Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Андугановой О.С, Кожевниковой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-55/2022 (УИД: 04RS0008-01-2021-002751-35) по иску прокурора Заиграевского района Республики Бурятия в интересах Федотова Сергея Ивановича и Давыдовой Любови Иннокентьевны к Министерству здравоохранения Республики Бурятия, ГАУЗ "Заиграевская центральная районная больница" о возложении обязанности, по кассационной жалобе Министерства здравоохранения Республики Бурятия на решение Заиграевского районного суда Республики Бурятия от 14 февраля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 25 апреля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С, пояснение прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трифоновой М.К, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Заиграевского района Республики Бурятия обратился в суд в интересах Федотова С.И. и Давыдовой Л.И. к Министерству здравоохранения Республики Бурятия, Государственному автономному учреждению здравоохранения "Заиграевская центральная районная больница" (далее - ГАУЗ "Заиграевская центральная районная больница") о возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований прокурор Заиграевского района Республики Бурятия указывал, что Давыдова Л.И. и Федотов С.И. страдают заболеванием "данные изъяты", имеют право на бесплатное получение лекарственных препаратов. Из информации, предоставленной ГАУЗ "Заиграевская центральная районная больница" без учета необходимой потребности Федотову С.И. в 2021 году выдано "данные изъяты" не выдавались, Давыдовой Л.И. в 2021 г. выдана 1 "данные изъяты"
Прокурор Заиграевского района Республики Бурятия, действующий в интересах Федотова С.И. и Давыдовой Л.И. просил суд обязать Министерство здравоохранения Республики Бурятия организовать обеспечение своевременного и в полном объеме предоставления изделий медицинского назначения в соответствии с имеющейся потребностью на весь период лечения, до момента окончания лечения или изменения тактики лечения, согласно рекомендациям лечащего врача, а именно: Давыдовой Л.И. - "данные изъяты"; Федотову С.И - "данные изъяты" обязать ГАУЗ "Заиграевская центральная районная больница" обеспечить своевременное и в полном объеме предоставление изделий медицинского назначения в соответствии с имеющейся потребностью на весь период лечения, до момента окончания лечения или изменения тактики лечения, согласно рекомендациям лечащего врача, а именно: Давыдовой Л.И. - "данные изъяты"; Федотову С.И. "данные изъяты"
В судебном заседании суда первой инстанции помощник прокурора Баранникова Е.Г. отказалась от иска, предъявленного в интересах Давыдовой Л.И. в связи с тем, что в 2021 и в 2022 годах Давыдова Л.И, с учетом потребности обеспечена необходимым количеством "данные изъяты". Исковые требования, предъявленные в интересах Федотова С.И. поддержала.
Решением Заиграевского районного суда Республики Бурятия от 14 февраля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 25 апреля 2022 г. исковые требования удовлетворены.
На Министерство здравоохранения Республики Бурятия возложена обязанность организовать обеспечение своевременного и в полном объеме предоставления Федотову С.И. изделий медицинского назначения в соответствии с имеющейся потребностью на весь период лечения, до момента окончания лечения или изменения тактики лечения, согласно рекомендациям лечащего врача, а именно: "данные изъяты"
На ГАУЗ "Заиграевская центральная районная больница" возложена обязанность обеспечить своевременное и в полном объеме предоставление Федотову С.И. изделий медицинского назначения в соответствии с имеющейся потребностью на весь период лечения, до момента окончания лечения или изменения тактики лечения, согласно рекомендациям лечащего врача, а именно: "данные изъяты"
В кассационной жалобе представитель Министерства здравоохранения Республики Бурятия просит об отмене решения Заиграевского районного суда Республики Бурятия от 14 февраля 2022 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 25 апреля 2022 г.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что граждане имеют право на получение из средств Федерального бюджета на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Указывает, что ежегодная потребность в лекарственных средствах и средствах самоконтроля определяется Министерством здравоохранения Республики Бурятия на основании заявок медицинских организаций, сводная заявка на лекарственные средства и средства самоконтроля формируется в Министерстве здравоохранения Республики Бурятия и утверждается Министром здравоохранения Республики Бурятия. В соответствии с Приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 г..N1181н назначение и выписывание медицинских изделий осуществляется лечащим врачом медицинской организации или фельдшером. Указывает, что во всех подведомственных организациях Минздравом Республики Бурятия в соответствии с их полномочиями созданы фармацевтические аптеки, через которые соответствующим категориям граждан осуществляется отпуск льготных лекарственных препаратов, медицинских изделий по рецептам, выданным лечащим врачом. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 г..N2406-о утвержден перечень жизненно необходимых лекарственных препаратов, который не содержит перечень медицинских изделий.
