Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного
суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Кожевниковой Л.П, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N19RS0002-01-2021-003562-67 (2-2092/2021) по иску П.Л.Г. к обществу с ограниченной ответственностью "Хакасский ТеплоЭнергоКомплекс" о возложении обязанности внести корректирующие сведения в персонифицированный (индивидуальный) учет лицевого счета для назначения страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе представителя П.Л.Г. - Б.Т.И, действующей на основании доверенности, на решение Черногорского городского суда Республики Хакасия от 28 декабря 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 5 апреля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
П.Л.Г. обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Хакасский ТеплоЭнергоКомплекс" (далее - ООО "Хакасский ТЭК") о возложении обязанности внести корректирующие сведения в персонифицированный (индивидуальный) учет лицевого счета для назначения страховой пенсии по старости.
В обоснование иска указано, что согласно сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Черногорске Республики Хакасия (далее -УПФР в г. Черногорске) страховой стаж истца составляет 28 лет 21 день; специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее- Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), - 10 лет 8 месяцев 26 дней. В специальный стаж по Списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее также Список N 2 от 26 января 1991 г.) не засчитаны периоды работы истца:
с 1 июня 2002 г. по 2 декабря 2002 г. в должности электромонтера по ремонту оборудования котельной и топливоподачи 5 разряда электроцеха ООО "Хакасский ТЭК";
с 26 августа 2004 г. по 14 ноября 2004 г. в должности мастера по ремонту и обслуживанию электрооборудования и контрольно-измерительных приборов и автоматики ООО "Хакасский ТЭК";
с 15 ноября 2004 г. по 18 сентября 2005 г. в должности мастера электроцеха ООО "Хакасский ТЭК";
с 19 ноября 2005 г. по 31 августа 2007 г. в должности старшего мастера по ремонту и обслуживанию электрооборудования в отделе главного энергетика ООО "Хакасский ТЭК";
с 1 сентября 2007 г. по 23 августа 2012 г. в должности начальника электроцеха ООО "Хакасский ТЭК", то есть не засчитано 8 лет 6 месяцев.
Истец просил суд обязать ООО "Хакасский ТЭК" внести корректирующие сведения в персонифицированный (индивидуальный) учет о его работе в спорные периоды для назначения страховой пенсии, присудить возмещение судебных расходов в размере 15 000 руб.
Решение Черногорского городского суда Республики Хакасия от 28 декабря 2021 г. исковые требования удовлетворены частично, суд обязал ООО "Хакасский ТеплоЭнергоКомплекс" внести корректирующие сведения в индивидуальный (персонифицированный) учет о работе П.Л.Г. для назначения страховой пенсии путем включения в страховой стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ периоды работы:
с 1 июня 2002 г. по 2 декабря 2002 г. в должности электромонтера по ремонту оборудования котельной и топливоподачи 5 разряда электроцеха ООО "Хакасский ТЭК";
с 26 августа 2004 г. по 14 ноября 2004 г. в должности мастера по ремонту и обслуживанию электрооборудования и контрольно-измерительных приборов и автоматики ООО "Хакасский ТЭК". В удовлетворении остальной части исковых требований суд первой инстанции отказал.
С решением суда в той его части, которой отказано в удовлетворении исковых требований не согласилась представитель истца Б.Т.П, обратившись с апелляционной жалобой.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 5 апреля 2022 г. решение Черногорского городского суда Республики Хакасия от 28 декабря 2021 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, представитель истца ставит вопрос об отмене судебных актов в части, в которой в удовлетворении иска было отказано, Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, П.Л.Г. работал в периоды:
с 1 июня 2002 г. по 2 декабря 2002 г. в должности электромонтера по ремонту оборудования котельной и топливоподачи 5 разряда электроцеха ООО "Хакасский ТЭК";
с 26 августа 2004 г. по 14 ноября 2004 г. в должности мастера по ремонту и обслуживанию электрооборудования и контрольноизмерительных приборов и автоматики ООО "Хакасский ТЭК";
с 15 ноября 2004 г. по 18 сентября 2005 г. в должности мастера электроцеха ООО "Хакасский ТЭК";
с 19 сентября 2005 г. по 31 августа 2007 г. в должности старшего мастера по ремонту и обслуживанию электрооборудования в отделе главного энергетика ООО "Хакасский ТЭК";
с 1 сентября 2007 г. по 23 августа 2012 г. в должности начальника электроцеха ООО "Хакасский ТЭК".
Согласно сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица П.Л.Г. N, представленного истцом в материалы дела, по состоянию на 1 октября 2020 г, страховой стаж истца составляет 28 лет 0 месяцев 8 дней, страховой стаж, для досрочного назначения страховой пенсии по старости - 10 лет 7 месяцев 23 дня.
Периоды работы истца в ООО "Хакасский ТЭК" с 1 июня 2002 г. по 2 декабря 2002 г. и с 26 августа 2004 г. по 23 августа 2012 г. не указаны работодателем в качестве учитываемых- для целей досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Решением УПФР в г. Черногорске от 19 января 2021 г. N П.Л.Г. отказано в корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет в отношении периодов работы истца с 1 июня 2002 г. по 2 декабря 2002 г. и с 26 августа 2004 г. по 23 августа 2012 г, поскольку тепловые сети не отнесены к паросиловому хозяйству, работа в которой дает льготный стаж.
