной жалобы и юридически значимых обстоятельств по делу, в порядке п. 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16 был выполнен запрос в ООО "УК "Союз" о наличии предыдущей аттестации рабочего места истца и характере выполняемой им работы. Согласно поступившему ответу на запрос суда апелляционной инстанции от ООО "УК "Союз" дополнительные взносы в отношении Ш.В.В. за весь период его работы не уплачивались, поскольку характер работы машиниста котельных установок не связан с наличием вредных, тяжелых или сложных факторов. Работник обслуживает котел- автомат и не взаимодействует с открытым огнем. Проведенная в 2019-2020 годах специальная проверка условий труда это подтвердила: фактический уровень вредного фактора по всем показателям соответствует гигиеническим нормативам, класс (подкласс) и условий труда 2, право на досрочное назначение пенсии не возникает.
Суд апелляционной инстанции отметил, что на работодателей, применяющих труд работников на тяжелых и вредных работах, была возложена обязанность по уплате, начиная с 1 января 2013 г, дополнительных страховых взносов по соответствующим тарифам (ч. 6 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), а также было предусмотрено правило о том, что периоды такой работы, имевшие место после 1 января 2013 г, засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов; условия назначения трудовой пенсии по старости применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по таким работам, соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда (п. 3 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", ч. 6 ст. 30 и ч. 8 ст. 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Такое правовое регулирование направлено на реализацию права граждан, работавших на соответствующих видах работ, на пенсионное обеспечение с учетом объективно существующих вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, идентифицированных по результатам специальной оценки условий труда либо аттестации рабочих мест, с учетом уплаты работодателями за такие периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительному тарифу. (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2018 г. N 2250-0).
Суд апелляционной инстанции также принял во внимание правовую позицию, изложенную в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2017 г. N 315-0, согласно которой такое правовое регулирование, в том числе правило о том, что периоды такой работы, имевшие место после 1 января 2013 г, засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов, направлено на реализацию права граждан, работавших на соответствующих видах работ, на пенсионное обеспечение с учетом объективно существующих вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, идентифицированных по результатам специальной оценки условий труда, а потому не может рассматриваться как нарушающее права лиц, не относящихся к указанной категории.
Принимая во внимание указанную правовую позицию законодателя, а также то, что работодателем не подтверждена работа истца с учетом вредного фактора, в следствие чего и не был оплачен дополнительный взнос, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для включения в специальный стаж истца периода работы машинистом котельных установок в ООО УК "Союз" с 15 сентября 2016 г. по 22 мая 2017 г, с 7 сентября 2017 г. по 7 июня 2018 г, с 3 сентября 2018 г. по 28 мая 2019 г, с 2 сентября 2019 г. по 12 мая 2020 г.
Учитывая, что продолжительность специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ на дату обращения истца с заявлением о назначении пенсии (17 февраля 2021 г.) пенсионным органом была установлена в 1 год 04 месяца 02 дня, с учетом зачтенных судом периодов работы продолжительность специального стажа составит менее половины установленного срока (12 лет 6 месяцев).
С учетом положений п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ право на назначение страховой пенсии с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г. на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы, не возникает у истца в 58 лет. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оснований для назначения пенсии истцу по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ с 14 ноября 2021 г. у суда первой инстанции не имелось.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судом апелляционной инстанции нормы материального права применены правильно.
Статьей 39 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждому гражданину на социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно п.п. "б" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, в том числе, применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".
Согласно Списку N 2, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 в разделе XXXIII "Общие профессии" предусмотрено право на льготную пенсию "машинисты (кочегары) котельной (на угле и сланце), в том числе занятые на удалении золы" (позиция 23200000-13786).
В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.
Согласно п. 5 разъяснений от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня, под которым понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
В соответствии с Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п. 4 раздела II).
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям ст.ст. 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 6 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2018 г. N 400 - ФЗ периоды работы, предусмотренные п. п. 1 - 18 ч. 1 указанной статьи и имевшие место после 1 января 2013 г, засчитывают в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости при условии начисления уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам, установленным ст. 428 Налогового кодекса РФ. При этом условия назначения пенсии по старости, установленные пп. 1 - 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах соответствовал вредному или опасному, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд РФ (ст. 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Исходя из положений под.п.10.1 п.2 ст. 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 1-18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными ст. 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Кроме того, в соответствии с ч, 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Установив, что часть периодов работы истца не соответствует установленным законом условиям для включения их в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по заявленному истцу основанию, суд апелляционной инстанции правильно отметил решение суда первой инстанции с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска по вышеперечисленным периодам.
Доводы кассатора о том, что суд апелляционной инстанции необоснованно исключил период работы с 1 ноября 1998 г. по 31 декабря 1998г. в качестве кочегара в Кыштовском ППЖКХ, поскольку в расчетной ведомости, по мнению истца работодателем допущена ошибка, в указанный период он уже работал кочегаром, не являются основанием для отмены апелляционного определения, поскольку направлены на переоценку представленных доказательств, суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями положения ст.67 Гражданского процессуального кодекса дал оценку имеющейся в деле расчетной ведомости, из которой следует, что в указанный период кассатор работал в должности экскаваторщика в отделе "Автотранспорт".
Доводы кассатора о том, что суд апелляционной инстанции необоснованно исключил периоды его работы машинистом котельных установок в ООО "Управляющая компания УК "Союз", поскольку его вины в том, что работодатель не оплачивал взносы не имеется, он работал в тяжелых условиях, также не могут служить основанием для удовлетворения кассационной жалобы, поскольку судом апелляционной инстанции установлено, что работодателем не подтверждена работа истца с учетом вредного фактора, вследствие чего и не был оплачен дополнительный взнос.
Следует отметить, что Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н во исполнение п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с подп. 2 п. 2 названного порядка подтверждению подлежат, в частности, периоды работы с тяжелыми условиями труда.
Пунктом 3 названного порядка предусмотрено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Согласно п. 4 указанного порядка в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Из приведенных нормативных положений следует, что при рассмотрении судами дел, характер работы, включаемый в специальный стаж, подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке.
Между тем, как следует из материалов дела, работодателем в спорные периоды характер работы в качестве льготной не подтвержден.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о неправильном применении судами указанных норм материального права, основаны на субъективном толковании кассатором указанных норм, не могут послужить основанием для отмены или изменения в кассационном порядке обжалуемого судебного постановления, так как судом апелляционной инстанции дано правильное толкование норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Вопреки доводам кассационной жалобы, материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судом апелляционной инстанции верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебного акта в обжалуемой части, кассационная жалоба не содержит.
Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает установленных законом оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 26 мая 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Ш.В.В. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.