Указывает, что согласно утвержденного Приказом Минтруда России N929н, Минздрава России N1354н от 21.12.2020 г..порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан указанным порядком установлены правила предоставления гражданам социальных услуг в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей - инвалидов, согласно которым за предоставлением рецептов на необходимые лекарственные препараты, медицинские изделия граждане обращаются по месту жительства или прикрепления в медицинские организации, оказывающие первичную медико - санитарную помощь; лечащий врач по результатам осмотра пациента назначает лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для детей - инвалидов, оформляет рецепт. Закупленные лекарственные препараты и медицинские изделия хранятся на складах фармацевтических организаций и доставляются в фармацевтические организации или фармацевтические структурные подразделения медицинских организаций, осуществляющих непосредственный отпуск пациентам на основании выданных лечащим врачом рецептов. Программой Республики Бурятия приведен перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50 процентной скидкой, который не содержит в себе медицинских изделий, принадлежностей и расходных материалов к ним.
Указывает что Приказом Минздрава России от 1 октября 2020 г..N1054 н "Об утверждении стандартов медицинской помощи взрослым при сахарном диабете 2 типа" утверждены соответствующие стандарты медицинской помощи взрослым при сахарном диабете 2 типа, которые не содержат положений о необходимости назначения медицинских изделий (тест - полосок) для самоконтроля. Указывает, что кратность самоконтроля уровня сахара крови определяется лечащим врачом. Указывает, что при организации закупа лекарств и медицинских изделий по постановлению N307 применяется аналогичный порядок организации закупа за счет федеральных субвенций, а именно объем поставок лекарственных препаратов и медицинских изделий формируется исходя из лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Минздрава Республики Бурятия в соответствии с законом о бюджете Республики Бурятия на соответствующий год. С учетом заявок медицинских организаций, в рамках установленных лимитов средств из соответствующих бюджетов, организован закуп лекарственных препаратов и медицинских изделий для льготного обеспечения граждан. Указывает, что в 2021 г..и в настоящее время в аптеке ГАУЗ "Заиграевская ЦРБ" имеется достаточное количество лекарственных и медицинских изделий, необходимых для льготного обеспечения. Указывает, что материалами дела не подтвержден факт отказа Федотову С.И. в выписке рецептов при его явке к врачу. Рецепты на бесплатную выдачу "данные изъяты" в связи с их отсутствием на отложенный спрос, не ставились, Минздраву Республики Бурятия стало известно о необеспечении Федотова С.И. из искового заявления. Минздравом Республики Бурятия организовано льготное обеспечение населения Республики Бурятия, в том числе, Федотова С.И, поэтому непонятно из каких нормативных актов или фактических обстоятельств установлена необходимость обязать Минздрав Республики Бурятия организовать обеспечение Федотова С.И. "данные изъяты".
