Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного
суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Кожевниковой Л.П, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N54RS0010-01-2021-011169-03 (2-1108/2022) по иску К.Н.И. к государственному учреждению - отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области о возложении обязанности по включению периодов работы в стаж, назначении пенсии
по кассационной жалобе государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области на решение Центрального районного суда города Новосибирска от 2 марта 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 24 мая 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
К.Н.И. обратилась в суд с иском к государственному учреждению - отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области (далее- ОПФР по Новосибирской области) о возложении обязанности по включению периодов работы в стаж, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии.
В обоснование заявленных требований указала, что с 22 июля 2019 г. является получателем страховой пенсии по старости.
Как ей стало известно, период работы с 1 апреля 2001 г. по 23 июня 2003 г. в должности заведующей магазина у ИП П.Н.Н. в стаж включен не полностью, а именно исключены периоды с 1 апреля 2001 г. по 31 декабря 2001 г, с 1 сентября 2002 г. по 23 июня 2003 г. По результатам проверки, проведенной пенсионным фондом, было установлено, что в указанные периоды страховые взносы работодателем не уплачивались, а потому они не были учтены при назначении пенсии.
Просила суд с учетом уточнения исковых требований возложить на ответчика обязанность по включению периодов работы с 1 апреля 2001 г. по 31 декабря 2001 г, с 1 сентября 2002 г. по 23 июня 2003 г в страховой стаж.
Решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 2 марта 2022 г. исковые требования удовлетворены, суд возложил на ответчика обязанность зачесть в страховой стаж истца периоды ее работы с 1 апреля 2001 г. по 31декабря 2001 г, с 1 сентября 2002 г. по 23 июня 2003 г. в ИП П.Н.Н.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 24 мая 2022 г. решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 2 марта 2021г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, представитель ОПФР по Новосибирской области ставит вопрос об отмене судебных актов как незаконных.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы истца.
Как установлено судами и следует из материалов дела, К.Н.П. с 22 июля 2019 г. установлена страховая пенсия по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее- Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При назначении пенсии истцу ответчиком не были учтены периоды работы с 1 апреля 2001 г. по 31 декабря 2001 г. и с 1 сентября 2002 г. по 23 июня 2003 г. у ИП П.Н.Н.
Согласно индивидуальному лицевому счету и записям в трудовой книжке К.Н.П. в период с 1 апреля 2001 г. по 31 декабря 2001 г, с 1 сентября 2002 г. по 23 июня 2003 г. она работала у ИП П.Н.Н, однако сведения об уплате взносов отсутствуют.
При проведении проверки пенсионным фондом было обнаружено, что страховые взносы за период с 1 апреля 2001 г. по 31 декабря 2001 г, с 1 сентября 2002 г. по 23 июня 2003 г. работодателем ИП П.Н.Н. не уплачены.
Деятельность ИП П.Н.Н. прекращена 12 мая 2012 г, что следует из материалов дела (л.д. 98).
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что неуплата, или ненадлежащая уплата страховых взносов работодателем не может являться основанием для ограничения прав работника на пенсионное обеспечение.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился, дополнительно указав, что период работы истца у ИП П.Н.Н. подтверждается трудовыми договорами и записями в трудовой книжке, при этом последним обязанность по уплате страховых взносов не была исполнена надлежащим образом. Суд апелляционной инстанции принял во внимание, что согласно сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица К.Н.И. работодателем истца ИП П.Н.Н. частично исполнялись обязательства по перечислению страховых взносов, что также свидетельствует о наличии между ними трудовых отношений в спорный период.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судами нормы материального права применены правильно.
Конституцией Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7).
В силу ч.ч. 1 и 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право лиц, работавших по трудовому договору, на получение страховой пенсии по старости, предоставляемой в рамках системы обязательного пенсионного страхования.
Организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ).
В ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ определены основные понятия, используемые в этом Федеральном законе, в частности, предусмотрено, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее также - страховые взносы) - обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных пособий на погребение), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений (ст. 3 указанного Федерального закона).
Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ застрахованными лицами являются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с данным Федеральным законом. К застрахованным лицам, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ, относятся в том числе граждане Российской Федерации, работающие по трудовому договору.
Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица (ст. 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ).
Страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный фонд (ст. 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2015 г.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ, при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (ч.ч. 2ч.ч. 2 и 3 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 данного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 указанного Федерального закона).
Размер страховой пенсии по старости в силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определяется путем умножения индивидуального пенсионного коэффициента на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.
Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется как сумма индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г, и индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место с 1 января 2015 г, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, умноженная на коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости (ч. 9 ст. 15 указанного Федерального закона).
Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г, определяется в том числе исходя из размера страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленного по состоянию на 31 декабря 2014 г. по нормам Федерального закона 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (ч. 10 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 29.1 упомянутого Федерального закона размер страховой части трудовой пенсии по старости исчисляется с учетом суммы расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, которая определяется путем сложения части расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со ст. 30 данного Федерального закона, суммы валоризации (ст. 30.1 этого Федерального закона) и суммы страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 г.
Пунктом 1 ст. 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" было установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч.1 ст. 3 данного Федерального закона (граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Из приведенного правового регулирования следует, что гражданам Российской Федерации Конституцией Российской Федерации гарантировано право на социальное обеспечение, включающее в себя и право лиц, работающих по трудовому договору, на получение страховой пенсии по старости, предоставляемой в рамках системы обязательного пенсионного страхования. Лица, работающие по трудовому договору, являются застрахованными лицами в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ. Их право на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию обеспечивается уплатой страхователями (работодателями лиц, работающих по трудовому договору) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом на страхователей законом возложена безусловная обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. Размер страховой пенсии по старости непосредственно зависит от суммы уплаченных страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу застрахованного лица страховых взносов, что относится в том числе и к застрахованным лицам, осуществляющим трудовую деятельность за пределами территории Российской Федерации.
Судом установлено, что истец в период с 1 апреля 2001 г. по 31 декабря 2001 г, с 1 сентября 2002 г. по 23 июня 2003 г. включительно работала по трудовым договорам у ИП П.Н.Н, который ненадлежащим образом исполнил свою обязанность по уплате страховых взносов за своего работника.
В силу разъяснений, содержащихся в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношений по обязательному социальному страхованию (ст. ст. 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 10 июля 2007 г. N 9-П, невыполнение страхователями требований Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" само по себе не может служить основанием для отказа гражданину в реализации его права на пенсионное обеспечение.
Руководствуюсь указанными нормами права с учетом установленных обстоятельств по делу, суды пришли к правильному выводу о включении спорного периода работы истца с 1 апреля 2001 г. по 31декабря 2001 г, с 1 сентября 2002 г. по 23 июня 2003 г. в ИП П.Н.Н. в страховой стаж.
Доводы кассатора о том, что за спорные периоды работы истца работодателем не были уплачены страховые взносы были предметом правовой оценки суда первой и апелляционной инстанции, которые на основании анализа приведенных выше норм права с учетом установленных обстоятельств по делу пришли к правильному выводу об удовлетворении иска.
Вопреки доводам кассационной жалобы, материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судами верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебного акта в обжалуемой части, кассационная жалоба не содержит. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального права или норм процессуального права, в ходе разбирательства дела, повлиявших на исход дела не допущено, следует решение Центрального районного суда города Новосибирска от 2 марта 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 24 мая 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ОПФР по Новосибирской области - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Новосибирска от 2 марта 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 24 мая 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.