Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Печуриной Ю.А, судей Капориной Е.Е. и Солдатовой С.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чемодановой Т.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Краснодарского краевого суда от 18 апреля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению ООО "Аптечная сеть "Фитофарм" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Заслушав доклад судьи Печуриной Ю.А, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
ООО "Аптечная сеть "Фитофарм" обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости:
- с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" по состоянию на 1 января 2020 года в размере его рыночной стоимости;
- с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" "адрес" по состоянию на 16 сентября 2020 года в размере его рыночной стоимости;
- с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес" по состоянию на 1 сентября 2018 года в размере его рыночной стоимости.
Исковые требования мотивированы тем, что значительное превышение оспариваемой кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости над их рыночной стоимостью приводит к завышенному размеру уплачиваемых налоговых платежей.
Решением Краснодарского краевого суда от 18 апреля 2022 года заявленные требования удовлетворены частично. Установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" по состоянию на 1 января 2020 года в размере 7 811 000 рублей; объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" по состоянию на 16 сентября 2020 года в размере 82 467 000 рублей; с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" по состоянию на 1 сентября 2018 года в размере 1 944 654 рублей.
Не согласившись с решением суда департамент имущественных отношений Краснодарского края, подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда полностью, ссылаясь на то, что кадастровая стоимость земельных участков была установлена на основании и в полном соответствии с действующим законодательством, уменьшение кадастровой стоимости спорных объектов влечет изменение налоговой базы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Скляров О.В. просил решение Краснодарского краевого суда от 18 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения по правилам части 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 245 КАС РФ, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с положениями статьи 402 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Из содержания положений статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" следует, что под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьёй 24.19 Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 3 названного Федерального закона кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Согласно пункту 1 статьи 373 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 Налогового кодекса РФ.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Как следует из материалов дела, административный истец является собственником объектов недвижимости с кадастровыми номерами: N, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объектов.
В результате проведенной государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2020 года определена в размере 10 911 899, 88 рублей.
Указанная стоимость земельного участка утверждена приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края N 1882 от 05.10.2020 года.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N определена уполномоченным органом по состоянию на 16.09.2020 года в размере 113 414 340, 6 рублей и внесена в Единый государственный реестр недвижимости 26.04.2021 года на основании Акта об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости ГБУ КК "Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ" от 31.03.2021 N АОКС-23/2021/000291.
Кроме этого, в результате проведенной государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2018 года определена в размере 3 333 156, 13 рублей. Указанная стоимость объектов недвижимости утверждена приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края N 2368 от 1 ноября 2018 года.
Оспаривая достоверность кадастровой стоимости объектов недвижимости, административный истец в подтверждение величины их рыночной стоимости представил отчет об оценке объектов недвижимости от 23 декабря 2021 года N 32-О-2021, выполненный ООО "Альфа Эксперт". Согласно данным отчета рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером: N составляет 7 315 000 рублей; N составляет 76 038 000 рублей; N составляет 1 444 600 рублей.
Иных данных, подтверждающих рыночную стоимость оспариваемых объектов недвижимости на дату определения кадастровой стоимости, либо документов, свидетельствующих о соответствии отчета об оценке Федеральному закону от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (например, положительное экспертное заключение), административным истцом не предоставлено.
Сам отчет об оценке подготовлен по заказу административного истца на платной основе; перед составлением отчета лицо, составившее его, не предупреждалось об уголовной ответственности за заведомо неправдивое заключение. Оценщик не несет ответственности за выводы, кроме как в рамках договора, заключенного с заказчиком. Таким образом, названные обстоятельства вызывают сомнения в достоверности отчета о рыночной стоимости оспариваемых объектов, как доказательства.
Учитывая, что между результатами определения кадастровой стоимости объекта недвижимости и выводами отчета об оценке, представленного административным истцом, имелись существенные различия, что вызвало у суда первой инстанции обоснованные сомнения, определением суда от 14 февраля 2022 года по делу назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости спорных объектов недвижимости.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы N 3а-521/2022 от 15 апреля 2022 года, выполненному экспертом ООО "Атлас-Консалт" Смерчинским Н.М, рыночная стоимость оспариваемых объектов недвижимости по состоянию на дату определения их кадастровой стоимости определена в следующих размерах: N 7 811 000 рублей; N - 82 467 000 рублей; N - 1 944 654 рублей.
Заключение судебной экспертизы соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", а также не противоречит положениям Федерального закона от 29 июля 1998 N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральным стандартам оценки. Ошибки при производстве арифметических расчетов не выявлено, достоверность данных расчетов лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Эксперт Смерчинский Н.М. предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьёй 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, экспертное заключение содержит соответствующую расписку эксперта. Эксперт имеет высшее образование, диплом о профессиональной переподготовке, стаж работы в экспертной и оценочной деятельности 6 лет, действующий квалификационный аттестат в области оценочной деятельности, документы, свидетельствующие о членстве в саморегулируемой организации оценщиков, а также об обязательном страховании гражданской ответственности.