Кроме того, указывает, что лечащим врачом Федотову была определена потребность "данные изъяты", при этом, определение терапии, в том числе, назначение "данные изъяты". Напротив, в 2022 году при посещении врача им производились соответствующие назначения и выдавались рецепты "данные изъяты". С учетом нормативного регулирования, заявитель кассационной жалобы полагает, что льготное обеспечение Минздравом Республики Бурятия населения медицинскими изделиями заключается в организации (сбор заявок, закуп в рамках лимитов бюджетов, подаче дополнительных заявок на дополнительное финансирование, организация аптечных структурных подразделений для отпуска), а обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, в том числе бесплатными, медицинскими организациями, предоставляющими медицинскую помощь населению, заключается в проведении лечения, назначении лекарственных препаратов и медицинских изделий и выписке рецептов для их получения, а также отпуска лекарств, в случае, если их структурным подразделением (аптечным пунктом) производится такой отпуск. Федотов С.И. проходил лечение у лечащего врача, ему проводились осмотры, необходимые исследования состояния здоровья, осуществлялись назначения, выписывались рецепты, что подтверждается перечнем выписанных рецептов. Указывает, что ответчиком организовано льготное обеспечение за счет средств федерального и республиканского бюджетов. В рамках установленных лимитов и действующего законодательства, произведен закуп, лекарства и медицинские изделия поступают в аптечный пункт больницы. Неправильность расчета потребности населения в лекарственных препаратах и медицинских изделиях или неосуществление контроля движения и учета лекарственных препаратов и медицинских изделий, которые бы привели к нарушению прав Федотова С.И. не установлено.
Таким образом, в чем заключается нарушение прав Федотова Минздравом Республики Бурятия и какие конкретно меры необходимо принять для недопущения дальнейшего нарушения прав Федотова С.И. судом не установлено. Указывает, что полномочия по организации Минздравом Республики Бурятия льготного обеспечения выполнены, больницей отпуск по рецептам лечащего врача производился. Полагает, что резолютивная часть решения суда не отвечает принципу исполнимости судебного акта, поскольку не содержит четкой формулировки, какие конкретно действия должен совершить ответчик. Чтобы возложить на ответчика обязанность и их исполнение в указанные в решении суда сроки, суду необходимо установить какие обязанности Минздрава Республики Бурятия и учреждения, возложенные законом, ими были нарушены, причины, по которым эти нарушения допущены и способы устранения этих причин, и указать кто из ответчиков и какие конкретно действия должен совершить в целях обеспечения Федотова С.И. "данные изъяты"
Относительно доводов кассационной жалобы Прокуратурой Республики Бурятия представлены письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились материальные истцы Давыдова Л.И. и Федотов С.И, представители ответчиков Министерства здравоохранения Республики Бурятия, ГАУЗ "Заиграевская центральная районная больница", сведений о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Федотов С.И. страдает заболеванием - "данные изъяты" состоит на диспансерном учете в ГАУЗ "Заиграевская центральная районная больница" с диагнозом "данные изъяты"
Судом первой инстанции на основании исследованных медицинских документов и заслушивания врача - "данные изъяты" установлено, что Федотову С.И. требуется "данные изъяты"
Из протокола заседания комиссии Министерства здравоохранения Республики Бурятия по осуществлению контроля за организацией льготного лекарственного обеспечения от 3 ноября 2020 г. следует, что на 2021 год предусмотрено финансирование в размере 277 481, 3 тыс. руб. на организацию обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями для больных "данные изъяты"
При этом, лимит финансирования для ГАУЗ "Заиграевская центральная районная больница" составил 11506, 45 тыс. руб, из писем ГАУЗ "Заиграевская центральная районная больница", адресованных в Минздрав Республики Бурятия, следует, что потребность на тест-полоски на 2021 год составляет 50 670 тыс. руб.
Согласно информации ГАУЗ "Заиграевская центральная районная больница" Федотову С.И. в 2021 году выдано "данные изъяты", 25 января 2022 г. - "данные изъяты"
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, установив, что Федотов С.И. не был обеспечен необходимым количеством тест-полосок для определения уровня сахара в крови и иглами для инъекций, исходя из имеющейся потребности согласно рекомендациям лечащего врача, учитывая, что ГАУЗ "Заиграевская центральная районная больница" не включило в заявку на 2021 год необходимое "данные изъяты" а Министерство здравоохранения Республики Бурятия не приняло необходимых мер по организации обеспечения граждан изделиями медицинского назначения в необходимом количестве, пришел к выводу о возложении обязанности на Министерство здравоохранения Республики Бурятия организовать обеспечение своевременного и в полном объеме предоставление Федотову С.И. изделий медицинского назначения: "данные изъяты"
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
К числу основных прав человека Конституцией Российской Федерации отнесено право на охрану здоровья (статья 41 Конституции Российской Федерации).