Из трудовой книжки истца и решения пенсионного органа следует, что в должности старшего мастера по ремонту и обслуживанию электрооборудования в отделе главного энергетика ООО "Хакасский ТЭК" истец работал с 19 сентября 2005 г. по 31 августа 2007 г, а не с 19 ноября 2005 г, как указано в иске, поэтому суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорным периодом является период с 19 сентября 2005 г. по 31 августа 2007 г.
Частично удовлетворяя исковые требования суд первой инстанции пришел к выводу, что деятельность ООО "Хакасский ТЭК" относится к паросиловому хозяйству, в связи с чем, обязал ООО "Хакасский ТЭК" внести корректирующие сведения в индивидуальный (персонифицированный) учет о работе П.Л.Г. страховой номер индивидуального лицевого счета 064-593-903 92 для назначения страховой пенсии путем включения в страховой стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ: с 1 июня 2002 г. по 2 декабря 2002 г. в должности электромонтера по ремонту оборудования котельной и топливоподачи 5 разряда электроцеха ООО "Хакасский ТЭК"; с 26 августа 2004 г. по 14 ноября 2004 г. в должности мастера по ремонту и обслуживанию электрооборудования и контрольно-измерительных приборов и автоматики ООО "Хакасский ТЭК".
Отказывая в удовлетворении иска в части внесения корректирующих сведений в индивидуальный (персонифицированный) учет для включения в специальный стаж по Списку N 2 периодов работы: с 15 ноября 2004 г. по 18 сентября 2005 г. в должности мастера электроцеха ООО "Хакасский ТЭК"; с 19 сентября 2005 г. по 31 августа 2007 г. в должности старшего мастера по ремонту и обслуживанию электрооборудования в отделе главного энергетика ООО "Хакасский ТЭК"; с 1 сентября 2007 г. по 23 августа 2012 г. в должности начальника электроцеха ООО "Хакасский ТЭК", суд первой инстанции исходил из того, что упомянутые занимаемые истцом в данные периоды должности не поименованы в Списке N2 от 26 января 1991 г.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, дополнительно указав, что в подразделе "б" "руководители и специалисты" раздела XIII Списка N2 от 26 января 1991 г. установлено право на льготное пенсионное обеспечение мастеров, старших мастеров по ремонту оборудования (котельного, турбинного (парогазотурбинного) топливоподачи и пылеприготовления) в местах его установки (позиция 21400006-23362), мастеров, старших мастеров производственных участков котельных, турбинных (газотурбинных), пылеприготовительных цехов и цехов топливоподачи (позиция 21400006-23398). По смыслу действующего законодательства, вопрос о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда, решается в зависимости от того, в каком производстве, профессии или должности занят тот или иной работник.
Основным условием для назначения льготного пенсионного обеспечения "руководителям и специалистам" - мастерам, старшим мастерам, начальникам цеха, указанным в разделе XIII "Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство" Списка N2 от 26 января 1991 г, является постоянная занятость на работах по ремонту оборудования (котельного, турбинного (парогазотурбинного) и пылеприготовления) в местах его установки (позиция 21400006-23362) или постоянная занятость в должности мастера, старшие мастера производственных участков котельных, турбинных (газотурбинных), пылеприготовительных цехов и цехов топливоподачи (позиция 21400006-23398).
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что истцом не доказана его постоянная занятость в работах "руководителя и специалиста" - в должности мастера, старшие мастера производственных участков котельных, турбинных (газотурбинных), пылеприготовительных цехов и цехов топливоподачи; на работах по ремонту оборудования (котельного, турбинного (парогазотурбинного) и пылеприготовления) в местах его установки.
Суда апелляционной инстанции проанализировав п. 3.1. должностной инструкции начальника электроцеха, в которой указано, что объектами обслуживания начальника электроцеха является вся электрическая часть котельной Центральная, ГМП котельной Центральной, а также Центральная КНС, и ГЗУ котельная "Южная", квартальные котельные, положения технологической карты котельной "Центральная" из которой следует, что имеются цех топливоподачи, котельный цех, цех химводоочистки и электроцех, архивные справки от 2 июля 2020 г. N, N, пришел к выводу о том, что периоды работы истца с 15 ноября 2004 г. по 18 сентября 2005 г. в должностях "руководителя и специалиста" - мастера электроцеха ООО "Хакасский ТЭК"; с 19 сентября 2005 г. по 31 августа 2007 г. в должности старшего мастера по ремонту и обслуживанию электрооборудования в отделе главного энергетика ООО "Хакасский ТЭК"; с 1 сентября 2007 г. по 23 августа 2012 г. в должности начальника электроцеха ООО "Хакасский ТЭК" не подлежат включению в специальный стаж, поскольку работы не предусмотрены Списком N2 от 26 января 1991 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела в указанной части требований правильно применили следующие нормы материального права.