Заключение экспертизы содержит подробное описание проведенного исследования, приведены выводы, на основании этого исследования даны ответы на поставленные перед экспертом вопросы. Выводы эксперта полностью согласуются с его исследовательской частью. Экспертное заключение составлено в соответствии с требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к отчету об оценке объекта недвижимости.
Экспертом при оценке объектов недвижимости с кадастровыми номерами N был применен сравнительный подход к оценке рыночной стоимости, так как он наиболее полно и точно отражает действительную рыночную стоимость объектов экспертизы. Отказ от доходного и затратного подходов экспертом обоснован.
Содержащиеся в заключении сведения дают надлежащее представление о местоположении, категории, размере, стоимости объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных экспертом при расчете итоговой величины рыночной стоимости объектов недвижимости.
Данные сведения подтверждены и проверяемы, в экспертном заключении имеются ссылки на используемые источники информации, к заключению приложены копии размещенных в сети Интернет объявлений в виде распечаток страниц соответствующих сайтов, позволяющих делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки.
Применение сравнительного подхода подразумевает сравнение объекта оценки и аналогов по основным ценообразующим факторам, для выявления различий. Различия корректируются путем введения соответствующих поправок. Применяемые в заключении эксперта корректировки введены на основании обобщенных аналогичных данных, отражающих зависимость стоимости каждого объекта от ряда актуальных факторов.
В заключении эксперта учтены условия рынка (поправка на торг), физические характеристики (площадь объекта).
В силу пункта 11 федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 мая 2015 года N 297 (далее - ФСО N 1) основными подходами, используемыми при проведении оценки, являются сравнительный, доходный и затратный подходы. При выборе используемых при проведении оценки подходов следует учитывать не только возможность применения каждого из подходов, но и цели и задачи оценки, предполагаемое использование результатов оценки, допущения, полноту и достоверность исходной информации. На основе анализа указанных факторов обосновывается выбор подходов, используемых оценщиком.
Экспертом рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N определялась затратным подходом методом сравнительной единицы.
Обоснование отказа от применения сравнительного и доходного подходов экспертом приведено.
Применяемые в заключении эксперта корректировки введены на основании обобщенных аналогичных данных, отражающих зависимость стоимости объекта от ряда актуальных факторов. В заключении эксперта приняты корректировки на физический износ. Физический износ на момент его оценки выражается соотношением стоимости объективно необходимых ремонтных мероприятий, устраняющих повреждения конструкций, элемента, системы, или здания в целом, и их стоимости замещения (воспроизводства). В экспертном заключении физический износ определен методом срока жизни (метод хронологического возраста), в соответствии с которым износ определяется как отношение возраста объекта к общему сроку его жизни. По составу конструктивных элементов (фундамент и перекрытия) оцениваемое здание соответствует 1 группе капитальности. Для зданий данной группы капитальности срок службы составляет не менее 100 лет. Возраст исследуемого здания на дату исследования - 7 лет, соответственно величина износа округленно составит: 43% х 7% = 50%. Расчет накопленного износа экспертом подробно расписан с указанием источников.
Учитывая, что, в силу пункта 25 ФСО N 7, выбор аналогов, метода оценки и методологии расчетов - исключительная прерогатива эксперта-оценщика, ограниченная условием сопоставимости объекта оценки и выбранных объектов-аналогов, отбора единиц сравнения, применение данных корректировок суд признает верным.
Анализ полученных результатов произведен в соответствии с подпунктом "е" пункта 22 ФСО N7.
Экспертное заключение содержит полные ответы на поставленные вопросы, не содержит каких-либо противоречий, содержит подробное описание проведенных исследований, отвечает принципам относимости, допустимости, достоверности и достаточности доказательств, отвечает положениям статей 60 - 61 КАС РФ.
Оснований сомневаться в объективности вывода эксперта не имеется, заключение является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объектов недвижимости, определённую по состоянию на дату их кадастровой оценки.
Суждения эксперта основываются на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных им выводов на базе общепринятых научных и практических данных; существо проведенных исследований и высказанных суждений является ясным и понятным, выводы, изложенные в заключении, согласуются между собой и с представленными в материалы дела доказательствами.
В совокупности с другими доказательствами по правилам статьи 84 КАС РФ заключение судебной экспертизы сомнений в достоверности у судебной коллегии не вызывает и правомерно положено в основу решения суда первой инстанции.
Таким образом, суд первой инстанции, разрешая спор, верно применил положения федерального законодательства, установилобстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, и пришел к обоснованному выводу о наличии предусмотренных законом оснований для частичного удовлетворения административного иска.
В остальном доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения судом первой инстанции и не могут быть признаны состоятельными, поскольку сводятся по существу к иной оценке установленных по делу обстоятельств, представленных доказательств.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ безусловных оснований для отмены решения суда судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 18 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд в течение 6 месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.