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" здоровье - это состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма.
Охрана здоровья граждан - это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе, санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи (пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В статье 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" закреплены такие основные принципы охраны здоровья граждан, как соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи (пункты 1, 2, 5 - 7 статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской федерации" каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
В силу пункта 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, лечебного питания, в том числе, специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи.
Согласно части 1 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N323-ФЗ " Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
В соответствии с положениями пунктов 2, 5 ч. 2 ст. 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают: перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования; перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой, сформированный в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным аконом от 12 апреля 2010 г. N61-ФЗ " Об обращении лекарственных средств"..
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004г. N 715 "Об утверждении социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих" утвержден Перечень социально значимых заболеваний, к числу которых отнесен сахарный диабет.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 30 декабря 2020г. N 833 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Бурятия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" установлен Перечень жизненно необходимых и важных лекарственных препаратов для медицинского предоставления, в который включены препараты для лечения сахарного диабета - гипогликемические препараты и инсулины.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" утвержден перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно Приложению N1, и Перечень групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50- процентной скидкой, согласно Приложению N2 (п.3 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N890).
Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 1994 г. N890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
В перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (Приложение N к Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N890) применительно к гражданам с заболеванием "Диабет" предусмотрено бесплатное обеспечение всеми лекарственными средствами, этиловым спиртом (100 г. в месяц), инсулиновыми шприцами типа "Новопен", "Пливапен" 1 и 2, иглами к ним, средствами диагностики.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 15 октября 2007г. N 319 утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Республики Бурятия, которое для решения возложенных задач осуществляет следующие полномочия: организует оказание медицинской помощи на территории Республики Бурятия в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (за исключением медицинской помощи, оказываемой в федеральных медицинских учреждениях, перечень которых утверждается в соответствии с федеральным законодательством), в том числе: первичной медико - санитарной помощи (п. 6.7); организует безвозмездное обеспечение донорской кровью и (или) ее компонентов, а также организует обеспечение лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи, проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в соответствии с пунктами 6.7, 6.7.1 и 6.29 настоящего Положения (п. 6.11); организует обеспечение населения лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизне угрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый в соответствии с федеральным законодательством (6.14); осуществляет переданные полномочия Российской Федерации по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г..N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для
детей-инвалидов (п. 6.15); осуществляет финансирование, учет и контроль финансово-хозяйственной деятельности подведомственных организаций (п. 6.19.3); организует мероприятия по укреплению материально-технической базы медицинских организаций за счет средств республиканского и федерального бюджетов (п. 6.19.4); устанавливает меры социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации указанных лиц лекарственными препаратами (п. 6.42).
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 16 июня 2008 г. N307 "О порядке предоставления мер медико - социальной поддержки лицам, страдающим сахарным диабетом" утвержден Порядок предоставления мер медико-социальной поддержки лицам, страдающим сахарным диабетом (далее - Порядок предоставления мер медико - социальной поддержки лицам, страдающим сахарным диабетом).
Согласно п. 1 Порядка предоставления мер медико - социальной поддержки лицам, страдающим сахарным диабетом настоящий Порядок определяет правила предоставления на территории Республики Бурятия мер медико-социальной поддержки лицам, страдающим сахарным диабетом, за счет средств республиканского бюджета (п. 1).
Меры медико-социальной поддержки указанной категории граждан предоставляются в форме обеспечения лекарственными средствами и средствами самоконтроля фармацевтическими организациями на основании назначения лечащего врача медицинской организации по месту их жительства, выданному в день обращения (п. 3 Порядка).
