Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Сицинской О.В., судей Анфаловой Е.В., Солдатовой С.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чемодановой Т.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-587/2022 по апелляционной жалобе административного ответчика департамента имущественных отношений Краснодарского края
на решение Краснодарского краевого суда от 25 марта 2022 г, вынесенное по административному иску Алешина Александра Константиновича об оспаривании отдельных положений нормативных правовых актов, заслушав доклад судьи Сицинской О.В,
УСТАНОВИЛА:
26 декабря 2018 года принят приказ департамента имущественных отношений Краснодарского края N 3043, которым на 2019 год утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, согласно приложению к данному приказу.
27 декабря 2019 года принят приказ департамента имущественных отношений Краснодарского края N 2837, которым на 2020 год утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, согласно приложению к данному приказу.
28 декабря 2020 года принят приказ департамента имущественных отношений Краснодарского края N 2752, которым на 2021 год утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, согласно приложению к данному приказу.
27 декабря 2021 года принят приказ департамента имущественных отношений Краснодарского края N 3321, которым на 2022 год утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, согласно приложению к данному приказу.
В указанные Перечни включены объекты недвижимости - нежилые помещение с кадастровыми номерами N, N, N, N.
Алешин А.К. обратился в Краснодарский краевой суд с указанным административным исковым заявлением, в котором просит признать не действующими со дня принятия:
- пункт N 67 369 Приложения к Приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края N 3043 от 26 декабря 2018 года (далее по тексту - Перечень на 2019 год) о включении нежилого помещения с кадастровым номером N;
- пункт N 67 420 Приложения к Приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края N 2837 от 27 декабря 2019 года (далее по тексту - Перечень на 2020 год) о включении нежилого помещения с кадастровым номером N;
- пункты N 68 288 (в отношении нежилого помещения с кадастровым номером N), 68 351 (в отношении нежилого помещения с кадастровым номером N), 68 080 (в отношении нежилого помещения с кадастровым номером N), 68 352 (в отношении нежилого помещения с кадастровым номером N) Приложения к Приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края N 2752 от 28 декабря 2020 года (далее по тексту - Перечень на 2021 год), - пункты N 69 668 (в отношении нежилого помещения с кадастровым номером N), 69 730 (в отношении нежилого помещения с кадастровым номером N), 69 459 (в отношении нежилого помещения с кадастровым номером N), 69 731 (в отношении нежилого помещения с кадастровым номером N) Приложения к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края N 3321 от 27 декабря 2021 года (далее по тексту - Перечень на 2022 год).
Административные требования мотивирует тем, что принадлежащие ему на праве собственности нежилые помещения с кадастровыми номерами N, N, N, N не обладают признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включение данных объектов в Перечни на 2019-2022 годы не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает его права, необоснованно возлагая обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
Решением Краснодарского краевого суда от 25 марта 2022 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе административный ответчик департамент имущественных отношений Краснодарского края просит об отмене решения суда и вынесении нового об отказе в удовлетворении заявленных требований, приводит доводы об отсутствии правовых оснований для исключения объектов из Перечней спорных объектов.
Административным истцом и прокурором представлены письменные возражения относительно доводов апелляционной жалобы.
В судебное заседание апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились. Извещены надлежаще. Доказательств уважительности причин неявки не предоставили. От представителя административного истца - Штомпель А.Н. поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие административного истца и его представителя. Судебная коллегия, руководствуясь ст. 213, 308 КАС РФ, определиларассмотреть дело в их отсутствие.
В заключении прокурор Костюк А.И полагал решение суда подлежащим отмене в части.
Заслушав доклад дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, приобщив и исследовав новые доказательства в порядке ч. 2 ст. 308 КАС РФ, выслушав заключение прокурора, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене в части по следующим основаниям.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий департамента имущественных отношений Краснодарского края с соблюдением требований законодательства к форме нормативных правовых актов, порядку принятия и введения их в действие.
Решение суда в указанной части является верным, и не обжалуется.
Виды недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, названы в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в которой указаны административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1).
Определение общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Пунктом 3 статьи 402 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, определяется исходя из их кадастровой стоимости.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных указанной статьей, как кадастровая стоимость, в том числе такого вида недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, как административно-деловые центры.
В целях названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Фактическое обследование объектов недвижимости с целью включения их в соответствующие перечни в целях статьи 378.2 НК РФ проводится в соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 апреля 2017 года N 319 (далее по тексту - Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений).
Каких-либо особенностей определения налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества Закон Краснодарского края от 26 ноября 2003 г. N 620-КЗ "О налоге на имущество организаций" не устанавливает.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 2 статьи 2 Закона Краснодарского края N 3388-K3 уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края в сфере имущественных и земельных отношений не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций: определяет в соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Как следует из пункта 3.52 Положения о департаменте имущественных отношений Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 23 апреля 2007 года N 345, Департамент в пределах своей компетенции осуществляет следующие функции: определяет не позднее первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций в соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет его в указанный срок в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте администрации Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Административный ответчик по делу - департамент имущественных отношений Краснодарского края, является в Краснодарском крае уполномоченным государственным органом, утверждающим перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и является надлежащим ответчиком по настоящему административному делу.
