Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Печуриной Ю.А, судей Александрова Г.И. и Солдатовой С.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чемодановой Т.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар на решение Краснодарского краевого суда от 18 апреля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению ООО "Русь-1" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества.
Заслушав доклад судьи Печуриной Ю.А, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
ООО "Русь-1" обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес"; с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес" с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес"; с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес"; с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес"; с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес"; с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес"; с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес"; с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес"1 по состоянию на 1 января 2020 года в размере их рыночной стоимости.
Исковые требования мотивированы тем, что значительное превышение оспариваемой кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости над их рыночной стоимостью приводит к завышенному размеру уплачиваемых арендных платежей.
Решением Краснодарского краевого суда от 18 апреля 2022 г. заявленные требования удовлетворены.
Установлена кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2020 года в размере 7 511 103 рублей, с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2020 года в размере 6 051 672 рублей, с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2020 года в размере 7 564 590 рублей, с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2020 года в размере 7 014 438 рублей, с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2020 года в размере 7 258 950 рублей, с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2020 года в размере 7 381 206 рублей, с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2020 года в размере 5 647 624 рублей, с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2020 года в размере 676 124 рублей, с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2020 года в размере 1 710 196 рублей, с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2020 года в размере 1 839 455 рублей, с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2020 года в размере 1 839 455 рублей, с кадастровым номером N, по состоянию на 1 января 2020 года в размере 47 405 000 рублей.
Не согласившись с решением суда, администрация муниципального образования город Краснодар подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда полностью, ссылаясь на то, что кадастровая стоимость земельных участков была установлена на основании и в полном соответствии с действующим законодательством, уменьшение кадастровой стоимости спорных объектов влечет изменение налоговой базы.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения по правилам части 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 245 КАС РФ, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с положениями статьи 402 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Из содержания положений статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" следует, что под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьёй 24.19 Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 3 названного Федерального закона кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Согласно пункту 1 статьи 373 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 Налогового кодекса РФ.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Как следует из материалов дела, административный истец ООО "Русь-1" является арендатором земельных участков:
- с кадастровым номером N площадью 983+/-11, расположенного по адресу: "адрес"
- с кадастровым номером N, площадью 792 +/- 10, расположенного по адресу: "адрес"
- с кадастровым номером N, площадью 990+/-11, расположенного по адресу: "адрес"
- с кадастровым номером N, площадью 918+/-11, расположенного по адресу: "адрес"
- с кадастровым номером N, площадью 950+/-11, расположенного по адресу: "адрес";
- с кадастровым номером N площадью 966+/-11, расположенного по адресу: "адрес"
- с кадастровым номером N, площадью 568+/-8, расположенного по адресу: "адрес"
- с кадастровым номером N, площадью 68+/-3, расположенного по адресу: "адрес"
- с кадастровым номером N, площадью 172 +/- 5, расположенного по адресу: "адрес"
- с кадастровым номером N, площадью 185 +/- 5, расположенного по адресу: "адрес"
- с кадастровым номером N площадью 185+/-5, расположенного по адресу: "адрес"
- с кадастровым номером N, площадью 8491+/-32, расположенного по адресу: "адрес".
Данные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объектов, представленными в материалы дела.
Принимая во внимание постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края N 318 от 27 апреля 2017 года, а также даты определения кадастровой стоимости земельных участков и даты внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, правоотношения, связанные с пересмотром кадастровой стоимости таких объектов, подлежат регулированию в соответствии с нормами Закона N 237-ФЗ.
Пунктом 1 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 апреля 2017 г. N318 "О дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" в качестве соответствующей даты перехода к проведению в Краснодарском крае государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ установлено 1 мая 2017 г.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона N 237-ФЗ кадастровая стоимость объекта недвижимости - полученный на определенную дату результат оценки объекта недвижимости, определяемый на основе ценообразующих факторов в соответствии с настоящим Федеральным законом и методическими указаниями о государственной кадастровой оценке. Частью 2 указанной статьи установлено, что кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Согласно ч. 5 ст. 13 Федерального закона N 237-ФЗ в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, включаются сведения ЕГРН, актуальные по состоянию на 1 января года проведения государственной кадастровой оценки. Определение кадастровой стоимости осуществляется бюджетным учреждением в отношении всех объектов недвижимости, включенных в перечень, в соответствии с методически указаниями о государственной кадастровой оценке (ч.1 ст. 14 названного закона).
В силу п. 1.2. Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года N 226, датой, по состоянию на которую определяется кадастровая стоимость, является 1 января года проведения государственной кадастровой оценки.
Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, являющихся предметом спора, утверждены приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 05 октября 2020 г. N 1882 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из состава земель населенных пунктов на территории Краснодарского края". В том числе, на основании указанного приказа утверждены результаты определения кадастровой стоимости спорных земельных участков:
- с кадастровым номером N в размере 9 706 948, 06 рублей, - с кадастровым номером N в размере 7 820 192, 16 рублей, - с кадастровым номером N в размере 9 770 993, 10 рублей, - с кадастровым номером N в размере 9 056 831, 94 рублей, - с кадастровым номером N в размере 9 371 360, 50 рублей, - с кадастровым номером N в размере 9 539 742, 66 рублей, - с кадастровым номером N в размере 7 745 282, 08 рублей, - с кадастровым номером N в размере 926 407, 52 рублей, - с кадастровым номером N в размере 2 346 064, 52 рублей, - с кадастровым номером N в размере 2 524 099, 30 рублей, - с кадастровым номером N в размере 2 524 099, 30 рублей, - с кадастровым номером N в размере 2 524 887, 40 рублей, - с кадастровым номером N в размере 65 303 941, 36 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В материалы дела представлены решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Краснодарского края (далее - Комиссия) N 9/7-N9/18 от 29 июня 2021 года, согласно которому заявление ООО "Русь-1" от 3 июня 2021 года отклонено, в связи с несоответствием представленного в комиссию отчета об оценке требованиям статьи 11 Закона об оценочной деятельности, а также требованиям к содержанию и описанию в отчете информации, используемом при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки. В данном решении изложено детальное описание названных нарушений.