Назначение лекарственных средств и средств самоконтроля больным сахарным диабетом производится лечащим врачом в медицинских организациях исходя из тяжести и характера заболевания, согласно утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти стандартам, на основании рекомендаций врача-эндокринолога. Назначение также может осуществляться фельдшером фельдшерско-акушерского пункта, уполномоченным на выписку указанных средств приказом руководителя районной медицинской организации (п. 5 Порядка).
Ежегодная потребность в лекарственных средствах (инсулинах, пероральных сахароснижающих препаратах) и средствах самоконтроля определяется Министерством здравоохранения Республики Бурятия на основании заявок медицинских организаций (п. 7 Порядка).
Согласно пункту 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" организация охраны здоровья граждан осуществляется, в том числе, путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из части 1 статьи 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
К основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья (статья 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"). Указанный принцип в соответствии со статьей 8 названного федерального закона обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В данный Перечень включено заболевание "диабет", и предусмотрено для граждан с указанным заболеванием бесплатное предоставление при амбулаторном лечении лекарственных средств; этилового спирта (100 г в месяц), инсулиновых шприцов, шприцов типа "Новопен", "Пливален" 1 и 2 игл к ним, средств диагностики.
Судами правомерно отклонен довод ответчика относительно того, что Федотов С.И. не является инвалидом, и соответственно, он не подлежит бесплатному обеспечению лекарственными препаратами и средствами диагностики, поскольку, как следует из указанного выше нормативного регулирования, пациенты, больные диабетом, бесплатно обеспечиваются лекарственными средствами; "данные изъяты" которые отпускаются по рецептам врачей.
С учетом изложенного, судами сделан правильный вывод о том, что Федотов С.И, как лицо, страдающее "данные изъяты", в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" вправе получать бесплатную медицинскую помощь, включая средства медицинского назначения и диагностики, имеет право на бесплатное обеспечение "данные изъяты"
Нуждаемость Федотова С.И. в "данные изъяты" подтверждены имеющимися в деле назначениями врача - "данные изъяты" и поставленным Федотову С.И. диагнозом "данные изъяты"
Судом установлено и следует из материалов дела, что Федотов С.И. состоит на учете в ГАУЗ "Заиграевская центральная районная больница" с диагнозом "данные изъяты"
Согласно информации ГАУЗ "Заиграевская центральная районная больница" Федотову С.И. в 2021г. выдано "данные изъяты", 25 января 22022 г. "данные изъяты"
Из пояснений врача- "данные изъяты" допрошенной в судебном заседании в качестве свидетеля следует, что Федотов С.И. состоит на учете в ГАУЗ "Заиграевская центральная районная больница" с диагнозом "данные изъяты"
Из протокола заседания комиссии Минздрава Республики Бурятия по осуществлению контроля за организацией льготного лекарственного обеспечения от 3 ноября 2020 г. на 2021г. предусмотрено финансирование в размере 277 481, 3 тыс. руб. на организацию обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями для больных "данные изъяты" расходными материалами "данные изъяты" Лимит финансирования для ГАУЗ "Заиграевская центральная районная больница" составил 11 506, 45 тыс. руб.
Из писем ГАУЗ "Заиграевская центральная районная больница", направленных в адрес Минздрава Республики Бурятия следует, что потребность "данные изъяты" составляет 50 670 тыс. руб.
Таким образом, судами установлено, что Федотов С.И. не был обеспечен необходимым количеством "данные изъяты", исходя из имеющейся потребности согласно рекомендациям лечащего врача.
Из заявки ГАУЗ "Заиграевская центральная районная больница" на 2021г. следует, что сведения о необходимости "данные изъяты" указаны без учета количества пациентов, получающих препарат.
С учетом изложенного, судами установлено, что ГАУЗ "Заиграевская центральная районная больница" не включило в заявку на 2021г. необходимое "данные изъяты", а Минздрав Республики Бурятия не прияло мер по организации обеспечения граждан изделиями медицинского назначения в необходимом количестве и объеме.