Судом первой инстанции на основании предоставленных доказательств, установлено, что административному истцу Алешину А.К. на праве собственности принадлежат:
- помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес"
- помещение с кадастровым номером N, находящееся в здании с кадастровым номером N, наименование которого в выписке из Единого государственного реестра недвижимости не указано, назначение - нежилое, расположенном по адресу: "адрес" на земельных участках с кадастровыми номерами N, N, которые имеют следующие виды разрешенного использования: "эксплуатация помещений по производству металлоконструкций, поливиниловых труб, полиграфия, по ремонту бытовой техники, складские помещения, торгово-выставочный комплекс", "административные здания";
- помещения с кадастровыми номерами N, N, находящиеся в здании с кадастровым номером N, наименование которого согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости "здание", назначение - нежилое, расположенном по адресу: "адрес" на земельном участке с кадастровым номером N, вид разрешенного использования которого "объекты розничной и мелкооптовой торговли, развлекательные объекты".
Судебная коллегия, соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований к включению в оспариваемые перечни нежилого помещения с кадастровым номером N и нежилых помещений с кадастровыми номерами N, N.
Так, проверяя законность включения нежилого помещения с кадастровым номером N в Перечни на 2019-2022 годы, суд установил, что данное помещение находится в здании с кадастровым номером N, наименование которого в выписке из Единого государственного реестра недвижимости не указано, назначение - нежилое.
Указанное здание расположено по адресу: "адрес", на земельных участках с кадастровыми номерами N, N, которые имеют виды разрешенного использования: "эксплуатация помещений по производству металлоконструкций, поливиниловых труб, полиграфия, по ремонту бытовой техники, складские помещения, торгово-выставочный комплекс", "административные здания".
Указанные виды разрешенного использования земельных участков не предполагают размещения на них офисных зданий делового и коммерческого назначения, торговых объектов и объектов бытового обслуживания населения и не могут быть признаны безусловно определенными в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Административный ответчик, обосновывая свою позицию по включению спорного объекта в названные Перечни, указывал на вид разрешенного использования земельных участков, соответствующий требованиям ст. 378.2 НК РФ.
Из материалов дела следует, что на момент включения спорного помещения в Перечни на 2019 - 2022 годы его фактическое использование, фактическое обследование здания, в котором оно находится, не устанавливалось, выездное обследование не проводилось.
Суд первой инстанции, верно применил норму ст. 37.2 НК РФ, и указал о том, что установленный вид разрешенного использования земельных участков, наименование здания, в котором расположено нежилое помещение, не предполагает отнесение здания с кадастровым номером N к объектам, определенным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем вывод суда о необоснованном включении в Перечни на 2019-2022 г. нежилого помещения с кадастровым номером N, следующего судьбе здания и земельного участка под ним, является правильным.
Иных обстоятельств, опровергающих вывод суда о виде разрешенного использования земельных участков, о наименовании здания, о наличии фактических обследований здания в спорные периоды, опровергающих выводы суда и подтверждающих доводы апелляционной жалобы административного ответчика в суд апелляционной инстанции также не представлено.
Проверяя законность включения нежилых помещений с кадастровыми номерами N, N в Перечни на 2021-2022 годы, суд установил, что они находятся в здании с кадастровым номером N, наименование которого согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости "здание", назначение - нежилое.
Указанное здание расположено по адресу: "адрес" на земельном участке с кадастровым номером N.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края, подтверждая обоснованность включения здание с кадастровым номером N в Перечни на 2021-2022 годы, ссылался на сведения Единого государственного реестра недвижимости о его расположении на земельном участке с кадастровым номером N, вид разрешенного использования - "объекты розничной и мелкооптовой торговли, развлекательные объекты", подпадающий под требования ст. 378.2 НК РФ.
Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции, вид разрешенного использования земельного участка "объекты розничной и мелкооптовой торговли, развлекательные объекты" является смешанным и допускает размещение на нем объектов недвижимости смешанного назначения, соответственно, не может рассматриваться в качестве безусловного основания для включения здания с кадастровым номером N в оспариваемые Перечни.
Кроме этого, Алешин А.К. не является собственником земельного участка с кадастровым номером N, что с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 12 ноября 2020 года N 46-П, само по себе свидетельствует о необходимости проверки иных оснований для отнесения зданий к тем критериям, которые определены в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Изложенное, опровергает обоснованность и законность включения здания с кадастровым номером N в Перечни на 2021-2022 годы, о чем верно указано решения суда.