Суд, рассматривая вопрос о дате определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, исходит из того, что лица, участвующие в деле, не оспаривали это обстоятельство, не представили суду доказательств, наличия иной даты определения кадастровой стоимости. В связи с чем, суд считает 1 января 2020 года для спорных земельных участков верной датой определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, что также подтверждается выписками из ЕГРН, выданными филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю о кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Согласно данным представленного административным истцом отчета об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества N 169/21 от 12 мая 2021 года, выполненного ООО "Линия бизнеса", рыночная стоимость земельных участков:
- с кадастровым номером N составляет 5 755 465, 00 рублей;
- с кадастровым номером N составляет 4 637 160, 00 рублей;
- с кадастровым номером N составляет 5 796 450, 00 рублей;
- с кадастровым номером N составляет 5 374 890, 00 рублей;
- с кадастровым номером N составляет 5 562 250, 00 рублей;
- с кадастровым номером N составляет 5 655 930, 00 рублей;
- с кадастровым номером N составляет 4 568 424, 00 рублей;
- с кадастровым номером N составляет 546 924, 00 рублей;
- с кадастровым номером N составляет 1 383 396, 00 рублей;
- с кадастровым номером N составляет 1 487 955, 00 рублей;
- с кадастровым номером N составляет 487 955, 00 рублей;
- с кадастровым номером N составляет 41 317 206, 00 рублей.
По ходатайству представителя административного истца по доверенности Козыревой И.А. определением суда от 11 октября 2021 года по делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено ООО "Р-ГРУПП". Перед экспертом поставлен вопрос об определении рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N по состоянию на дату определения кадастровой стоимости - 1 января 2020 года.
В связи с выявленными нарушениями, допущенными экспертом при проведении судебной экспертизы, которые привели к неправильным расчетам рыночной стоимости спорных объектов, определением суда от 11 февраля 2022 года по делу назначена повторная судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельных участков, производство которой поручено ООО "Край-Эксперт".
Согласно заключению судебной экспертизы N К-Э-72/2022 от 20 марта 2022 года, выполненному экспертом Смерчинским Н.М. рыночная стоимость земельных участков:
- с кадастровым номером N составляет 7 511 103 рубля;
- с кадастровым номером N составляет 6 051 672 рублей, - с кадастровым номером N составляет 7 564 590 рублей, - с кадастровым номером N составляет 7 014 438 рублей, - с кадастровым номером N составляет 7 258 950 рублей, - с кадастровым номером N составляет 7 381 206 рублей, - с кадастровым номером N составляет 5 647 624 рубля, - с кадастровым номером N составляет 676 124 рубля, - с кадастровым номером N составляет 1 710 196 рублей, - с кадастровым номером N составляет 1 839 455 рублей, - с кадастровым номером N составляет 1 839 455 рублей, - с кадастровым номером N составляет 47 405 000 рублей.
Из содержания заключения следует, что исследование проводилось с применением сравнительного подхода методом прямого сравнения продаж. Экспертом применены все необходимые корректировки в соответствии со Справочником оценщика недвижимости под ред. Л.А. Лейфера "Земельные участки" 2016 г.
В соответствии с требованиями пунктов 10, 12 - 14 Федерального стандарта оценки ФСО N 1, пункта 11 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", пунктов 22, 25 ФСО N 7 с учетом целей оценки на ретроспективную дату экспертом произведено исследование рынка в сегменте, соответствующем фактическому, наиболее эффективному использованию и условиям рынка продажи земель соответствующего назначения.
Отбор объектов-аналогов соответствует требованиям подпункта "б" пункта 11 ФСО N 7.
В заключении приведено обоснование соответствия корректировок, введенных на основании экспертного мнения, рыночным условиям, обоснование в соответствии с федеральными стандартами оценки и принципами в рамках выбранного подхода (принцип существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности). Анализ полученных результатов произведен в соответствии с пунктом 22 ФСО N 7.
Эксперт предупрежден судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем дал подписку; последняя представлена вместе с заключением по результатам оценочной экспертизы и приобщена к материалам дела; в заключении эксперт ответил на поставленные вопросы.
В совокупности с другими доказательствами по правилам статьи 84 КАС РФ заключение судебной экспертизы сомнений в достоверности у судебной коллегии не вызывает и правомерно положено в основу решения суда первой инстанции.
Таким образом, суд первой инстанции, разрешая спор, верно применил положения федерального законодательства, установилобстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, и пришел к обоснованному выводу о наличии предусмотренных законом оснований для частичного удовлетворения административного иска.
В остальном доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения судом первой инстанции и не могут быть признаны состоятельными, поскольку сводятся по существу к иной оценке установленных по делу обстоятельств, представленных доказательств.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ безусловных оснований для отмены решения суда судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 18 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд в течение 6 месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.