Согласно ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации в обязанность работодателя входит осуществление обязательного социального страхования работников, которое включает и обязательное отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
На каждое застрахованное лицо в Пенсионном фонде РФ открывается индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером (ст. 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования)".
Согласно правилам подсчета и порядку подтверждения страхового стажа на основании этих данных затем устанавливается трудовой стаж, приобретенный после регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования. Трудовой стаж до даты регистрации в качестве застрахованного лица должен подтверждаться документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (ст. 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Исчисление периодов работы, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. 516 (далее - Правила N 516).
В соответствии с п. 4 Правил N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.
Из п. 5 разъяснений от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и пенсию за выслугу лет", утвержденного постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N29 право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и пенсию за выслугу лет в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня, под которым понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
В соответствии с Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 4 раздела II).
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", периоды работы до регистрации гражданина, в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанном с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (п. 3 ст. 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что при рассмотрении судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии, характер работы, включаемый в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке.
Как правильно учтено судами, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции.
В целях реализации положений ст.ст. 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Подпунктом "б" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 названного Федерального закона применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда: Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение"; Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах" - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Разделом XIII "Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство" Списка N 2 от 1991 г. право на льготное пенсионное обеспечение установлено мастерам, старшим мастерам по ремонту оборудования (котельного, турбинного (парогазотурбинного) и пылеприготовления) в местах его установки (позиция 21400006-23362). мастера, старшие мастера производственных участков котельных, турбинных (газотурбинных), пылеприготовительных цехов и цехов топливоподачи (позиция 21400006-23398).
Суды пришли к правильному выводу о том, что основным условием для назначения льготного пенсионного обеспечения "руководителям и специалистам" - мастерам, старшим мастерам, начальникам цеха указанным в разделе XIII "Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство" Списка N2 от 26 января 1991 г, является постоянная занятость на работах по ремонту оборудования (котельного, турбинного (парогазотурбинного) и пылеприготовления) в местах его установки (позиция 21400006-23362) или постоянная занятость в должности мастера, старшие мастера производственных участков котельных, турбинных (газотурбинных), пылеприготовительных цехов и цехов топливоподачи (позиция 21400006-23398).
Установив, что истцом не доказана его постоянная занятость в работах "руководителя и специалиста" - в должности мастера, старшего мастера производственных участков котельных, турбинных (газотурбинных), пылеприготовительных цехов и цехов топливоподачи; на работах по ремонту оборудования (котельного, турбинного (парогазотурбинного) и пылеприготовления) в местах его установки, суды пришли к правильному выводу о том, что периоды работы с 15 ноября 2004 г. по 18 сентября 2005 г. в должности - мастера электроцеха ООО "Хакасский ТЭК", с 19 сентября 2005 г. по 31 августа 2007 г. в должности старшего мастера по ремонту и обслуживанию электрооборудования в отделе главного энергетика ООО "Хакасский ТЭК"; с 1 сентября 2007 г. по 23 августа 2012 г. в должности начальника электроцеха ООО "Хакасский ТЭК" не подлежат включению в специальный стаж, поскольку указанные работы не предусмотрены Списком N2 от 26 января 1991 г.
Доводы кассатора о том, что в спорные периоды работа истца была связана ремонтом и обслуживанием оборудования, перечисленного в разделе XIII "Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство" Списка N2 от 26 января 1991 г, на данных работах истец был занят более 80 процентов рабочего времени, что дает ему право на льготное пенсионное обеспечение, не могут повлечь удовлетворение кассационной жалобы, поскольку, как правильно указал суд апелляционной инстанции, по смыслу действующего законодательства, вопрос о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда, решается в зависимости от того, в каком производстве, профессии или должности занят тот или иной работник. При отсутствии документального подтверждения соответствия характера и условий работ, выполняемых работником, характеру и условиям труда, предусмотренным Списком, оснований для досрочного назначения пенсии по старости не имеется.
Ссылки кассатора на то, что ранее действующим законодательством, а именно разделом XIV "Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство для производственных целей" Списка N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 были предусмотрены: слесари и электромонтеры по ремонту и обслуживанию оборудования и автоматики в цехах: котельных, машинных (теплосиловых), топливоподачи и пылеприготовления также не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, поскольку в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. N 537 время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных утвержденными данным документом Списками N 1 и N 2, засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списками N 1 и N 2, утвержденными Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, между тем, спорные периоды начинаются с 2004 года.
Вопреки доводам кассационной жалобы, материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судами верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебного акта в обжалуемой части, кассационная жалоба не содержит. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с данной судом оценкой доказательств и установленными судом обстоятельствами не могут служить основанием для пересмотра апелляционного определения в кассационном порядке, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что судом апелляционной инстанции нарушений норм материального права или норм процессуального права в ходе разбирательства дела, повлиявших на исход дела, не допущено, оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Черногорского городского суда Республики Хакасия от 28 декабря 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 5 апреля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя П.Л.Г. - Б.Т.И.- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.