В свою очередь, основанием для включения помещений с кадастровыми номерами N, N в оспариваемые Перечни послужило нахождение в Перечнях здания с кадастровым номером N, в состав которого входят данные помещения.
Актов обследования здания и помещений в нем не проводилось.
При этом, в рамках настоящего административного спора судом установлено, что указанное здание не обладает признаками, определенными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Соответственно, включение помещений с кадастровыми номерами N, N в Перечни на 2021 - 2022 годы ввиду их нахождения в здании с кадастровым номером N является необоснованным, и верно отменено судом, с чем судебная коллегия соглашается.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, доказательства обоснованности включения рассмотренного объекта в оспариваемые Перечни, не предоставлено.
Проверяя законность включения нежилого помещения с кадастровым номером N в Перечни на 2021-2022 годы, суд первой инстанции установил, что данное помещение включено в Перечни на 2021-2022 годы как "торговый объект", в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости о наименовании.
Проанализировав представленные в дело доказательства, суд пришел к выводу о противоречии оспариваемых норм федеральному законодательству, по следующим основаниям, недоказанности наличия оснований, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ, и удовлетворил заявленные требования.
Суд указал, что при формировании Перечней на 2021-2022 годы департамент имущественных отношений Краснодарского края руководствовался информацией, предоставленной Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю в письме от 23 июня 2020 года, приложением к которому являлся электронный носитель. Согласно данной информации помещение с кадастровым номером N имеет назначение - нежилое, наименование - "магазин со складом и подвалом, 1-й этаж: лит.В5 N 1, 1/1, 2; лит.В8-N1; 2-й этаж: лит.В5 N1, 1/1, лит.В8 N 1, 2, 3, 4, 5, 5/1, 5/2, 5/3, 5/4, 5/5; подвал под В5 N 5, 6, 7, 7/1".
Пунктом 1 части 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе, из реестра объектов недвижимости.
Частью 6 статьи 62 данного Федерального закона предусмотрено, что сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, предоставляются в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе в виде копии документа, на основании которого сведения внесены в Единый государственный реестр недвижимости, выписки из Единого государственного реестра недвижимости или ином виде, установленном органом нормативно-правового регулирования.
Проанализировав распечатку со сведениями о спорном объекте, которая прикреплена к письму Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю от 23 июня 2020 года, приняв во внимание приведенные правовые положения Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ, суд признал ее недопустимым доказательством по делу, поскольку она не заверена надлежащим образом, источник ее происхождения установить не представляется возможным.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда.
Как установлено судом, электронный документ, являлся приложением к печатному письму, его происхождение от уполномоченного органа подтверждалось сопроводительным письмом, вследствие чего оснований к обратным выводам не имелось.
Судебной коллегией при проверке доводов апелляционной жалобы получены документы от Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, приобщенные к материалам дела в качестве новых доказательств по правилам ч. 2 ст. 308 КАС РФ, как влекущие установление юридически значимых фактов для разрешения заявленных требований, из содержания которых следует, что помещение с кадастровым номером N, имеет назначение "нежилое", наименование: "магазин со складом и подвалом", площадью "645, 8 кв..м.".
С момента внесения указанных сведений в ЕГРН - 6 августа 2013 г, и по состоянию на 10 августа 2022 г. изменений назначения, наименования, площади помещения, не вносилось.
Данное помещение расположено по адресу: "адрес", на земельном участке с кадастровым номером N, относящемся в землям населенных пунктов, имеющим вид разрешенного использования - "под магазин", площадью 216 кв.м.
Таким образом, данные предоставленные административному ответчику из ЕГРН, поставленные под сомнение и непроверенные судом первой инстанции, подтверждаются истребованными доказательствами. При этом ЕГРН не содержит сведений о том, что спорный объект располагается в ином здании.
Указанных сведений, по мнению судебной коллегии, было достаточно для включения указанного объекта в оспариваемые перечни по подп. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, и проведение дополнительных актов обследования, при отсутствии возражений собственника, не требовалось.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, к отмене решения суда в указанной части, и вынесении нового об отказе административному истцу Алешину А.К. в требованиях о признании недействующими пункта 68 080 приложения к Приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 28 декабря 2020 г. N 2752 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость"; пункта 69 459 приложения к Приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2020 г. N 3321 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость".
Руководствуясь ст. ст. 309-311 КАС РФ, определила:
решение Краснодарского краевого суда от 25 марта 2022 г. отменить в части признания не действующим со дня принятия пункта 68 080 приложения к Приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 28 декабря 2020 г. N 2752 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость"; пункта 69 459 приложения к Приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2020 г. N 3321 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость".
В указанной части принять новое решение об отказе в удовлетворении требований Алешина Александра Константиновича.
В иной части решение Краснодарского краевого суда от 25 марта 2022 г. оставить без изменения, апелляционной жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края - удовлетворить частично.
Апелляционное определение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.