Довод Министерства здравоохранения Республики Бурятия о том, что обеспечение необходимыми медицинскими изделиями производится на основании рецептов, выписываемых врачами, на основании заявок медицинской организации, судом кассационной инстанции признан несостоятельным, поскольку судами на основании исследованных материалов дела и имеющихся в деле доказательств (рецептов и назначений врача) установлено, что Федотову С.И. в 2021г. выдавались рецепты на "данные изъяты"
Отсутствие обеспечения Федотова С.И. в необходимом объеме "данные изъяты" за счет соответствующих бюджетных средств лишает его права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.
С учетом изложенного, требования прокурора в части возложения обязанности на ГАУЗ "Заиграевская центральная районная больница" обеспечить своевременное и в полном объеме предоставление Федотову С.И. изделий медицинского назначения в соответствии с имеющейся потребностью на весь период лечения, до момента окончания лечения или изменения тактики лечения, согласно рекомендациям лечащего врача, а именно: "данные изъяты"
Также судами правомерно признано подлежащим удовлетворению требование прокурора о возложении обязанности на Министерство здравоохранения Республики Бурятия организовать обеспечение своевременного и в полном объеме предоставление Федотову С.И. изделий медицинского назначения в соответствии с имеющейся потребностью на весь период лечения, до момента окончания лечения или изменения тактики лечения, согласно рекомендациям лечащего врача, а именно: "данные изъяты"
Как правильно установили суды, именно на данный орган возложена обязанность контролировать наличие в аптечных учреждениях в необходимом количестве средств медицинского назначения и лекарственных препаратов, своевременно производить их оплату, а также изыскивать дополнительные источники финансирования указанных мероприятий. Иной подход разрешения данного спора означал бы необоснованное ограничение прав Федотова С.И. на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь.
Доводы заявителя кассационной жалобы о нарушении самого порядка определения и обеспечения граждан медицинскими изделиями по показаниям врача, судом кассационной инстанции признаются несостоятельными, поскольку судами установлено, что ГАУЗ "Заиграевская центральная районная больница" подавало заявки на обеспечение медицинскими изделиями в объеме, который не гарантирует обеспечение граждан необходимым количеством "данные изъяты", следовательно, и объем обеспечения, предоставляемый Министерством здравоохранения Республики Бурятия не покрывал и не способен был удовлетворить потребность нуждающихся граждан в медицинских изделиях.
Следовательно, судами правомерно возложена обязанность как на лечебное учреждение, которое подает заявки в Министерство здравоохранения Республики Бурятия по обеспечению Федотова С.И. изделиями медицинского назначения в необходимом объеме, так и на Министерство здравоохранения Республики Бурятия обязанность по организации обеспечения и своевременного предоставления Федотову С.И. изделий медицинского назначения в том объеме, который определен лечащим врачом и стандартами оказания медицинской помощи больным сахарным диабетом.
Доводы заявителя кассационной жалобы относительно неопределенности принятого судом первой инстанции решения также отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку из резолютивной части решения четко следует в каком объеме и количестве и на какой промежуток времени Министерству здравоохранения Республики Бурятия необходимо обеспечить своевременное и в полном объеме предоставление Федотову С.И. изделий медицинского назначения, а именно определено, что указанные действия необходимо совершить в соответствии с имеющейся потребностью на весь период лечения Федотова С.И. до момента окончания лечения или изменения тактики лечения, согласно рекомендациям лечащего врача, а именно "данные изъяты"
В целом доводы кассационной жалобы повторят возражения на иск, изложенные в ходе рассмотрения дела в суде первой и апелляционной инстанций, надлежащая оценка указанным доводам дана судами первой и апелляционной инстанций. Суд кассационной инстанции не усматривает оснований для переоценки выводов судов первой и апелляционной инстанций.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационной жалобы не установлено. Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Заиграевского районного суда Республики Бурятия от 14 февраля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 25 апреля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства здравоохранения Республики Бурятия - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.